Могучая поступь фестиваля в Ярославле
2 мая 2024
1 Мая: история праздника
1 мая 2024
Фестиваль "Твой шанс": "Песнь летящей стрелы"
29 апреля 2024
Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

В Музыкальном театре имени Наталии Сац завершается "Неделя старинной оперы"

Художественный руководитель театра Георгий Исаакян в интервью рассказывает о проекте Оpera omnia и Неделе старинной музыки

Фото: Елена Лапина
Фото: Елена Лапина

Театр Натальи Сац впервые отметил Международный день старинной музыки оригинальным проектом – Неделей старинной оперы и открытием Академии Opera omnia.

Художественный руководитель театра Георгий Исаакян и известный исследователь музыкального барокко Эндрю Лоуренс Кинг пришли к этой идее обоюдно и закономерно. Режиссер, один из открывателей и пропагандистов опер Ренессанса и Барокко в России, и один из самых авторитетных барочных арфистов мира, лауреат премий Grammy, Echo, Gramophone, основатель ансамбля The Harp Consort, дали в сумме замечательный творческий альянс.
 
Появившаяся коллекция из трех старинных опер в репертуаре театра в полноценном сценическом воплощении Исаакяна, требовала специфических аутентичных инструментов и инструментально-вокальной подготовки исполнителей. Маэстро Кинг, носитель ренессансно-барочного языка, знаток той исторической эпохи, коллекционер старинных инструментов, –  не только идеальный музыкальный руководитель, дирижер, но и педагог-мастер. Обучение, воспитание, погружение в специфику стиля всех исполнителей нового для театра репертуара потянули за собой лекции маэстро, практические занятия, школу и идею Академии.

Фото: Театр им. Н. Сац

21 марта, поздравив Георгия Георгиевича с Международным днем старинной музыки, в перерыве открытой репетиции спектакля “Любовь убивает” мы попросили его рассказать об этой идее.
 
"Проект Opera omnia – это некий промежуточный итог. Пять лет назад, предпринимая первую совместную попытку постановки оперы “Игра о Душе и Теле” итальянского композитора Эмилио де Кавальери мы не думали об этом. Не знали, что маэстро станет приезжать к нам регулярно. И я счастлив, что Эндрю поселился у нас и приезжает сюда, как домой, часть его инструментов даже хранится здесь.
 
Но как раз выпуская последний спектакль “Любовь убивает” испанского композитора Хуана Идальго де Поланко, мы осознали – нужно развиваться дальше. Нам интересно друг с другом, но еще больше нам захотелось, чтобы вокруг этих спектаклей, этой музыки возникало целое большое сообщество людей также, как мы любящих это и воспринимающих старинную оперу, может быть, как одно из самых главных достижений человечества," – прокомментировал Георгий Георгиевич.

Сцена из оперы "Любовь убивает". Фото: Театр им. Н. Сац
 
Почтенный четырехсотлетний возраст шедевров Ренессанса и Барокко требует овладения культурно-историческим и национально-жанровым кодом ранних опер.
 
"Ренессанс и Барокко – это даже не форма, и не столько средства выразительности, сколько философия. Это последняя великая эпоха в истории человечества, когда человек предполагал, что все-таки есть Небеса. В этой музыке ты тянешься вверх в надежде, что тебе ответят. Эти первые образцы оперы как жанра столь совершенны, потому что они слышали Небеса внутри себя. Эта вертикаль рухнула в эпоху Просвещения. Почему сегодня так популярно Барокко? Это последняя возможность прикоснуться к Небу," – рассуждает режиссер.
 
Вопросы аутентики и стилизации – краеугольный камень для исполнителей ренессансно-барочного репертуара.
 
"Эндрю много шутит на эту тему," – смеется Исаакян, – Он вроде бы должен быть аутентистом, но относится к этому скептически. Для того, чтобы был аутентичный спектакль в зале должен сидеть аутентичный зритель XVI-XVII веков. Тот, для кого библия не миф, не иносказание, а реальность, он так это воспринимает.
 
Так как отсутствует такой зритель, то разговоры об аутентике приблизительны. К тому же мы реконструируем спектакль по манускриптам, по тому как кто-то написал. Попробуйте по рецензии, например, реконструировать описываемый спектакль. Получится ли нечто похожее на происходящее на сцене? Каждый слышит и интерпретирует по-своему.
 
Например, у Эндрю 20 барочных арф. В идеале для разных композиторов, эпох, стран. Для нас то, вроде, нет особой разницы. И если гоняться за всеми мелочами, можно упустить главное – спектакли должны влюблять в себя, вступать в контакт со зрителем, не вызывая зевоты. Они должны быть живыми, не "сухими" и не состоящими исключительно из отсылок и цитат. Эндрю – идеальное сосуществование живого музыкантского начала и абсолютно погруженного в этот материал."

Мастер-классы, проводившиеся Эндрю Лоуренсом Кингом в рамках проекта Академии старинной оперы, вызвали по словам присутствовавших студентов хорового училища состояние "выноса мозга" в самом хорошем смысле этого слова. Еще бы. Легко и непринужденно маэстро привел к общему знаменателю импровизацию барочного арфиста и любого джазового музыканта, посвящая всех в секреты стиля.
 
"Эта музыка не отпускает, хочется, чтобы она была все время с тобой. Я бесконечно счастлив, что у нас три старинных оперы в театре, уже целая коллекция. Вроде бы не дело это детского театра, да не у кого руки не доходят. Но должна быть возможность прикоснуться к этому фантастическому миру," – завершил свой рассказ Георгий Исаакян.
 
Академия старинной оперы Opera omnia – это воскрешение того, что не заслуживает забвения. Весенние мастер-классы в Музыкальном театре Натальи Сац для всех практиков театра планируется повторить осенью и сделать это начинание регулярным.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Могучая поступь фестиваля в Ярославле
Фестиваль "Твой шанс": "Песнь летящей стрелы"
Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть