Видеоплатформа Leo Classics раскрыла программу новогодних трансляций
9 декабря 2024
Вам чеснок или клюкву?
9 декабря 2024
"Анора": "дурь" со спиртом не смешивать
9 декабря 2024
В Мариуполь приехал "Ревизор"…
9 декабря 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Виталий Манкевич: "Необходимо, чтобы впереди российско-китайских дружественных отношений шла культура".

Беседа "Ревизора.ru" с президентом Русско-Азиатского Союза Промышленников и Предпринимателей Виталием Манкевичем.

Виталий Манкевич
Виталий Манкевич

Виталий Викентьевич, Русско-Азиатский Союз Промышленников и Предпринимателей существует уже 12 лет. С одной стороны, это много; с другой – наши читатели, особенно далекие от деловых кругов, вряд ли представляют себе, что есть такая организация. Не могли бы вы вкратце рассказали о становлении и сегодняшней деятельности организации, а заодно о "китайском" направлении работы Союза, которое сейчас становится приоритетным.

Изначально Китая вообще не было в повестке России. Были Европа и Америка, но не Китай, несмотря на то, что у Союза в самом его начале было несколько учредителей, в том числе представители Китая. Первоначально мы были ориентированы больше не на Китай, а на всю Азию. Но потом произошли Крымские события. Союзу пришлось перерегистрироваться и вывести иностранных учредителей, в том числе китайских, чтобы наша организация не была объявлена "иноагентом". Мы перерегистрировались, сейчас Русско-Азиатский Союз Промышленников и Предпринимателейцеликом и полностью российская организация. И тут, буквально на глазах, Китай стал "появляться".

Для чего вообще формировался Союз?

Изначальные задачи были таковы: привлечение иностранных инвестиций в Российскую Федерацию, создание совместных предприятий на российской территории, привлечение азиатских технологий и азиатских денег в нашу страну и, конечно же, помощь российскому предпринимателю, нашему бизнесу в продвижении своих интересов в Азии, и защита нашего бизнеса в Азии. Где-то в течение 4–5 лет после создания Союза, а это произошло в 2010 году, мы занимались общественной работой, общественными предприятиями и позиционированием России за рубежом. А потом организация начала фокусироваться на инвестиционных и торговых проектах и начала реализовывать те задачи, которые себе поставила изначально. Мы работали со всей Азией, даже захватывая страны СНГ. Но потом мы поняли, что не сможем захватить всех, и определилось наше основное направление: Китай, Вьетнам, Индия, Индонезия, Сингапур, Малайзия, Турция, Филиппины. Причем Филиппины были одними из первых, потому с ними наладились действительно хорошие, дружеские отношения. Все остальное по мере работы получалось, но на сегодняшний день 85 процентов деятельности Союза занимает Китай. С Китаем мы больше сотрудничаем, с Китаем у нас лучше взаимодействие. Первым вице-президентом Союза была, есть и будет правнучка Лю Шаоци, это соратник Мао Цзедуна. Некогда группа друзей, Лю Шаоци, Чжоу Эньлай, Чжу Дэ и Мао создали новый Китай. Лю Шаоци был первым руководителем общества российско-китайской дружбы, потом он был фактически премьер-министром Китая. За счет этого мы начали более глубоко понимать Китай, и взаимодействие между нами стало глубоким и осознанным. Сейчас руководителем нашего Союза в Китае является старший внук Лю Щаоци, и он ведет достаточно серьезную работу в органах власти, с бизнесом, с провинциальными властями. Он находится в провинции Гуандун, это южная провинция страны, наиболее развитая, индустриальная, 140 миллионов человек там проживает.

- Фактически население Российской Федерации – 147 миллионов.

- Да, а ВВП Гуандуна превышает ВВП Российской Федерации.

- Российско-китайские отношения на разных исторических этапах находились на разных уровнях, но на сегодняшний день, как мне кажется, они самые близкие и дружественные, добрососедские, партнерские. А вы как специалист как считаете – на сегодня на каком уровне находятся российско-китайские экономические взаимоотношения? Учитывая всю политическую обстановку, то, что происходит СВО, а также то, что представителем по украинскому кризису назначен Ли Хуэй, это человек, который на протяжении долгих лет был уполномоченным послом в Российской Федерации от Китайской Народной Республики? Это же тоже важный факт? Кстати, я знаю, что вы долго работали с господином Ли Хуэем, когда он жил в России.

Я бы, наверное, не хотел повторять официальную точку зрения: то, что Китай наш основной торговый и стратегический партнер, что отношения между Россией и Китаем носят стратегический характер и находятся уже несколько лет в высшей точке взаимодействия.

Поясните, то есть вы как один из основных экспертов по российско-китайским экономическим отношениям не разделяете общее мнение, которое также создается посредством СМИ? Та повестка, что мы вычитываем из СМИ, к сожалению, зачастую бывает не тем, что имеет место быть на самом деле. И поэтому ваше мнение все-таки хотелось бы услышать.

С господином Ли Хуэем мы общались, общаемся, и, я надеюсь, будем общаться. Он, к слову, считает меня китаистом, я, в общем-то, себя не считаю таковым. Но, возможно, у этой точки зрения есть основания. Я понимаю сейчас, после завершения пандемии, что, наверное, я стал китаистом и специалистом в этой области. На мой взгляд, действительно, Китай – страна, Китай – народ, очень настроенные дружить с Россией. Конечно же, визит председателя Си Цзиньпина снова сыграл основную роль в нашем сотрудничестве, как это уже было в 2013 году, когда он в первый раз после своего избрания приехал в Россию. И сейчас я действительно вижу, что Китай готов с нами работать, Китай хочет с нами работать, Китай хочет с нами дружить, Китай хочет нас понимать, и, конечно, Китай хочет с нами зарабатывать.

Но это не просто, процесс налаживания бизнес-партнерства с КНР очень специфический, и очень мало людей владеет этой информацией. Но вы ею владеете. Верно ли, что урегулирование партнерства крупных государственных корпораций идет нелегко?

Я считаю, что оно действительно идет нелегко, есть некоторые нюансы, определенные особенностями менталитета, но мне кажется, что со всеми народами это непросто. Я работал и с немцами, и с американцами, и мне думается, что в отношениях с любым народом нужно видеть особенности, понимать их, нужно уважать и любить своего партнера, тогда будет хорошее взаимопонимание, хорошее сотрудничество. Считаю, что, если ты действительно уважаешь партнера и человека, то он это чувствует. Один раз, наверное, лет 10 назад один крупный китайский чиновник сказал: вы полюбИте Китай, полюбИте китайский народ, а не китайские деньги. Это важный момент. Надо искренне относиться к людям, а не думать, что китайцы такие-сякие, но нам надо только заработать с ними. К сожалению, китайцы чувствуют, что многие наши предприниматели и не только предприниматели думают только о деньгах. За годы, прошедшие после развала Советского Союза, мы думали только о деньгах: купить, продать, заработать, но не думали о том, чтобы развивать какое-то стратегическое сотрудничество, чтобы заработать через год или через два или даже через пять лет. Буквально на днях я услышал в переговорах реплику китайской стороны: они прекрасно понимают, что если одна сторона будет зарабатывать, а другая не будет, то это ненадолго, и такие отношения не называются ни партнерством, ни сотрудничеством. Поэтому китайцы обозначили, что должны видеть возможности для того, чтобы обе стороны зарабатывали, чтобы совместная работа была выгодна обоим сторонам. Я считаю, что это очень важно. На самом деле я очень многому научился у китайцев в процессе сотрудничества с Китаем. Вместе с тем мне представляется, что все это – наши традиции, советские или русские. Китайская культура предполагает, что нам говорят, что просто так невозможно наладить отношения, должны быть связи, тебя должны представить. Но ведь и у нас такое было раньше!.. Помните, когда звонил Василий Васильевич и говорил: "Примите Ивана Ивановича, потому что Иван Иванович хороший партнер, я его знаю"?..

Да, было такое, что рекомендовали нужных людей.

Да и осталось. Даже сейчас, когда считается, что по интернету можно все данные найти и начать сотрудничать. А вот в Китае жители вообще, по-моему, не смотрят свою электронную почту и интернет. Конечно, эти технологии у всех есть, но они их не смотрят и практически вообще никак не реагируют на информацию, которая просто висит в Сети. Поэтому в Китае очень важно, чтобы тебя представили потенциальным партнерам, рассказали о тебе, кто ты, что ты. На недавней встрече с китайской стороной я рассказывал про созданную нами не так давно ассоциацию китайских автопроизводителей в России, говорил, кто ее создал, напомнил про Российско-Китайский комитет дружбы, мира и развития, про Бориса Титова, про Союз китайских предпринимателей в России, ну и, конечно про нас, про РАСПП. А они выслушали – и говорят: "Вы знаете, мы, кроме вас, больше никого и не знаем в России".

Это же значимый результат!.. Проводится много встреч, конференций, выездов, культурных и иных обменов, но по факту получается, что сейчас вы являетесь единственным человеком, которому люди с той стороны не просто доверяют, а обращаются как к доверенному лицу! Такой авторитет надо заслужить, и это не так просто, особенно у китайских представителей. Потому мы сейчас об этом, собственно, и говорим. Недавно вы нанесли визит в Пекин, может быть, там произошли какие-то события, на которых стоит акцентировать внимание?

Я посетил не только Пекин: посетил провинцию Шаньдун, город Яньтай на море, потом полетел в Шанхай одним днем, в шанхайский автосалон, встречался там с нашими государственными чиновниками, с администрациями российских регионов и с автопроизводителями. Сейчас, как вы знаете, многие американские и европейские производители автомашин ушли из России.  Наша задача – привлечь как можно больше китайского производства, чтобы они заняли те ниши, которые освободились. Изначально мы прилетели в Яньтай с Еленой Николаевной Ведутой, это наш ведущий экономист, профессор МГУ. Туда нас пригласили рассказать о России, о перспективах сотрудничества с нашей страной, там тоже был форум по изучению иностранных возможностей, где были и европейцы, и американцы, и тайваньцы. Перед организаторами стояла задача привлечь как можно больше иностранцев на свою родину, в Китай. У них часто проходят такого рода мероприятия, и их цель – привлечение не только инвестиций, но и привлечение идей, технологий. Такие мероприятия устроители полностью финансируют, так как заинтересованы показать Китай во всей красе.

Потом, как я уже сказал, я был на Шанхайском автосалоне. После чего полетел в Цзинань, это столица провинции Шаньдун, там было несколько встреч с торгово-промышленной палатой Китая, CCPIT, с предпринимателями, там была платформа по сотрудничеству с Россией, которая субсидируется правительством провинции. Там принимающая сторона просила нас привлечь российский бизнес, российских производителей, российскую культуру, российских художников. Они сказали, что очень заинтересованы в позиционировании нашей страны у себя, причем за деньги Китая, тоже для нас интересный момент.

В начале разговора прозвучало о большой ошибке наших предпринимателей, которые видят Китай этакой "донорской зоной", которая может приносить деньги, то есть выстраивают не партнерские отношения, а потребительские. А китайские товарищи говорят, что бизнес должен быть на партнерстве основан, на выгоде обеих сторон: если она односторонняя, то это не партнерство, это потребительство. Значит, вот этот психологический момент до сих пор присутствует в международных отношениях и даже проявляется у некоторых деятелей культуры. Мое мнение иное, и вы его сейчас подтвердили: между нашими странами должны выстраиваться четкие и яркие партнерские отношения на взаимовыгодных условиях, по классической схеме бизнеса.

Я считаю, что наша страна должна финансировать продвижение нашей российской культуры, нашего российского искусства в Китай, но это не просто…

Недостаточно просто провести один "День российского кино" или "День российского искусства" в Китае и следом в Москве. Должно быть целевое финансирование, наподобие нацпроекта "Культура", в котором должны быть заложены средства на популяризацию русской культуры в КНР. Потому что по-другому это вряд ли получится, на отдельных инициативах частных или прокатных компаний. Это абсолютно государственная политика.

Думаю, что это должна быть система, системная государственная политика по позиционированию России. Она должна строиться на базе дружбы, на базе культурного сотрудничества. На этой базе уже можно строить и торгово-экономическое сотрудничество, и инвестиционное сотрудничество. После того, как азиатские партнеры нас узнают, мы можем предлагать свои товары, свои инвестиционные проекты. И я считаю, это потому еще очень важно для нашей страны, что её в Азии в целом и в Китае в частности почти не знают.

Это важный момент. На уровне руководителей наших государств присутствуют верные представления о соседской стране. Но если говорить о массовом отношении, это другой пласт, более сложный. В экономике, в области товарооборота выйти на товарные отношения не так просто. Исторически такие связи могут формироваться десятилетиями. Ускоренное их создание – очень сложный процесс и требующий, как вы правильно сказали, немалой государственной поддержки, чтобы это не было каплей в море, как "Дни кино", "Дни поездок" для такого огромного народа, как китайцы, наши стратегические партнеры. А ведь культуры зависят многие вещи: культурный обмен, культурные взаимодействия, кино, театр, музыка, литература, искусство. Это сближает людей, сближает культуры. Потом из этого исходит и экономика. Правильно ли я понимаю, что пока нет специальных программ, направленных на развитие российско-китайских культурных отношений? Что мы на сегодняшний день ничего в этом отношении, по большому счету, не принимаем, ни наши федеральные ведомства, ни министерства культуры РФ, ни министерства экономического развития?..

Полностью вас поддерживаю. Мы не видим же свои просчеты, не видим свои ошибки, то, что мы сделали во времена СССР, когда мы фактически были братьями с китайцами.

Там были разные события, не будем их упоминать. В том числе конфликт на Даманском полуострове…

В том числе эта трагедия, но не китайцы нам первыми нож в спину засадили, а Никита Сергеевич Хрущев начал китайцев критиковать, он первый сказал нелицеприятные слова в сторону Мао Цзедуна, и после этого напряженность начала возрастать. А самый основной момент то, что китайцы считают, что мы развалили Советский Союз. Они считают, что мы их предали. Распад СССР они воспринимают именно как предательство Китая. Раньше, во времена дружбы, сотрудничества, мы для них были ведущей страной, ведущей экономикой. А сегодня об этом говорят только старшие поколения, а подрастающие поколение просто ничего не знает.

КПСС и КПК были как братья, и, видимо, Советский Союз воспринимался ими как старший брат, помогающий в сложные минуты… Как реабилитироваться?

Порядка 70-80 процентов китайцев во времена китайско-советской дружбы учили русский язык. Сейчас 80 процентов населения учат английский язык, и только 5 процентов по-прежнему учат русский. И то по остаточному принципу: кто не поступил на английско-американское направление, поступил на русско-китайское направление. И это, конечно, для нас проблема, серьезная проблема. И опять-таки, хочу сказать, что мы вкладываем мало денег в нашу пропаганду. Об этом очень много говорит профессор Маслов, директор института Азии и Африки МГУ, по-моему, его тоже никто не слышит. И в этом действительно наша недоработка. Хотя я уверен: все можно исправить, если мы будем правильно себя позиционировать. Для этого лучше не заходить сразу с понятия бизнеса. В Азии и Китае есть такая поговорка: "Давай сначала с тобой подружимся, узнаем друг друга, а потом займемся делом, бизнесом, будем зарабатывать вместе деньги".

Про это мы с вами и ведем речь, что сближение может быть через какой-то культурный обмен, через какие-то духовные соприкосновения. Русские не азиатский народ, мы православные, в большинстве своем, у нас тоже сложный менталитет, и сложный менталитет у них. Чтобы нам сблизиться, нужны яркие события, которые сближают представителей разных культур. Мы знаем, как это делается, но понимаем, что делать такие серьезные дела частным образом не получится. Верно?

Да, я согласен с вами, это проблема для нашей страны, а тем более сейчас период сложной политической ситуации, идет СВО. Нам надо стараться дружить, сотрудничать, продвигать нашу страну в мировом пространстве, потому что не все разделяют точку зрения, что Россия права.

На сегодняшний день главный государственной стратегический партнер – я считаю, Китай. Учитывая происходящие в высших эшелонах встречи, в том числе встречу министра обороны Китая с нашим президентом, понятно, что это политика. Она говорит о том, что у нас сейчас более близкого партнера в мире нет, и это очень серьезно должно восприниматься нашим государством. Наш президент и вся исполнительная власть на высоком уровне делают важные шаги, но существует и другая часть страны, которую мы и представляем: бизнес и культура. Эти сферы требуют вмешательства, мы не сможем без участия государства сблизиться и начать какие-то действия с китайскими партнерами. И какое решение может быть? Чего не хватает, что нужно предпринимать стратегически?

Нужно создать фонд российско-азиатского сотрудничества в области культуры, искусства. Мы на платформе РАСПП создали комитет креативных индустрий, мы продвигаем в партнерских провинциях на территории Китая наши культурные проекты, наших художников, наших артистов, ледовые шоу.

Вы рассказывали, что недавнее шоу с Татьяной Навкой будет показано в Китае...

Да, Навка и Плющенко, и не только они. Российские фильмы, российские мультфильмы транслируются там. Уже сейчас, я считаю, в этом плане мы достаточно большую работу проделываем, но мы это делаем самостоятельно, индивидуально, в частном порядке, по нашим контактам, по нашим связям, которые мы наработали, во время наших деловых встреч. Мне кажется: необходимо, чтобы впереди российско-китайских дружественных отношений шла культура.  

Нужна идентификация культурных отношений. Мы должны друг друга идентифицировать. Задатки для этого есть. Недаром же вы отметили, что мы когда-то были "старшим братом", то есть вся КНР росла и воспитывалась на советской культуре, на наших фильмах, на наших песнях, на нашей культуре. И для них это тоже важно, как вещи близкие и друг друга соединяющие. Ведь китайцы показывают и знают наши культовые фильмы, такие, как "Москва слезам не верит"…

А сейчас дети смотрят американские мультфильмы, японские, а у нас есть очень интересные, хорошие, добрые российские мультфильмы, несущие традиционные ценности. Если молодежь в Китае и других азиатских странах будет смотреть наши мультфильмы, которые мы, РАСПП, туда поставляем, то эти дети будут помнить и с теплотой в сердце воспринимать Россию даже когда они вырастут. Через 10-20 лет они встретят российского партнера и с удовольствием будут считать, что они хорошо знают этого человека. И смогут уже заниматься бизнесом, деловым сотрудничеством. Я думаю, что это очень важно.

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ОБЩЕСТВО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Видеоплатформа Leo Classics раскрыла программу новогодних трансляций
Вам чеснок или клюкву?
"Анора": "дурь" со спиртом не смешивать

В Москве

Финал фестиваля "Танцуй и пой, моя Россия!" пройдет в Кремле
Минкультуры России наградило лауреатов Всероссийского конкурса молодых ученых в области искусств и культуры
Фестиваль "Школьная Классика" - расписание спектаклей в Москве
Новости общества ВСЕ НОВОСТИ ОБЩЕСТВА
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть