"Я танцую как дебил", или трудно первые сорок лет
15 октября 2021
Маскарад Лермонтова: в поисках подлинности
15 октября 2021
Разбойничья слава Мурьеты не меркнет
14 октября 2021
Смесь французского с нижегородским: мюзикл "Парижские тайны" Нижегородского камерного музыкального театра им. В. Степанова
12 октября 2021

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

17 августа 2021 13:03

Уж и сады на Оке!..

Ревизор.ru побывал в селе Исады Рязанской области.

Фото в статье Е. Сафроновой.
Фото в статье Е. Сафроновой.

"Удивительное место - сердце Рязанского края, крепко связанное с возникновением самого явления и понятия "Рязанская земля"! …Один из центров Русской земли начался с возникновения древнерусского города Рязань, стоявшего на месте нынешнего села Старая Рязань. Исады стали одним из первых спутников этого города. …Река Ока, село Исады и Старая Рязань - они связаны неразделимо".

Так говорится на собственном сайте села Исады Спасского района Рязанской области. Русское село, имеющее свой портал, - большая редкость. По словам составителей, "этот сайт создан с целью открыть для людей ищущих, любящих русский народ, русскую землю, её историю, природу богатое красотой, людьми и событиями, уходящими в глубокую древность… Мы хотим соединить всех людей, чьи корни разошлись из этого славного места земли и дали поросль по всему белу свету".

На фоне большинства российских деревень Исады – практически оазис цивилизации и благополучия. Оно большое, на несколько улиц, здесь живут порядка полутысячи человек. В Исадах есть фельдшерско-акушерский пункт, средняя общеобразовательная школа, неразрушенный храм, а самое главное – мемориальные доски, рассказывающие о славных страницах прошлого. Что невозможно отразить на мемориальной доске, то сбережено в преданиях.

Мемориальная доска Прокопию Ляпунову. 

Начало истории Исад имеет чёткую дату первого упоминания. На сайте обозначен день рождения Исад: 20 июля 1217 года (по старому стилю). Грустный праздник. В этот день рязанский князь Глеб Владимирович в сговоре с младшим братом Константином пригласил своих братьев (Изяслава Володимерича, Кира Михаила Всеволодича, Ростислава, Святослава, Романа, Глеба) якобы для заключения договора о совместном властвовании в Рязани. Однако во время пира братья Глеб и Константин с помощью своих дворян и наёмных половцев убили всех приехавших родичей вместе с их боярами и дворянами.

"Братоубийство в Исадах" – сюжет известный: он попал даже в Полный свод русских летописей:

"Князь Глеб Рязанский Володимеричь, научен сотоною на братоубийство, имея споспешника брата своего Констянтина и с ним диавола, иже прельсти их своим злокозньством, вложи има в помысл избити братию свою и прияти всю власть себе; приемше же в себе мысль сию и скрыша ю во сердце своем. Умыслиша же сице, яко снится всей братии воедино место и поряд положити меже себе, и снидошася вси на Исады: Изяслав Володимеричь, Кир Михаил Всеволодичь, Ростислав, Святослав, Роман, Глеб, Ингварь же Игоревичь не успе прити к ним: не бе бо приспело время его. Глеб же Володимеричь с братом и позва их к себе, яко на честь пирениа, во свой шатер; а они не ведаху злыя его мысли и прельсти, и поидоша бо вси 6 князей с бояры своими и со дружиною в шатер ею. Глебу же уготовльшу на них множество Половець , и своя дворяны и брата своего, всех вооруженых, и сокры их в постелном шатре своем, близ того шатра, в нем же пьяху, не ведушу же их никому ж, развее тою зломысленною князя их и проклятых думец их. И яко начаша напиватися и веселитися, Глеб же проклятый с братом своим повелеша прийти убийцам тым; а сами, иземше меча своя, и начали сещи преж князя, та же и бояры, и дворян многое множество избиша. Сиа же злоба сключися месяца июля 20. Уби же 5 братаничев своих, а 6-го брата си меншаго Изяслава; и бежа сам в Половцы, а Ингварь Игоревич седе на столе на Рязани".


Съезд в Исадах летом 1217 года. Фото: ВКонтакте.

Так описывает событие средневековая хроника. Оно попало во все современные ему летописи и разошлось в молве, ибо столь кровавой межродственной расправы тогдашнее русское общество доселе не знало.

Историки объясняют кровопролитие переделом власти в Рязанском княжестве. В Муроме обособилась отдельная от Рязани княжеская ветвь Давыда Муромского (четвероюродного брата Глеба и Константина), тяготевшая к соглашениям с ближними им владимирскими князьями. Под властью Рязани был "меньший" Пронский удел и несколько совсем малых городов. Лествичное право предписывало, что власть над землями "стола" (княжеского престола) переходит от старшего брата к младшему, а после того к старшему сыну старшего брата и т.д. Преимущество владения имели потомки старшего брата. Но бывало, что они оказывались по возрасту младше или по административным способностям скромнее своих двоюродных братьев. Вот тут и возникала усобица. А ее "подпитывало" то, что ни один правитель из другой княжеской ветви, не связанный кровно с родом данной земли, не мог заполучить право власти. Этот закон уважали все княжеские дома и высшие слои общества. И он же подвигал родственников идти друг против друга…

На рубеже XII – XIII веков Рязанское княжество переживало сильную смуту из-за противостояния с владимирскими князьями, доминировавшими на всём Северо-Востоке Руси и претендовавшими на власть над соседними регионами – княжествами. Небезызвестный князь Всеволод Большое Гнездо активно вмешивался в дела рязанского княжеского дома и помогал младшим взять верх над старшими. Однажды противостояние дошло до того, что были взяты в плен рязанские князья и их старшие дети, а город сожжен – к счастью, без жителей. Это произошло еще до татар – в 1208 году. После того разгрома Глеб Владимирович и стал княжить в Рязани. Он был сыном четвертого по старшинству брата в роду Глебовичей и вряд ли мог рассчитывать на княжеский стол – но оказался, как мы бы сегодня сказали, ставленником владимирцев. А сыновья старших братьев его отца остались или в малых уделах, или не у дел вообще. В смуту оказались втянуты и князья других регионов. Чтобы избавиться от потенциальных соперников, Глеб замыслил черное деяние. Сказался, видно, и бурный, непокорный нрав рязанских князей, вошедший даже в летописи. "Близкие" к Рязани летописцы объясняли его ответственностью правителей за свою землю, находившуюся на пути воинственных соседей, и соответствующей "наследственностью", когда княжеские отпрыски взрастали в атмосфере вражды и подозрительности.

Городище Старая Рязань. 

Так или иначе, задуманное устранение конкурентов Глебу удалось: княжеские ряды сильно поредели. В живых остались, кроме Глеба и Константина, только два родича, не приехавших в Исады: Ингварь и Юрий. Именно они стали следующими рязанскими князьями. По официальной версии, Ингварь умер в 1220 году, а Юрий погиб при обороне Рязани от Батыя в 1237 году. Если оба они существовали, в чем ряд историков сомневается. С сыном Юрия Фёдором связано драматичное предание об убийстве его в Орде за отказ отдать в наложницы Батыю княгиню Евпраксию, которая, узнав об этом, "заразилась" до смерти, бросившись с крепостной стены. Но здесь все, возможно, начиная с существования Фёдора – легенда. Эта версия событий изложена только в "Повести о разорении Рязани Батыем", о степени литературности, то есть сочиненности которой ученые спорят уже давно. Ведь в летописи входят и "оседают" на века в массовых представлениях события яркие и характерные, а не кропотливая и незаметная ежедневная работа по расчистке пашен, возведению крепостей, ремесла и торги.

Могилы исадских помещиков Кожиных. 

Вот и братоубийство в Исадах – сюжет кровавый и размашистый, точно шекспировский "Макбет", вошло в литературу. Ученый и литератор Владимир Руделёв, профессор Тамбовского государственного университета, в зрелые годы написал книгу своих беллетризованных воспоминаний и исторических очерков "Рязанский окоём". Детство ученого прошло в самом центре нынешней Рязани, в одном из переулков за кремлем. Он собрал многие былины своей земли и попытался их художественно переосмыслить и по возможности верифицировать. След трагедии в Исадах профессор, будучи студентом (в 1970-е годы), нашел легко. Об этом и написан очерк "Исады". Руделеву поведала историю братоубийства в Исадах местная жительница Вера Макаровна, которой было на тот момент сто (!) лет, но она сохранила ясную память, речь и силу проводить юношу на берег Оки. Там стояли пни старых деревьев. Все исадцы были уверены, что это пни тех вязов, под которыми разбил свой шатёр коварный князь Глеб, ожидая князей на последний в их жизни пир. Под сенью могучих деревьев гости князя и не разглядели крадущихся наёмников… Испокон века всех гостей Исад первым делом водили смотреть на "пеньки". Но сейчас их, к сожалению, не осталось на берегу – там оборудован пляжик, дикий, но симпатичный.

Пока мы наблюдаем локальное упоминание резни в Исадах в литературе. А ведь оно просится в сагу по типу "Игры престолов"!.. Дарим сюжет.


Церковь в Исадах. 

Но историки склонны "отодвигать" подлинную дату основания Исад лет на 50 раньше резни. Не мог же вероломный Глеб пригласить родичей на пустое место?.. Значит, в Исадах уже было поселение, достаточно "престижное", чтобы стать резиденцией княжеского пира. Есть версия, что Исады были временным загородным местопребыванием великих князей Рязанских – чем-то вроде дачи. Одно из толкований звучного названия к гипотетическим княжеским садам и восходит: "Уж и сады!". Другая этимология полагает, что Исады – это преображенное слово "усады", "усадьбы" в древности. А третья напоминает о существовании старинного слова "исад" – место для высадки, пристань; самое логичное название для приречного населенного пункта.

Страница княжеского братоубийства в истории Исад компенсируется страницами героическими. Улицы села носят имена Прокопия Ляпунова и Василия Игонина. Прокопий Ляпунов ныне стал одним из любимых героев-рязанцев: это служилый дворянин, борец с польской интервенцией в годы Смуты. Его малая родина – Исады. Это село с начала XVII века являлось вотчиной Ляпуновых; если воитель тут и не родился, то, по крайней мере, живал. Прокопий Петрович Ляпунов вошел в историю как зачинатель сбора земских сил на освобождение захваченной поляками Москвы –  Первого Земского ополчения. Также Прокопий Ляпунов фактически создал и возглавил новое правительство "в изгнании", управлявшее страной, пока поляки сидели в Московском кремле. Ляпунов был воеводой суровым, деспотичным: устанавливал жёсткий порядок и законность в рядах ополчения, "перегнул палку" с казаками, тоже входившими в ополчение, и был ими убит 1 августа 1611 года. Кто-то изготовил подложную грамоту и подкинул ее казакам – якобы Ляпунов собирается перейти на сторону оккупантов. Воеводу свои же приговорили к смерти.

В 1635 году сын Прокопия Ляпунова Владимир начал строить в честь отца в Исадах храм Воскресения Христова. Строительство завершил его внук Лука Владимирович в 1673 году. Столь долгий срок строительства сказался на внешнем виде храма: у него два алтаря, видимо, начинали строить храм о двух шатровых главах. Но, пока их возводили, патриарх Никон запретил шатровые крыши храмов как символ человеческой гордыни. И в Исадах возвели классический образец "никоновского пятиглавия". А вот колокольня осталась шатровой. Церковь, похоже, не перестраивалась с XVII века и претерпела (и претерпевает) единственное разрушение – от времени. В годы, когда на Оке существовало речное пароходство, многие пассажиры  восхищались превосходным видом белой церкви с золотыми куполами над высоким крутым обрывом. Ее видно и сейчас, только купола уже не блестят, а пассажирское судоходство на Оке единично.


Двухалтарный храм

Википедия называет храм в Исадах "единственным в России памятником первопроходцу борьбы за восстановление утраченной русской государственности, военачальнику и политическому деятелю Прокопию Петровичу Ляпунову". Но вскоре памятников станет два. На поле близ церкви стоит камень с предуведомлением, что на сем месте появится мемориал в честь Ляпунова, всех крестьянских родов и знатных людей Исад. Правда, о сроках установки мемориала на камне ничего не говорится.  


Закладной камень. 

Василий Александрович Игонин (1925 – 1945) – это уроженец Исад, Герой Советского Союза, участник боёв за освобождение Прибалтики, геройски погибший под городом Лиепаей (взорвал себя гранатой вместе с фашистским танком) и в Латвии похороненный на воинском кладбище. На улице в Исадах, носящей имя Игонина, находится мемориал в честь него и других павших на фронтах Великой Отечественной земляков. Улицы Василия Игонина и Прокопия Ляпунова пересекаются, символически показывая преемственность поколений российских воинов.

Мемориал Игонину. 

Исады известны и как родина служителей муз. Уже в начале XIX века труппа крепостного балетного театра Григория Павловича Ржевского из Исад блистала в Москве и Петербурге так, что хозяин продал крепостных артистов в Большой и Мариинский театры. С того же времени селом владели помещики рода Кожиных. Его представители вносили свой вклад во все сферы общественной жизни России на протяжении столетия. К роду Кожиных по материнской линии принадлежит блестящий философ и искусствовед Георгий Карлович Вагнер, "привязанный" к Рязани не только фактом рождения в Спасске-Рязанском, но и пребыванием здесь в долгосрочной ссылке. В Исадах у церкви сохранились могилы некоторых Кожиных. По их виду судя, память бывших хозяев чтут: на одной плите чёрной краской подновлены имя, фамилия и даты смерти, а над могилой последних помещиков, Владимира Николаевича и Елизаветы Николаевны Кожиных, покинувших сей мир в 1924 и 1925 годах соответственно, стоит новая плита чёрного мрамора. Долгое время уже в новом веке в Исадах жил и работал Народный художник СССР Виктор Иванович Иванов. Его большой деревянный дом на улице Прокопия Ляпунова – одна из достопримечательностей села. Но пользуется ли им сейчас живописец, которому на днях ему исполнилось 97 лет, сложно сказать. За те годы, что Виктор Иванов проживал в Исадах, многие сельчане стали героями его картин.

Церковь в Исадах. Виктор Иванов. 

Иными словами, Исады так и просятся в экскурсию выходного дня. А главное – село стоит всего в нескольких километрах от городища Старая Рязань. Дорога на Исады проходит мимо поля легендарной битвы, на котором до сих пор находят клады. Эти два духовных и исторических центра объединяются в один маршрут, который заканчивается панорамой Оки с высокого берега. От Москвы лучше ехать сюда по трассе М-5 (Урал). С южной стороны поворот обозначен указателем "городище Старая Рязань". С севера – надо смотреть поворот на Разбердеевку. Асфальтированная дорога до Исад не так давно приведена в порядок. Лет пять назад это было сплошное ралли, но сейчас дорожное покрытие гладкое. Видимо, сказалась общая стратегическая нацеленность на развитие внутреннего туризма. Или просто выборы не за горами…

Дом художника Виктора Иванова. 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Крым-2021: нашествие медуз
Чем плохо удешевление авиабилетов по России
Уж и сады на Оке!..

В Москве

Разбойничья слава Мурьеты не меркнет
"Болеро… шах/мат" и "Танго… история любви" Донецкого театра оперы и балета
Георгий Исаакян: "Я обожаю, когда идея попадает в десятку". Sila в Театре им. Н.И.Сац
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть