Фото: © Assaf Peretz/Israel Antiquities Authority
Предшествующие раскопки этой территории примерно в 4-х километрах от Иерусалима принесли археологам плоды в виде остатков трехапсидной церкви византийского периода, которую раскапывали по частям. Затем взорам ученых предстал обширный архитектурный комплекс, включавший монастырь, церковь, постоялый двор и "ночлежку" для паломников. Все строения размещались вдоль старой дороги из Лода к Иерусалиму через Наби Самуил (деревню, где, по преданию, погребен пророк Самуил).
Трехапсидная церковь частично уходила в толщу скалы, частично была пристроена к ней тесаными известняковыми камнями. По мнению специалистов, она была посвящена святому Захарии. Комплекс сооружений сейчас изучают с целью постичь методы и планы строительства полуторатысячелетней давности.
Останки монаха обнаружили при новом этапе изысканий. Это был приятный сюрприз. Кости с цепями лежали в гробнице, изготовленной в форме ящика из каменных плит. Она находилась рядом с двумя небольшими закрытыми нишами в центральной апсиде храма, по-видимому, служившими отшельникам кельями.
Ученые поясняют: цепи были признаком благочестия и элементом аскетической традиции. Христианские монахи-аскеты активно практиковали изнурение плоти во имя искупления грехов, причем эта метода известна еще с античных времен. Иные уходили далеко от людей, чтобы молиться в уединении. А некоторые выбирали более мучительные способы спасения души: обитали в запертых камерах, молились, стоя на столбе или камне, приковывали себя к горным утесам. Известно и такое самоистязание, как постоянное ношение на теле железных цепей весом до 10 килограммов.
"Цепная" форма аскетизма зародилась в Сирии в IV—V веках и часто упоминается в исторических источниках и религиозных трудах. В частности, Григорий Богослов писал, что вериги "истончевают" вместе с плотью грех. Именно грехи человеческие символизировали железные и иные оковы, надетые на голое тело. Ношением подобного "убранства" прославились и многие святые на Руси, где оковы звали веригами.
Из находки скелета археологи сделали вывод, что аскетическая традиция распространилась из Сирии на юг не менее чем до Иерусалима, а это значит, что в исследуемом комплексе можно будет встретить еще несколько погребений христианских подвижников, изнурявших свою плоть. Издание сообщает, что до сих пор в этом регионе было известно лишь одно подобное захоронение, открытое в 1991 году между Вифлеемом и Иерусалимом.