Родион Щедрин. Фото: © Алексей Дружинин/РИА Новости
Родиона Щедрина музыка сопровождала с рождения. Он выходец из музыкальной семьи, отпрыск композитора и преподавателя теории музыки, выпускник
Московского хорового училища и Московской консерватории (1955 года), ученик Юрия Шапорина по классу композиции и Якова Флиера по классу фортепиано. По преданию, популярности музыки молодого Щедрина за границей способствовал не кто иной, как Мстислав Ростропович, сделавший и распространивший по миру несколько записей его мелодий. А еще одна легенда гласит, что Щедрин сочинил 24 прелюдии и фуги, когда услышал произведения Дмитрия Шостаковича.
Некоторые специалисты считают, что в музыке молодого композитора было больше тональности, благодаря "цитированию" народной музыки, тогда как в более поздних стало больше алеаторики (техники композиции XX—XXI веков, допускающая вариабельность музыкальной ткани). Оставим этот вопрос специалистам. Для широкого слушателя несомненно одно: Родион Щедрин – человек очень щедрого дарования, универсального таланта и выдающейся работоспособности. Это очевидно по бескрайнему списку произведений композитора.
Щедрин прославился как автор музыки для балетов "Конек-горбунок" (1955), "Кармен-сюита" (1973), "Анна Каренина" (1971) и "Дама с собачкой" (1985). Все они созданы на основе известнейших литературных произведений. Родион Константинович любил писать балеты и умел это делать. Возможно, потому, что он состоял в счастливом браке с величайшей балериной страны, а может быть, и мира Майей Плисецкой. Они поженились в 1958 году и вместе прошли жизненный путь длиной в 57 лет. В 2015 году Майя Михайловна ушла из жизни…
Родион Щедрин и Майя Плисецкая. Фото: Википедия.
Также Родион Щедрин создал оперы "Не только любовь" (1961) и "Мертвые души" по знаменитой поэме Николая Гоголя, хотя, казалось бы, похождения плута Чичикова не наводят на мысли ни о красоте, ни о мелодичности, ни о театральности, ни о величии конфликта… Тем не менее, композитор обратился к поэме Гоголя по заказу Большого театра и работал над произведением около десяти лет, самостоятельно написав либретто (он писал либретто сам для себя еще не раз). Режиссёром оперы выступил Б. Покровский. Премьера состоялась в Большом театре в 1977 году под дирижирование Юрия Темирканова. Оперу высоко оценило другое музыкальное светило: композитор Тихон Хренников. "В музыкальном решении оперы Щедрин опирается на опыт своих великих предшественников. Корни музыки „Мёртвых душ“ — в нашей отечественной классике. Они ведут от „Каменного гостя“ Даргомыжского и „Женитьбы“ Мусоргского к операм Прокофьева и Шостаковича. Следуя их реалистическим традициям, автор „Мёртвых душ“ смело развивает современными средствами выразительный язык, основывающийся на достоверных интонациях человеческой речи. Вместе с тем композитор вновь проявил глубокую привязанность к народной музыке, дух которой он замечательно чувствует и передаёт как художник нашего времени", — сказал Хренников о произведении младшего коллеги.
В оперном "портфолио" Родиона Щедрина находится еще несколько музыкальных произведений на литературной основе: трехактная "Лолита", "Очарованный странник" и близкие к нам по времени создания "Левша" и "Рождественская сказка", она же "Опера фери", тоже основанная на сказке Николая Лескова в иностранном переводе. Эта опера содержит элементы оригинальной славянской сказки о Золушке и литературной сказки "Двенадцать месяцев".
Родиону Константиновичу удалось даже написать оперу по средневековым источникам: "Житию протоиерея Аввакума" и "Житию боярыню Морозовой". Излишне говорить, что и тут он сам выступил автором либретто хоровой оперы "Боярыня Морозова". Она впервые прозвучала в Московской консерватории в 2006 году.
Очень известны пять концерты для оркестра Родиона Щедрина. Композитор создал пять "фольклорных" концертов. Первый, имеющий двоякое название "Озорные народные частушки" по-русски и "Озорные лимерики" в переводе, что, конечно, неточно (лимерик – отнюдь не частушка), "утвердил" имя Щедрина на международной арене. Между прочим, в этом концерте прозвучала "академическая версия" бойкой частушки "Семеновна". Многие первые слушатели концерта были фраппированы… Но если посмотреть с другой стороны, так до Щедрина никто не делал! А "первооткрытие" и есть признак гениальности. Музыканты называют множество приемов, которые до Щедрина никто не использовал.
Второй концерт для оркестра, с подзаголовком "Звоны", был впервые исполнен Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением Леонарда Бернстайна в качестве одного из многочисленных заказов в честь 125-летия оркестра. Третий концерт для оркестра основывался на старинной музыке русских провинциальных цирков. Два следующих концерта тоже апеллировали к русской народной культуре: назывались "Хороводы" и "Четыре русские песни". Но, конечно, в творческом багаже Щедрина различных концертов для фортепиано с оркестром и для прочих инструментальных ансамблей намного больше. Родион Щедрин – великий полифонист, это отмечают все знатоки. Заслуженной славой пользуются симфонии Щедрина: Симфония № 1, Симфония № 2 и Симфония № 3. Две из них написаны в советскую пору, последняя – уже в новое время.
Родион Щедрин заслужил авторитет и как пианист-виртуоз и органист. Он солировал на фортепиано в премьерах первых трех из шести своих фортепианных концертов. Диски с записями его первых выступлений вышли в 1970-е годы. Композитор считался баловнем судьбы и в советское время. Но в 1989 году, с приемом его в члены Берлинской академии художеств, для Родиона Константиновича открылись новые возможности – и он активно стал сотрудничать с ведущими сценами и концертными залами всего мира, популяризуя тем самым великое русское музыкальное искусство. Родион Щедрин в новое время жил как в Москве, так и в Мюнхене. В Википедии указано, что он также является гражданином Литвы и Испании.
С юбилеем Родиона Щедрина связано множество мероприятий в его честь и знаков почета. Так, на днях стало известно, что он первым в истории получил
медаль Чайковского, учрежденную Русским музыкальным обществом.
Родион Щедрин. Фото: Аргументы Недели / argumenti.ru
Сегодня, в день 90-летия, с юбилеем Родиона Константиновича поздравил Президент России Владимир Путин. Его поздравительная телеграмма опубликована на сайте Кремля. Глава государства назвал именинника выдающимся композитором современности, человеком мощного и щедрого дарования, настоящим творцом и созидателем.
Присоединился к поздравлениям и премьер-министр РФ Михаил Мишустин. В поздравительной телеграмме на сайте правительства есть слова о том, что Щедрин является олицетворением лучших традиций русской музыкальной культуры.
Редакция "Ревизора.ru" также поздравляет юбиляра, желает крепкого здоровья, долголетия, постоянных новых творческих исканий и достижений и вечной любви ценителей искусства.