Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Трагедия, тризна и скифская Русь

Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского завершил столичный сезон в Московской филармонии двумя концертами.

Фото: пресс-служба оркестра
Фото: пресс-служба оркестра

Сначала окончил московский филармонический абонемент эффектным оперным гала-концертом, а затем в специальном филармоническом авторском вечере Александра Чайковского ГАСО Татарстана исполнил разные сочинения этого крупнейшего отечественного композитора. Оба выступления в Концертном зале имени Чайковского стали впечатляющей демонстрацией достоинств и перспектив коллектива.

Завершая свой абонемент в Московской филармонии, ГАСО Татарстана выступил с самобытными и яркими солистами Большого театра Динарой Алиевой (сопрано) и Бехзодом Давроновым (тенор). И если последний завоевал престижные международные лауреатские звания и снискал известность относительно недавно, то Динара Алиева уже давно зарекомендовала себя как талантливая и незаурядная певица с прекрасным голосом. Её сильное, гибкое и красивое сопрано словно подчёркивалось тембровым богатством оркестра под управлением Александра Сладковского. Вместе с ГАСО Татарстана Алиева была органична и убедительна и в ариях Верди, и в драматических сценах Пуччини, и в трагических исповедях Чайковского. А оркестр демонстрировал уверенное понимание оперной стилистики не только в роли аккомпаниатора, но и в интерпретациях знаменитых оркестровых фрагментов.

 
В авторском вечере из произведений Александра Чайковского Сладковский и Госоркестр Татарстана стали главными участниками. После, разумеется, присутствующего на концерте композитора, к которому в антракте выстроилась внушительная очередь за автографами. Открыла программу посвящённая Александру Сладковскому Пятая симфония, первым исполнителем которой дирижёр и возглавляемый им оркестр стали в 2021 году на Одиннадцатом фестивале современной музыки имени Софии Губайдулиной. Эта двухчастная лаконичная партитура сразу же позволила оркестру раскрыть свои сильные стороны. Симфония насыщена драматическими контрастами и динамическими волнами, которые так эффектно удаются Сладковскому и его музыкантам. Эти впечатляющие кульминации, а также завораживающие медитативные фрагменты, угрожающие остинатной поступью "кинематографичные" нарастания, ностальгическая лирика, – всю многогранную образную палитру симфонии оркестр наполнил роскошью красок и богатством оркестровых тембров. С необыкновенной искренностью и проникновенностью прозвучали красивейшие лирические страницы второй части. Мерцающие соло маримбы с отзвуками фортепиано, выразительные реплики деревянных духовых и арф словно подготавливали медитативный и умиротворяющий финал. Однако, итог у этой завораживающей истории всё же оказался трагическим, и финальная драма ощущалась особенно остро после галереи возвышенных и одухотворённых образов.

Как и в Пятой симфонии, в продолжившем вечер Концерте для двух фортепиано с оркестром немало особенностей, опирающихся на русскую фортепианную музыку, но еще больше черт – от неоклассики. Ощутимы аллюзии с барочной музыкой, старинным концертированием, в котором главное – эффектность и виртуозность. Композитор искусно жонглирует стилями: вслед за аллюзиями на старинные двойные концерты – классико-романтическая структурная четкость цикла из трех частей с медленной, лирической центральной. Только проступит аналогия на виртуозную романтическую фортепианную школу, как она оборачивается ударной трактовкой инструмента, наподобие неоклассицистских опусов Стравинского или джазовых фантазий Гершвина. "Виртуозным, эффектным и ударным" называет этот концерт сам композитор в своих комментариях в буклете к концерту. И отмечает востребованность этого сочинения, которое много игралось как и его первым исполнителем, которому концерт посвящён – Александром Слободяником, так и многими другими. Солирующие в этот вечер Борис Березовский и Дмитрий Маслеев прекрасно воплотили всю динамику и драйв партитуры. Но помимо джазовой энергетики, в исполнении этих солистов с ГАСО Татарстана концерт запомнился удивительной медленной частью. Её мелодичные соло фортепиано, истаивающие, мерцающие, будто растворяющиеся в сумерках, тихие кульминации, выразительные переклички деревянных духовых, – всё это создало невероятно поэтичную картину. Которую, как и в финале Пятой симфонии, вдребезги разбил стремительный финал, вновь полный невероятных контрастов.

 
Двойной фортепианный концерт прекрасно демонстрирует, что современная музыка может впечатлять не только новациями и экспериментами. Но оставаться актуальной и увлекательной, опираясь на традиции, мелодическую красоту и поэтичную образность. Не менее убедительно это удалось продемонстрировать ГАСО Татарстана и Александру Сладковскому в исполненном во втором отделении "Русском реквиеме".

Александр Чайковский написал "Русский реквием" в 2005-м году, к 60-летнему юбилею победы в Великой отечественной войне и посвятил его войнам, потрясшим ХХ век, от Русско-Японской до Второй Мировой, а также почтил память всех павших в их сражениях. Композитор характеризует восьмичастный реквием не как канонический опус, а как лирическое полотно. Называя его "русским", Чайковский подчёркивает обращение к знаменитым стихам русских поэтов, строки из которых многократно цитировались, перефразировались и даже превратились в крылатые выражения.



В интерпретации Сладковского крайние части "Русского реквиема" стали гимническим обрамлением лирической исповеди: вступительное Adagio "Когда пробьет последний час природы" на стихи Ф.Тютчева ("Последний катаклизм") воспевало незыблимость мироздания, а финальное Andante на Псалом Давида "Боже, тебя от ранней зари ищу я" звучало столь мощно и величественно, что, казалось, вся эта благодать и умиротворение совершенно недостижимы даже для самых блаженных праведников. Возможно, в замысел как композитора, так и исполнителей и не входило так подчеркнуть всю тщетность людского бытия, драматичные сюжеты которого раскрывались в центральных частях. Однако, и в начале, и, особенно, в финале в создание возвышенной и отрешённой от мирских страстей атмосферы сполна внёс свою краску каждый исполнитель: Наталья Петрожицкая (сопрано), Олеся Петрова (меццо-сопрано), Евгения Кривицкая (орган), Госкапелла России имени Юрлова, Большой детский хор имени Попова, ГАСО Татарстана и возглавляющий этот монументальный исполнительский ансамбль маэстро Сладковский. Самыми драматичными эпизодами Реквиема стали симфонические вторая и четвёртая части, в которых оркестр под управлением Сладковского прекрасно воплотил эмоциональное напряжение, заложенное в музыке. Безутешными женскими плачами стали сольные монологи "На краю деревни старая избушка" на стихи С.Есенина ("Молитва матери") и "Девушка пела в церковном хоре" на стихи А.Блока. В еще одной исповеди на стихи И.Бродского "Ни страны, ни погоста…" к лирической интонации прибавилась маршевая поступь. А последующая часть "Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя" на стихи Н.Заболоцкого ("Завещание") не оставила сомнений, что этот чеканный шаг – похоронный. В обрамлении величественной и отстранённой от мирских драм красоты крайних частей трактовка Сладковского этой многогранной партитуры Александра Чайковского стала подлинным откровением.



Эмоциональный накал "Русского реквиема" вызвал шквал восторгов и, разумеется, у оркестра был подготовлен "бис". Им стала симфоническая картина "Стан Тамерлана" – самый хитовый эпизод оперы А.Чайковского "Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане". На аудио диске ГАСО Татарстана под управлением Сладковского 2012 года с записью Третьей симфонии Александра Чайковского (который стал одной из первых записей оркестра со Сладковским) финальным треком является именно "Стан Тамерлана". Татарский оркестр всегда исполняет эту колоритнейшую партитуру с невероятной скифской мощью и какой-то невиданной энергетикой. Которая, конечно, и в этот вечер не могла остаться без ответа. В итоге, "бис" прозвучал дважды! Причём, сначала оркестр играл практически без дирижёра: отдав вступительный ауфтакт, маэстро покинул сцену, по-джентельменски провожая вышедших на поклоны композитора, хормейстеров и солистов. Дирижёр вернулся лишь к самым эффектным, последним тактам, когда пульсирующее остинато оркестра на фоне шквального напора ударных и меди как всполохи разрежали залихватские выкрики хористов и оркестрантов. На втором исполнении "биса" в этом фрагменте к артистам на сцене присоединились уже и многие из публики... Пожалуй, такого финала симфонического концерта в столичной филармонии давно не было и, наверное, еще долго не будет. Хотя, наверняка, ГАСО Татарстана и Сладковский могут повторить!
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть