VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024
Страсти по Марку. Барочная реконструкция
27 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Столетний полет импровизации. Закрытие Московского джазового фестиваля

II Международный Московский джазовый фестиваль прошел с 19-25 июня 2023

Все фото в материале: Елена Алексеева
Все фото в материале: Елена Алексеева

На концерте-закрытия столетняя история российского джаза предстала в музыкальном документальном спектакле "Джаз от первого лица". Главными лицами вечера выступили саксофонист Игорь Бутман и актер Алексей Гуськов, которые "разыграли" перипетии судьбы отечественного джазового искусства на сцене зала "Зарядье". Московский джазовый оркестр и джазовая певица Фантине приняли участие в проекте.



Оригинальная музыкально-документальная идея концерта закрытия подвела черту не только нынешнему фестивалю, но и всему концертному сезону 2022-2023, который повсеместно отмечает 100-летие российского джаза. Вековая история становления заокеанского жанра на советско-российской почве явилась в цитатах создателей, пионеров джаза и легендарных музыкантов из актерских уст Алексея Гуськова. Сочная музыкальная ткань джазовых композиций иллюстративно вплеталась в художественную читку актера по ходу повествования. Историк джаза Кирилл Мошков подготовил литературную составляющую проекта, использовав воспоминания первопроходца российского джаза Валентина Парнаха, первого Народного артиста в джазе Леонида Утёсова, также создателя советского джаз-рока Алексея Козлова, легендарного трубача Андрея Товмасяна, джазового пианиста Даниила Крамера.



В этот июньский вечер на сцену переполненного публикой зала "Зарядье" вышли семнадцать инструменталистов Московского джазового оркестра под руководством Игоря Бутмана. Джазовый биг-бэнд в классических костюмах при галстуках бабочкой сверкал блестящим инструментарием брасса. Уже давно и сам маэстро Джаз "одет в концертный смокинг и бабочку". Он стал академическим джентельменом, войдя в круг классического искусства и выступая на сценах консерваторий. Это его безоговорочная победа. А когда-то...

Трудно приживался экзотический цветок в суровых условиях политической идеологии. Антиджазовые нападки писателя Максима Горького в памфлете «О музыке толстых» 1928 года и позже советского музыковеда Виктора Городинского в статье «Музыка духовной нищеты» 1950-го, вышедшей в разгар печально известной «эпохи разгибания саксофонов», отражают нелегкие годины "легкого" жанра.



В течении десятилетий джазу ставили в вину, что он антинародный, антисоветский жанр, но в самые лихие военные времена джаз был с народом. В доказательство оркестром была исполнена вокально-инструментальная композиция популярной песни "От Москвы до Бреста", солист и пианист Олег Аккуратов. Об этом и о многом другом повествовал Алексей Гуськов, то с грустью, то с гордостью, то с искрометным юмором. В духе Михаила Зощенко звучали выдержки из вездесущей газеты «Правда», где советская пресса в 1930-е годы поддерживала отечественный джаз и боролась за его идейный творческий рост.

И, безусловно, от первого лица, главной персоны - джазовой музыки - шел рассказ Игоря Бутмана и его музыкантов, среди которых появилась блестящая в прямом и переносном смысле ее яркого наряда джаз-вокалистка Фантине. Известные и любимые поклонниками жанра джазовые стандарты с великолепными импровизациями звучали в концерте, ежеминутно вызывая аплодисменты слушателей. Сам Игорь Михайлович, как всегда, выдавал головокружительные рулады на своих саксофонах. Синкопы, свинговые "вкусности", ритмико-мелодические зигзаги и выверты, и, как венец творения джазовой композиции, полет импровизаторской мысли царили в зале.



В качестве биса Алексей Гуськов объявил хулиганский номер. Он, Фантине и джазмены исполнили нечто, сочетающее в себе страстную испанскую песню, ясное дело про любовь, и тексты из... "Евгения Онегина" Пушкина. Воспринималось, как своеобразный перевод с испанского. При всей, на первый взгляд, несхожести материала мощная экспрессия исполнителей породнила русского поэта-африканца и афроамериканский джаз. Отчасти это был отсыл на другой совместный проект двух народных артистов Гуськова и Бутмана - ироническая драма по роману Александра Пушкина «Онегин-блюз».
Музыкальный спектакль-концерт «Джаз от первого лица», нескучная лекция по истории российского джаза, завершил II Международный Московский джазовый фестиваль-2023. События нынешнего джаз ивента запоминающе прошли на разных площадках города.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть