Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

VII Платоновский фестиваль искусств открылся в Воронеже мировой премьерой оперы “Родина электричества”

В минувшую пятницу в Воронеже открылся VII международный Платоновский фестиваль искусств

Воронежский театр оперы и балета. Фото: Дарья Кобзаренко
Воронежский театр оперы и балета. Фото: Дарья Кобзаренко

“Не Дягилевским фестивалем единым живы,”- отметил пианист и композитор Антон Батагов в своем вступительном слове перед совместным концертом с Полиной Осетинской в Воронеже. И был прав - из ежегодных мультидисциплинарных арт-форумов нашей страны, Платоновфест по праву считается одним из самых ярких и значимых.

В день открытия VII Платоновского фестиваля до первого театрального события, мировой премьеры оперы Глеба Седельникова “Родина электричества”, открылся арт-центр “Коммуна”, а также самый масштабный выставочный проект Платоновфеста-2017, посвященный творчеству выдающегося советского живописца, графика и театрального художника Александра Тышлера.
 
Арт-центр "Коммуна". Фото: Дарья Кобзаренко

В арт-центре “Коммуна” в этом году представлены
2 выставки: репродукции из цикла Павла Пепперштейна “Супрематические исследования древнегреческих мифов”, в котором всем известные со школы знаменитые сюжеты древнегреческой мифологии пересказаны языком супрематизма, и видео-проект “Смотри на людей”, демонстрирующий в формате кинопоказа актуальный российский видеоарт последних двух десятилетий из коллекции Московского музея современного искусства.
 
Павел Пепперштейн. "Супрематические исследования древнегреческих мифов". Фото: Дарья Кобзаренко
 
“Александр Тышлер. Игра и лицедейство” - это первая за 20 лет монографическая выставка работ уникального художника, современника Платонова, Александра Тышлера (1898-1980). Автор и куратор проекта - старший научный сотрудник Отдела личных коллекции ГМИИ имени А.С. Пушкина Анна Чудецкая. Масштабная экспозиция была скомпонована специально для Платоновского фестиваля и уже после Воронежа будет демонстрироваться в столице. Помимо работ из ГМИИ им. Пушкина, выставка включает произведения из коллекций Театрального музея им. А. А. Бахрушина, Тульского областного художественного музея и один уникальный рисунок Александра Тышлера - “Продавец палок” (1925) из собрания Воронежского областного художественного музея им. И. Н. Крамского.
 
Александр Тышлер. "Легенда о девушке-кентавре № 2". Фото: Дарья Кобзаренко 
 
Официальное открытие фестиваля состоялось в воронежском театре оперы и балета. Приветственные слова зрителям произнесли губернатор Воронежской области Алексей Гордеев и художественный руководитель фестиваля, а заодно и режиссер-постановщик “Родины электричества” Михаил Бычков.
 
Опера "Родина элекричества". Фото: Андрей Парфенов
 
Никогда еще открытие Платоновского фестиваля не было столь громким и впечатляющим - опера Глеба Седельникова “Родина электричества” (первоначальное название - “Лампочка Ильича”), написанная по мотивам рассказов Андрея Платонова, поставлена на родине писателя воронежским режиссером. Ни один театр не ставил целиком и полностью это произведение из-за сложности и необычности музыкального материала. К счастью, вся труппа воронежского театра оперы и балета, задействованная в постановке, блестяще освоила изобретательные партии: голоса солистов и хора (который, к слову, выступает как главное действующее лицо спектакля) открылись с новой стороны, продемонстрировав невероятный потенциал.
 
Действие оперы происходит в начале 1920-х в деревне Рогачевка Воронежской области и основано на реальных событиях, в которых участвовал Андрей Платонов - возникновение артели и строительство местной электростанции, впоследствии уничтоженной пожаром. В “Рассказе о потухшей лампе Ильича” Платонов описывает эту историю.

Опера "Родина элекричества". Фото: Андрей Парфенов

Простой, как может показаться на первый взгляд, бытовой локальный сюжет создатели постановки превратили в философскую драму, высокую мечту человечества о переустройстве мира, эволюции материи и духа, что как нельзя лучше соответствует атмосфере произведений Платонова. Мечта о чудо-машинах, которые избавят человечество от необходимости только и думать, что о своем выживании, у писателя всегда была сопряжена с высокими идеалами нового будущего и верой в лучшее и просветленное человечество. Не только “Будем есть мы пирожного куски, хватит и куриного яйца”, но и “Наша душа светлеет и растет”, - поют жители Рогачевки в надежде на, в прямом и переносном смыслах, СВЕТЛУЮ жизнь, которую даст им результат их коллективного труда - электростанция. Эта мощная созидательная энергия, импульс которой задал центральный персонаж оперы Фрол с говорящей фамилией Дерьменко (“Будто бы предки мои с голоду ели дерьмо”), подхваченная вдохновленной Евдокией, заразила всю артель Рогачевки, которая изначально не горела энтузиазмом (“Землю липистричеством мазать хочет”), и совершила переворот. Переворот не только в материальном укладе жизни деревни, но и, хочется верить, в сознании ее жителей. Ведь недаром после того, как электростанцию сожгли кулаки, они, погоревав, все же не опускают руки (“Станция сгорела, но добро-то осталось, не горючее оно, вечное”) и решают начать все сначала (“Мы помучаемся и сумеем”). “Будем жить неугасимо” - свет нового будущего отныне отблескивает в их душах.  

Фото: Дарья Кобзаренко
 
Визуальное оформление спектакля кроме как восторга не вызывает иных чувств. Декорации Николая Симонова, костюмы Юлии Ветровой, видеопроекция Алексея Бычкова, созданная в духе супрематизма, световая партитура Ивана Виноградова - все визуальные элементы спектакля невероятно органично создают единую художественную концепцию, которая адекватна и музыке, и теме, и времени, в котором происходит действие оперы. Отдельных похвал заслуживает музыкальный руководитель и дирижер постановки Юрий Анисичкин, сумевший “поднять эту глыбу” - сложнейший музыкальный материал. Блестяще исполнили свои партии солисты Кирилл Афонин (Фрол), Анастасия Черноволос (Евдокия), Максим Шабанов (Семен), Алексей Тюхин (Прокофий Кузнецов) и самая юная солистка Полина Карташова, которой по иронии досталась самая возрастная роль - роль Старухи. И, конечно, нельзя не отметить режиссера-постановщика оперы - Михаила Бычкова. Теперь уже очевидно: “Родина электричества” - его лучшая режиссерская работа в оперном жанре.

Ревизор.ru является независимым сетевым изданием. Мы поддерживаем отечественную культуру. Для того чтобы активно освещать культурные мероприятия по всей стране, мы нуждаемся в финансовой поддержке. Помочь порталу можно прямо на сайте по форме ниже.


Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть