"Толковая стрелкотня"
21 мая 2025
ПФКИ объявил о старте юбилейного 15-го грантового конкурса
21 мая 2025
III Фестиваль электроакустической импровизации "Импросхема". Программа мероприятий.
21 мая 2025
Координационный комитет ПФКИ подвел итоги 14 "волны" грантовых конкурсов
21 мая 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

«Русская скрипка — это душа»: Георгий Левинов о ремесле, наследии и планах на школу мастеров

Специально для "Ревизора.ru".

Георгий Левинов. Фото предоставлены пресс-службой Сириуса
Георгий Левинов. Фото предоставлены пресс-службой Сириуса

Средняя специальная музыкальная школа «Сириус», пока за кулисами идет борьба юных талантов, звучат другие голоса. Скрипки — не на сцене, а за стеклом. Витрины экспозиции «Душа России», организованной Домом скрипки «Scroll Fine Instruments» и ателье «Доценко и Ко», рассказывают о том, о чём публика знает на удивление мало: о русской школе скрипичных мастеров.

Мы говорим с Георгием Левиновым — директором Дома скрипки в Санкт-Петербурге, экспертом Минкульта, музыкантом, педагогом, человеком, который знает всё о том, как звучит дерево.

Георгий, выставка в этом году — «Душа России». Почему именно эта тема?

Потому что она своевременная. И очень личная. Мы — Дом скрипки — постоянные партнёры конкурса «Созвездие». Каждый год мы привозим сюда разные выставки: редкие инструменты, старинные мастера, уникальные экземпляры. Но в этом году мы хотели сказать нечто большее. Рассказать про то, что у нас под ногами — русскую скрипичную школу. Она существует. Но о ней практически никто не знает.

Многие думают, что скрипка — это только Страдивари, Гварнери, Кремона. Да, это великие имена. Но у нас были свои мастера ещё в XIX веке. Были в XX, есть и сейчас. Просто русская школа — она не институционализирована, не брендирована. Это удивительно, ведь мастера были выдающиеся.

Что отличает русские инструменты от европейских? Они ведь на вид похожи.

Да, на первый взгляд — всё как у людей: обечайки, декa, гриф. Но у нас своя энергетика. У русской скрипки другое сердце. Это очень сложно объяснить словами — это нужно слышать. Русская скрипка более «говорящая», у неё голос, который будто бы не сразу раскрывается, но потом не отпускает. Она как человек с характером: требует уважения, требует времени.

А что на выставке? Там старинные инструменты или современные?

И те, и другие. Есть инструменты начала XX века, есть — современные. Все сделаны русскими мастерами. И я очень горжусь, что мы их показываем. Некоторые экспонаты — буквально жемчужины. Они в идеальном состоянии. Сохранились, потому что хранились не у исполнителей, а в частных коллекциях. А ведь скрипка, на которой играют, стареет быстрее: трещины, сколы, лак теряется. Это нормальный процесс. Инструмент живой. Но у коллекционных экземпляров — шанс сохраниться дольше.

У нас сейчас хватает мастеров, чтобы покрыть потребности отечественных музыкантов?

Очень хороший вопрос. Если честно — нет. На пальцах можно пересчитать. Максимум — 50−60 мастеров, но настоящих профессионалов среди них — вдвое меньше. Массового производства инструментов у нас нет. Китай, да. Китай сегодня — это мировой комбинат скрипок, там и фабрики, и мануфактуры, и суперклассы. Мы не стремимся к массовости, но и базового, стабильного производства у нас не хватает.

Но ведь в СССР была фабрика?

Была. Например, фабрика в Москве, где под наблюдением мастера Ярового выпускалась целая серия инструментов. Но их было немного. Остальное — ширпотреб. Проблема в том, что сегодня нет школы. Не в смысле традиции — она есть, её мы стараемся нести. Нет образовательной базы.



То есть мастеров негде готовить?

Вообще негде. Ни одного института, колледжа, где бы учили скрипичных мастеров. Когда-то была мастерская при ГИМ (Государственный Исторический Музей), там работали Витачек, Подгорный, Фролов, Косолапов. Но всё это исчезло. А без подготовки новых мастеров — не будет будущего. Именно поэтому мы сейчас с «Сириусом» разрабатываем проект школы мастеров. Я уже подготовил программу, осталось её утвердить. Это будет полноценная система: обучение, практика, менторство.

А можно ли делать хорошие инструменты на фабрике?

Да! Существует три подхода. Первый — чисто фабричное, станковое производство. Это самый низкий уровень, грубая форма. Второй — мануфактура: заготовки делаются на станке, а дальше — всё вручную. Верхняя дека — один мастер, нижняя — другой, голова — третий. Это как оркестр. И третий уровень — индивидуальная работа. Когда мастер на фабрике делает весь инструмент сам. Это уже ближе к искусству. Такие скрипки стоят дорого и звучат по-другому.

И всё же: можно ли научиться быть мастером или нужно родиться с этим?

Можно научиться. Как и в музыке. Есть талант, а есть ремесло. Нужно учить и тех, кто одарён, и тех, кто просто хочет работать руками. Это тоже важно. Скрипка — это ведь не только вдохновение, это ещё и точность, геометрия, терпение. Как врач. Ошибся — и инструмент не звучит.

Сколько времени нужно, чтобы создать скрипку?

Зависит от мастера. Например, Николай Иванович Стасов делает одну скрипку в месяц. Быстро. Но при этом — качественно. Мы с ним часто работаем вместе: он советуется со мной, я — с ним. Обсуждаем, какая модель лучше ложится в руку, как она звучит в зале. Скрипка — как необъезженный жеребец. С ней нужно подружиться, приручить. Это живой организм.

Может ли быть такое, что скрипка великого мастера не подойдёт талантливому исполнителю?

Да, постоянно. Особенно со старыми инструментами. У нас в Госколлекции есть две скрипки Страдивари — «экс-Венявский» и «Юсуповский». Когда начинается конкурс Чайковского, их выдают финалистам. И не каждый может на них играть. Скрипка выбирает музыканта, а не наоборот. И это не метафора. Это реальность.

Нужно ли играть на старинных инструментах или лучше сохранять?

Вот здесь вечный спор: музыканты говорят — играть надо, иначе скрипка «умирает». Музейщики говорят — не трогать, иначе разрушится. В Кремоне нашли компромисс: каждый день хранитель играет на старинных скрипках по 5 минут. Я считаю — это правильно. У нас в Доме скрипки мы делаем так же. У нас своя коллекция — и старинных, и современных инструментов. Мы их даем в руки музыкантам. И они звучат. Они живут.

У вас даже фестиваль появился?

Да. В прошлом году мы запустили первый фестиваль имени Анатолия Лемона — «Лемон Фест». Он продлится до мая. Лемон — это наш Страдивари, без преувеличения. Его инструменты звучат наравне с итальянскими. Фестиваль — это не просто концерты. Это платформа. Мы хотим, чтобы о наших мастерах говорили. Чтобы дети знали: скрипка — это не импортный артефакт, это может быть сделано у нас, руками наших мастеров.

Существует ли «секрет» мастера, как в легендах о Страдивари?

Нет. Секрета нет. Есть ремесло, опыт, вкус, интуиция. И ещё есть почерк. У каждого мастера — свой. А технологии одни и те же с XVII века. Меняются только руки. Но в этом и есть искусство.

Георгий, вы сказали «руки» — а где их взять, если школы нет?

Вот над этим мы и работаем. И я верю: будет школа. Потому что скрипка — это не только музыка. Это наша душа. А душу надо беречь и передавать дальше. 

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Толковая стрелкотня"
ПФКИ объявил о старте юбилейного 15-го грантового конкурса
III Фестиваль электроакустической импровизации "Импросхема". Программа мероприятий.

В Москве

Герой или подонок?
День воссоединения Крыма с Россией: как празднуют 11-ю годовщину
"Свет остается". О творческой встрече с поэтом Еленой Янушевской в Доме Лосева.
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть