Вся его богатая концертная, педагогическая и человеческая public relation, направленная на повышение сольного статуса альта, дает мощный толчок развитию лучших традиций отечественной и мировой музыкальной культуры в целом.
Конкурс Башмета - один из путей расширить альтовый репертуар, раскрыть богатые возможности альта как сольного и ансамблевого инструмента. И как любой конкурс, безусловно, имеет цель поддержать и поощрить молодых одаренных альтистов из разных стран, содействовать развитию их дальнейшей творческой карьеры.
Заключительный гала-концерт, награждение лауреатов и церемония закрытия конкурса состоялись 1 февраля в зале Филармонии-2.
Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром Моцарта в исполнении Анны Савкиной (скрипка), Александра Татаринова (альт) и Камерного ансамбля “Солисты Москвы” великолепно открыла вечер. Исполнение состоялось во всех смыслах. Вдохновенный артистизм, тонкий ансамбль в дуэте и уверенное взаимодействие с оркестром, качество звука, стиля и техники солистов - выше всяких похвал. Чуткое по отношению к солистам и Моцарту музицирование “Солистов Москвы” не осталось незамеченным жюри, отдавшему специальный приз им. Олега Кагана за лучшее исполнение Концертной симфонии Моцарта камерному ансамблю “Солисты Москвы”. Это произведение входило в конкурсные прослушивания альтистов четвертого тура. Альт в этом сочинении не должен иметь второстепенную роль, а на равных солировать со скрипкой. Когда-то Олег Каган и Юрий Башмет играли его в Зальцбурге. Сам Моцарт вторую часть этого произведения играл на альте на похоронах своей матери. Этот альт побывал в руках Башмета.
Главная часть вечера - вручение премий. Жюри в составе: Н. а. России, профессор, кандидат искусствоведения Александр Бондурянский; З.а. России, доцент, солист камерного ансамбля "Солисты Москвы", ответственный секретарь жюри Роман Балашов; З. д. Искусств России, председатель экспертного совета Московской филармонии Евгений Баранкин; профессор Парижской консерватории, Президент международной академии музыки Ролло Ковак (Франция); концертирующий альтист и композитор Гарт Нокс (Ирландия-Великобритания); почетный профессор Высшей Музыкальной школы Цюриха Лоуренс Пауэр (Великобритания); концертирующий альтист и дирижер Максим Рысанов (Украина-Великобритания); основатель и президент Kronberg Academy of Music Раймунд Тренклер (Германия); композитор, народный артист РФ, профессор, художественный руководитель Московской филармонии Александр Чайковский и профессор Берлинского Университета искусств Вильфриед Штреле (Германия); специальный гость конкурса, Президент всемирного конгресса альтистов Карлос Мария Соларе (Италия) третью премию не присудило. Вторую премию (8 тыс. Евро) разделили Александр Татаринов (Россия) и Павел Романенко (Казахстан). Первая (15 тыс. Евро) и специальный приз за лучшее исполнение обязательного произведения на первом туре достались Каролине Эррера (Россия-Германия).
Затем слово взял Юрий Абрамович. Он рассказал о конкурсе, о своих замечательных друзьях-членах жюри, коллегах и учениках, педагогах и проблемах. Но больше всего он говорил о своем инструменте. В каждом слове было признание в любви, которая передавалась залу. Ода Альту, нежная и преданная:
"Работы было много, надо было взвешивать понятия качественного, инструментального и музыкального мышления. Главное достижение восьми конкурсов - уже никто не говорит, что альт - это "Золушка", не сольный инструмент. Завещание наших российско-советских предков по профессии - сыграть на альте не просто с чистой интонацией, а с точки зрения музыки. Этого добивались Владимир Бакалейников, знаменитый Вадим Борисовский, Петр Серафимович Дружинин мой педагог-гений, которому посвящена соната для альта и фортепиано последний опус Шостаковича, Юрий Маркович Крамаров, Рудольф Баршай. В других странах тоже есть такие имена.
Для меня очевидно, что это не начало пути, а расцвет пути, по которому великий альт идет легко. Задумайтесь, с итальянского виола - это альт, виолина - маленькая виола, то есть скрипка, виолончелло - большая виола. Даже в языке ядро - это виола. На нем играли Бах, Моцарт, Паганини, они сочиняли для него. Сейчас на фестивале в БЗК в один вечер сыграли 4 концерта для альта с оркестром. Мы выбрали их из более, чем 50-ти концертов, мне посвященных.
Когда-то я организовал экспериментальную кафедру в консерватории, чтобы создать альтиста-супермена и альтистку-суперменку. Продолжением и результатом этой идеи стал конкретно нынешний конкурс. К его участию впервые пригласили дипломантов и лауреатов других конкурсов. Для жюри это было легче - прослушать 15 вместо 50 участников.
На этом конкурсе было много интересного. Чего стоил мастер-класс совершенно неподражаемого Гарта Нокса "Новые способы звукоизвлечения и новые приемы исполнения на альте". Он продемонстрировал невиданные ресурсы инструмента, способы игры, которые пока еще невозможно записать в нотах из-за отсутствия таких знаков.
Наши члены жюри познакомились с коллекцией музыкальных инструментов музея Глинки. Альт Паганини работы Страдивари попал в Москву, я сыграл на нем концерт. Инструмент не очень удачный. Может, несовершенный инструмент заставил Паганини снова вернуться к скрипке. Но его увлечение альтом осталось в истории в виде, заказанной им Гектору Берлиозу, Симфонии для солирующего альта с оркестром "Гарольд в Италии".
Инструмент альт, не смотря на свое 400-летнее развитие, остается загадочным. Ни женщина, ни мужчина, голос космической красоты. Он, вообще, о красоте. Все альты очень разные по звучанию, в отличие, например, от совершенной стандартной красоты всех роялей Стейнвей. Даже скрипки Страдивари, гораздо ближе одна к другой, и современные скрипки стремятся к этим старинным стандартам. Альты же есть с высокими или низкими частотами, бархатный или острый, гнусавый, 38 или 47 см в длину.
Возрос альтовый сольный репертуар. Но речь идет не просто о качественной красивой музыке, а о чем сольный инструмент поет и говорит. Как проявляется значимость сольного альта, его какая-то шекспировская, миссионерская роль, глубина и трагизм, без которого не может существовать артист. Это понимали великие. Трагический альт слышен в ансамблях у Брамса, и квартетах Чайковского. Особенно осознавал роль и филосовское звучаниа альта Шостакович. Его 13 квартет, посвященный Борисовскому, содержит материал, приближенный к Лунной сонате Бетховена. В своем 15 квартете Шостакович отдает альту соло в траурном марше. И, наконец, предсмертная соната для альта и фортепиано опус 147, где альту поручена сама тема Лунной сонаты.
"Играя на альте, я ощущаю себя в сердце полифонии" - лучше Баха не скажешь," - закончил Башмет.
Павел Романенко особым загадочным звуком виолы исполнил Концерт для альта с оркестром Уильяма Уолтона с Симфоническим оркестром “Новая Россия”, дирижер Денис Власенко. Обладательница первой премии Каролина Эррера сыграла концерт Белы Бартока.
Поздравления также получили обладатели специальных призов - За лучшее исполнение произведения русского автора и от Башмет-центра - Александр Татаринов. За лучший ансамбль - Павел Романенко, Евгений Румянцев, Андрей Скрипки. Ксения Башмет - лучший иллюстратор-концертмейстер.
Были учреждены дополнительные призы за высокий профессионализм от Юрия Башмета Наталье и Елене Никитенко, Денису Власенко.