"Главная роль" по пьесе Николая Коляды "Всеобъемлюще". Театр Вахтангова. Сцена "Студия". Режиссер Эльдар Трамов.
21 января 2025
Иван Жданов между строк
21 января 2025
Президентский фонд культурных инициатив продолжает прием заявок на грантовый конкурс
21 января 2025
Новая стратегия развития государственной статистики и Росстата до 2030 года: шаг в будущее
20 января 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

20 октября 2024 21:46

Мюзикл "БЕСприДАНница" Юрия Лазаря в постановке Музыкально-драматического театра города Пушкино

Фото Елены Лапиной
Фото Елены Лапиной

Мюзикл "Бесприданница" Юрия Лазаря в постановке Музыкально-драматического театра города Пушкино был представлен московскому зрителю на Девятом фестивале музыкальных театров "Видеть музыку", который проводится при поддержке Министерства культуры и Президентского фонда культурных инициатив.

Мюзикл "Бесприданница" Юрия Лазаря в постановке Музыкально-драматического театра города Пушкино был представлен московскому зрителю на Девятом фестивале музыкальных театров "Видеть музыку", который проводится при поддержке Министерства культуры и Президентского фонда культурных инициатив.
 
Воля ваша – есть всё-таки очевидная и глубокая несправедливость в том, что у Александра Николаевича Островского - великого, если не величайшего из русских драматургов не сложился, образно говоря, роман с оперой. И не то, чтобы русские композиторы игнорировали сюжеты Островского... Гроза" Кашперова, "Сон на Волге" Аренского, даже "Воевода" Чайковского и "Вражья сила" Серова – этот рад можно продолжить. Но кто видел их на сцене?

Казалось бы – всё есть в этих пьесах. Острые драматические ситуации. Глубокое понимание театра и его законов. Колоритнейшие персонажи и характеры...  а вот не рождались конгениальные пьесам оперные шедевры, и всё тут! "Снегурочка" (а в зарубежной опере – "Катя Кабанова" Яначека) – суть скорее подтверждающие правило исключения.

"Была без радости любовь, разлука будет без печали" – словно бы произнесла с затаённым вздохом муза "Колумба Замоскворечья" и устремилась в сторону других муз – балета, кино и сравнительно недавно явившегося на свет Божий мюзикла.

Вот для примера "Бесприданница" – драма, которую даже не очень расположенные к Островскому критики признавали его шедевром. Есть, между прочим, опера Френкеля (не Яна, а Давида) образца 1959 года – кто, простите, её сегодня знает и помнит?


Фото Елены Лапиной

Зато есть киношедевры Якова Протазанова и Эльдара Рязанова с весьма запомнившейся музыкой. Два балета – премьера одного из них состоялась совсем недавно. И два мюзикла – Александра Кулыгина и Ефрема Подгайца. В 2023-м, когда отмечалось 200-летие Островского, к ним добавился третий – Юрия Лазаря, впервые сыгранный Музыкально-драматическим театром города Пушкино, который существует с 2007 года, однако статус муниципального, то есть получающего поддержку от государства, обрёл только в прошлом году.

В Пушкино подошли к воплощению пьесы Островского весьма основательно. Даже на афише обращает на себя внимания написание названия пьесы "БЕСприДАНнница" – почему именно так, речь впереди; но это абсолютно в традиции Островского с его "говорящими" (правда, многим ли понятным сейчас?) фамилиями действующих лиц. К примеру, "кнур" – это (смотри словарь Даля) боров. Или кабан (скажем наперёд, Евгений Большаков в роли Кнурова несколько его и напоминает). "Огудать" – значит "обмануть", "облапошить". Вполне в духе героини Юлианы Суворовой, хотя в финальной арии о материнской судьбине в ней отыскиваются и совсем иные черты...

"Паратый" – особо быстрый, хваткий. А с какими иными качествами персонаж Дмитрия Быкова сумел бы отхватить – ясно, что у подвернувшейся крутейшей бизнес-вумен! - капитала аж "пол-ярда"?  Словечка такого Островский, понятно, не знавал, но в спектакле оно звучит вполне органично. Этот Паратов – вальяжный, хотя и порядком полинявший и траченный молью богатый барин из экранизаций драмы Островского. Герой Быкова – типичный современный хамоватый бандюган, "загривок" из "новых русских".

Постановщик спектакля Борис Урецкий намеренно избегает малейших намёков на временные признаки эпохи Островского. На сцене – всероссийского масштаба Бряхимов рубежа тысячелетий, часы которого постоянно показывают только одно время – Время Большого Бабла. И vae victis, горе побеждённым, не водружённым на доходное место волосатой, всей в татуировках рукою стихийно-криминального рынка.


Фото Елены Лапиной

Иногда творящееся на сцене очень напоминает какую-то чуточку потустороннюю мышиную возню – даром, что ли, все основные персонажи, кроме Ларисы, Робинзона и тётушки Ефросиньи - в облачениях (художник – Елена Балашова) разных оттенков серого цвета, да ещё с большей или меньшей бахромой. Последнюю, очевидно, следует воспринимать как символ, простите, лапши, вешаемой на уши всем желающим её услышать...

Впрочем, не всё так серо и уныло. Вот зловеще-омерзительный – глаз не оторвёшь! - Робинзон в очень впечатляющем исполнении Сергея Гаврилова, облачённый в шубу каких-то немыслимо-попугайных цветов. Волей или неволей, но очень во многом напоминает он запредельно популярного ныне эстрадного кумира молодёжи...

И, конечно, главная героиня – в светло-голубом платье – Лариса в исполнении Валентины Виленской. Она, конечно, не "голубая" героиня – в её голосе есть и сила, и хитрость, и лукавство, и шарм... Но к чему они, если некуда ей деваться, ей, отданной тёмным страстям и силам?

И, разумеется, какая ж "Бесприданница" без цыган? Цыгане есть. Но при этом никаких цыганских шалей, платков, серёг и прочего – только костюмы телесного цвета с чёрными сетками поверху. Как некий символ тех "чёрных" бесовских сетей, в которых запутались и барахтаются все действующие лица драмы. Цыгане протяжно-тоскливым напевом предваряют драму, они же при неверных бликах свечей и под погребальный колокольный звон отпоют после роковой развязки "мятежную и измученную" душу главной героини. Сходство финала с финалом "Пиковой дамы" очевидно, но эта параллель кажется вполне уместной и лишь усиливает сильнейшее эмоциональное впечатление.

С одной стороны эта "БЕСприДАНница" - типичный современный мюзикл с его атрибутикой – исполнением под фонограмму, пением с пресловутой гарнитурой, с роковыми ритмами, которые по достоинству оценит молодёжная аудитория. С другой - это спектакль, без преувеличений, во многих отношениях уникальный. Можете себе представить, чтобы... ну, к примеру, на премьере "Царской невесты" сам Римский-Корсаков исполнял роль, скажем, Малюты Скуратова, а его либреттист Владимир Бельский – допустим, Грязного? Что-то уж совсем невероятное, скажет читатель.

Однако "БЕСприДАНница" имеет схожую конфигурацию. Роль Юлия Платновича Карандышева исполняет обладающий незаурядными вокальными данными автор музыки Юрий Лазарь, а главную роль Ларисы – автор либретто Валентина Виленская. Оба – совсем не новички в музыкальном театре (в частности, ими же написан детский мюзикл "Ледяная сказка", уже не первый год идущий на сцене театра). Как композитор Лазарь в каждом такте партитуры остаётся верен – как бы банально эту ни звучало сегодня – мелодии.  

А вот чему остаётся верен его вызывающий и сострадание, и отвращение герой – определённо сказать трудно. Он, как мне показалось, в первую голову зануда – во всей силе этого простого русского слова. Причём – что много хуже! - зануда мундирный (два ряда пуговиц на костюме!), упрямый, упёртый даже. Моему нраву перечить не моги! - как это напоминает многих и многих героев Островского! А за душой – мало того, что ни гроша, так вдобавок ещё и ни грамма того, что сегодня принято называть модным словечком эмпатия...

Давным-давно подмечено, что очень многое в эпохе великих преобразований Александра II поразительно созвучно многому из того, что происходит в России полтора века спустя, и очень многие из тех, кого принято называть творческими людьми, отлично это чувствуют – "БЕСприДАНница" из города Пушкино тому лучший пример. Классик отечественного театроведения Островский в этом спектакле оказывается актуален как никогда.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Театр новых поколений
Мюзикл "БЕСприДАНница" Юрия Лазаря в постановке Музыкально-драматического театра города Пушкино
Грозный, Распутин и цитрусовые вредители

В Москве

Финал фестиваля "Танцуй и пой, моя Россия!" пройдет в Кремле
Минкультуры России наградило лауреатов Всероссийского конкурса молодых ученых в области искусств и культуры
Фестиваль "Школьная Классика" - расписание спектаклей в Москве
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть