Открыла вечер симфоническая поэма "Вальс", которую принято считать отражением трагедий Первой мировой войны. Обращаясь к стилистике бального танца, олицетворяющего расцвет аристократии, успеха и богатства, Равель трансформирует галантный символ эпохи в сметающий всё на своём пути вихрь, превращающий балы золотого века Вены в призрачные видения. С такой же роковой силой Первая мировая война принесла разрушения и упадок в прекрасные дворцы и сады Европы. Фатальные мотивы преобладали во многих послевоенных сочинениях Равеля, побывавшего на передовых и пережившего ужасы войны. Творческой сублимацией его психологических травм стали устрашающе неотвратимые нарастания "Вальса" и, позднее, "Болеро". Однако, утончённость, галантность, стремление к изысканности и красоте, которые пронизывают всё творчество Равеля, на самом деле, имеют мало точек пересечения с разрушительными концепциями о гибели цивилизации. Когда партитуры этого композитора наполняют излишним драматизмом и потусторонними смыслами, зачастую возникает сумбур и нелепица. Обращение к симфонической музыке Равеля требует тонкого чувства стиля, исполнительской свободы, детальной работы с оркестровой фактурой и, вместе с тем, широкого дыхания. Наполнив всеми этими достоинствами свою интерпретацию "Вальса", Александр Сладковский и возглавляемый дирижёром Госоркестр Татарстана превратили исполнение этой симфонической поэмы в триумф оркестрового мастерства. Недаром вслед за последними звуками зал разразился невиданными овациями, уместными обычно лишь в финале вечера. Ажиотаж публики был таков, что пока все солисты оркестра не раскланялись и не получили своих порций восторгов, зал не умолк.
Необыкновенно цельная концепция "Вальса" подчеркивала красоту музыки и гибкость симфонических трансформаций тем, разнообразие оркестрового колорита и впечатляющую оркестровую мощь, которую Сладковский, будто по волшебству, извлекал из мгновенных нарастаний и неожиданных контрастов. Богатство партитуры Равеля были многократно подчеркнуты, словно высвечены супер яркими софитами. Предельно выразительны были "говорящие" паузы, подчёркнуто пластичны гибкие повороты мелодии вальса, галантного в начале и рокового в финале. Оркестр создавал эмоциональную и драматическую картину, тонко выстраивая баланс между владевшими композитором устрашающими видениями и его внутренним "я", всегда стремившимся к совершенству и красоте. Поэтому даже в самые драматичные моменты в интерпретации Сладковского главенствовала гармония, воплощённая в удивительной ритмической и динамической свободе, гибкости темпов, создавших ощущение порывистости дыхания и воздушности. Прекрасное полётное движение наполняло соло скрипки (Алина Яконина) и глиссандо арф (Наталья Антонова и Анастасия Акулова), царило в пронзительно чистых соло духовых и сногсшибательной, мощной поступи ударных. Столь впечатляющее исполнение "Вальса" по праву можно отнести к выдающимся впечатлениям в рамках всего концертного сезона.

Красота пронизывала и музыкальные картины Востока, ставшие тремя частями вокального цикла "Шехеразада". В комментариях Артёма Варгафтика (как всегда ясно и увлекательно объясняющего хитросплетения сложных симфонических опусов) подчёркивалась особая связь этого произведения Мориса Равеля с русской музыкой. Гибкая вокальная партия опиралась не только на традиции французской оперы, но, в первую очередь, на исследования Мусоргским особенностей мелодики речи. А "Шехеразаду" Римского-Корсакова французский классик считал шедевром и создавал свою поэму в парафраз уже знаменитой к тому времени русской "Шехеразаде". Но французская сказочница не беседует с султаном Шахриаром, а описывает прекрасные картины Востока. Ансамблю Госоркестра Татарстана под управлением Александра Сладковского с Екатериной Семенчук (меццо-сопрано) удалось в полной мере передать восторженные, экзальтированные видения, в который колониальный мир предстаёт загадочным, удивительным, манящим и прекрасным, причём, даже в своих казнях и войнах. Ведь строки о жестокости средневековых тиранов-султанов сопровождает возвышенная и прекрасная музыка, своим богатством тембров и красок превозносящая бессердечных султанов в противовес словам. Насыщенная фактура этого трехчастного цикла полна оркестровых эффектов, экстатических кульминаций и эфемерных звучаний, присущих музыкальному импрессионизму, вдохновенно воплощенному артистами. Глубокий и насыщенный голос Екатерины Семенчук, дополненный её незаурядным актерским прочтением, превращал каждую часть этого цикла в полную смыслов и сюжетов картину, сквозь ориентальные красоты которой проступали подлинные драмы. Вторая часть, "Волшебная флейта", повествовала об одиночестве и неравном браке, которые в прошлые времена были одинаково фатальны для женщины и на Востоке, и на Западе. А третья зарисовка, "Равнодушный", хоть и продолжала тему отсутствия взаимности, но взглядом стороннего наблюдателя. Им становился оркестр, создавший манящий и прекрасный образ, квинтэссенцию музыкального импрессионизма с его стремлением запечатлеть прекрасное, но неуловимое мгновение.
Симфоническая поэма "Шехеразада" Римского-Корсакова, как и партитуры Равеля, принадлежит к тем вершинам оркестрового искусства, которые предполагают демонстрацию высокого исполнительского уровня солистов практически всех групп оркестра. Шехеразада и герои её сказок начинают рассказы о своих приключениях выразительными соло, вырастающими в драматические сюжеты и мощные кульминации. Голосом Шехеразады стала скрипка концертмейстера оркестра Алины Якониной, которой отвечали темы загадочных персонажей, необычных стран и удивительных путешествий, персонифицированные оркестровым тембрами арфы (Наталья Антонова), флейты-пикколо (Антон Дыкин), флейты (Венера Порфирьева), виолончели (Михаил Гринчук), гобоя (Андрей Шубин), кларнета (Артур Мухаметшин), фагота (Рамиль Сафин), валторны (Сергей Антонов), малого барабана (Михаил Красничкин). Насыщенная выразительными соло партитура слушалась на едином дыхании и в очередной раз продемонстрировала первоклассный уровень музыкантов Госоркестра Татарстана, который восхищает не только высоким качеством исполнительского мастерства каждого артиста оркестра, но и позволяет открыть совершенно новые грани в, казалось бы, давно известной музыке. Вот и "Шехеразада" Римского-Корсакова будто живописала не колорит Востока, а картины северных морей, которые, потомственным морским офицером Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым были любимы с детства.
Будущий композитор окончил Санкт-Петербургский морской кадетский корпус и совершил трехлетнее плавание на военном парусном корабле-клипере "Алмаз". Мощные контрасты и кульминации в интерпретации Сладковского и Госоркестра Татарстана в первой части создавали колоритные картины грозных штормов и бескрайние просторы северных морей. В этой музыкальной истории корабль Синдбада расправлял паруса, выходя не из Босфора, а из широкого устья Невы. В мерцающих остинато виделись не уходящие в небо минареты, а фасады дворцов, колонн и шпилей Санкт-Петербурга. А в причудливых поворотах узоров темы Шехеразады неожиданно проступали интонации не восточных мелизмов, а русских плясовых. Буквально каждая часть в интерпретации Сладковского и Госоркестра Татарстана преподносила неожиданные открытия и параллели. Во второй части гимнические унисоны валторн звучали будто русские духовные песнопения, а яркие мелодии духовых с пронизывающими пассажами флейты-пикколо воссоздали палитру оперы-сказки "Снегурочка". В третьей части картину романтического свидания царевича с царевной сопровождали колоритные соло гобоя и малого барабана, неожиданно напомнившие жаркие ритмы "Болеро" Равеля. В красочном финале, исполненном технично и в подвижном темпе, персонажи проносились калейдоскопом ярких сольных эпизодов. Динамика многократно усиливалась подчёркнуто изменчивым ритмом, перекличками оркестровых голосов в полифонических эпизодах с лаконичными канонами и фугато, словно сжимающими накапливающуюся энергию в передачах темы от одного тембра к другому, от одной оркестровой краски – к новой, более колоритной. Реприза подарила эстетское любование нежными вздохами флажолетов и тающую, словно снежинки в морозном инее, затихающую коду.

После такого роскошного изобилия звуковых красот особенно многообещающе выглядит программа абонемента Госоркестра Татарстана в Московской филармонии, уже объявленная на будущий сезон. Помимо ансамблей с первоклассными солистами, оркестр под управлением Александра Сладковского исполнит выдающиеся Четвёртые симфонии трёх крупнейших композиторов-симфонистов: Антона Брукнера, Густава Малера, Дмитрия Шостаковича. Даже не следуя магии цифр, можно не сомневаться, что эти вечера станут событиями будущего филармонического сезона, и приобрести этот абонемент Московской филармонии стоит поторопиться уже сегодня.
Итогом прошедшего абонементного концерта стали многочисленные поклоны солистов каждой оркестровой группы, ведущих солистов и ансамблей оркестра, а публика, упорно не снижающая градус оваций, всё-таки добилась исполнения на бис финального танца из сюиты на музыку балета "Дафниса и Хлоя" Равеля.