"Плохие хорошие". По пьесе Оскара Уайльда "Веер Леди Уиндермир". Театр имени Пушкина. Режиссёр Евгений Писарев.
11 декабря 2024
Те, кто сказал "Слово"
11 декабря 2024
"Любовное настроение" по одноименному фильму Вонг Карвая. Театр Наций. Режиссёр Артём Терёхин.
11 декабря 2024
В Казани наградили победителей регионального отборочного тура благотворительного фестиваля «Добрая волна»
11 декабря 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

6 ноября 2024 9:00

Визуальные символы Дербента – плод граната…

…и древнейшая крепость Нарын-Кала

Галерея на набережной. Все фото, кроме особо оговоренных, Е. Сафроновой.
Галерея на набережной. Все фото, кроме особо оговоренных, Е. Сафроновой.

Дагестанский Дербент на Каспийском море— самый южный и самый старинный город России. Считается, что первые поселения людей в этих местах сложились задолго до христианской эры. В VI веке до нашей эры античный географ Гекатей Милетский писал о крепости, воздвигнутой на побережье примерно там, где стоит Дербент. Если принять это первое упоминание в хрониках за точку отсчета, то Дербенту уже более 6 тысяч лет.



Диплом ЮНЕСКО за толерантность и доброту


Современный Дербент основан в 438 году нашей эры в качестве персидской крепости. Та цитадель сохранилась по сей день под названием Нарын-Кала. В 2003 году старая часть Дербента: включая крепость Нарын-Кала, две крепостные стены и Джума-мечеть – включены в Список объектов культурного наследия ЮНЕСКО. Крепость видно из любой точки города. Она возвышается над ним, подобно орлиному гнезду.



Можно было бы сказать, что тот, кто не побывал в Нарын-Кала, не видел Дербента. Но объективно это не совсем так. Конечно, тысячелетняя крепость – сердце Дербента. Но город и сам по себе способен очаровать.

Для  приезжих Дербент начинается с железнодорожного вокзала.



Здание вокзала – неплохая "визитная карточка" города. Оно выстроено где-то на рубеже XIX – ХХ веков из камня-ракушечника. Из того же, из которого сложены все старинные дома и цитадель. Этот уникальный строительный материал добывают только в Дербенте. Он шероховатый на ощупь, прочный, а на его поверхности, точно отпечатки пальцев, красуются узоры из спрессованных и окаменевших раковин морских обитателей незапамятных времен. Камень обладает теплым желтоватым оттенком. Благодаря такому цвету камня весь город выглядит солнечным даже в пасмурные дни. Из ракушечника сложены красивые и нарядные жилые дома и публичные постройки, сооруженные в начале ХХ века. Застройки последних дореволюционных лет в городе много, на зданиях сохранились выбитые в камне или выложенные металлом даты "1904", "1910" и т.д. Судя по причудливой архитектуре, соединяющей эстетические веяния Запада и наследие Востока, до 1917 года Дербент был населен людьми состоятельными, просвещенными и тяготеющими к бытовому комфорту и культуре. Из-за такой застройки городской пейзаж Дербента сам по себе завораживает.



Для местных жителей город начинается с противоположной стороны – от крепости и так называемого "Старого города", ограниченного двумя крепостными стенами. Это начало поселения и хронологически, и географически. Здесь кипела жизнь еще в раннем средневековье. И с верхней точки город уступами "стекает" к морю. Купаться в Каспии советуют с мая по сентябрь, по бархатный сезон. Правда, я слышала и зловещее предупреждение, что море с августа начинает "забирать людей". Но, думается, на благоустроенных пляжах вдоль набережной не так и опасно, если не заплывать за буйки и не сидеть в воде до потери пульса.



Старый город – самый настоящий город средневекового Востока, сохраненный в очертаниях, близких к аутентичным (и к нашим представлениям о локациях "Тысячи и одной ночи"). Там живут люди в приземистых домиках, двери которых из комнат открываются прямо на улицу. Там сбережены давнишние торговые площади, перекрестки, колодцы, бани, арки для прохода из проулка в проулок. На многих стенах развешаны плакаты с изречениями Пророка Мухаммада и видных деятелей ислама. Аутентичность Старого города привлекает в него толпы туристов. Местным жителям приходится приспосабливаться к наплыву любопытствующих – впрочем, это никого не смущает. По старинным кварталам водят экскурсии. В каждом втором доме есть или магазинчик, или сувенирная лавочка, или кафе, ориентированные, конечно же, не на соседей, а на пришельцев издалека – предлагают домашнее вино, в том числе и гранатовое, варенье, козинаки, рахат-лукум и другие сладости. В Старом городе обильно расставлены уличные скульптуры, воспроизводящие средневековую жизнь города: старуха на скамейке, лежащий верблюд, торгующий купец, мальчик с поклажей и т.п. Некоторые фигуры изображают особо чтимых местных мулл и других деятелей. Каждый встречный с удовольствием расскажет вам, чем славны эти люди, а заодно – чем еще полюбоваться в Дербенте.



Дербент вообще чрезвычайно дружелюбный город. Его впору называть самым толерантным городом России. Чистая правда: здесь на протяжении многих веков в мире и согласии жили последователи трех монотеистических религий – мусульмане, православные и иудеи. У каждых были свои кварталы, но между кварталами не было вражды и даже шуточной борьбы "стенка на стенку". Они испокон веков уважительно относились к традициям и святыням соседей и даже вместе отмечали религиозные праздники. Мирному межконфессиональному сосуществованию посвящена уличная скульптура в центре сегодняшнего города, близ Пассажа (тоже построенного в начале ХХ века и напоминающего ГУМ в миниатюре): поп, муфтий и раввин блаженно распивают чаи за одним столиком.



Памятник этот стоит в переулке Мирзы Казем-бека, который чаще неофициально называют Улицей счастливых людей. Отчего же не быть счастливыми людям, позитивно настроенным на окружающих?.. В Дербенте есть легенда, что самый воздух в нем пропитан доброй энергией предков, и потому в самом городе и вокруг него много святых мест.

Дербентская практика мирного сосуществования и веротерпимости получила признание на мировом уровне: город первым в нашей стране получил премию и диплом ЮНЕСКО за содействие толерантности и ненасилию. Это произошло в 2006 году. 16 ноября в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже в рамках Всемирного дня толерантности представителям Дербента преподнесли почетный диплом и премию за вклад в утверждение толерантности и ненасилия за 2006 год.


"Улица счастливых людей" 

Доброта проявляется даже в отношении к бродячим животным (еще вопрос, называть ли их бродячими при таком подходе?..). Дербент попадает в популярный сегодняшний тренд "любви к котикам". По улицам свободно разгуливают коты всех мастей и возрастов – поди пойми, независимые хозяйские или принципиально ничьи. Усатых не гоняют, на них не шикают – их подкармливают и ласкают. Уличные собаки встречаются реже, но по их довольным мордам видно: в отличие от булгаковского Шарика, "сапогом по ребрам" они никогда не получали.



Обилие котов на улицах обыграно в одном из визуальных символов Дербента, самом популярном дизайне здешнего магнитика: котенок играет с плодом граната. Гранат – это общепринятый "знак" Дербента. Хотя с равным правом таковым мог бы стать и плод айвы. Айвовые деревья растут прямо на улицах. Так как в октябре я застала их отягощенными созревшими плодами, стало быть, оборвать зеленые завязи, пока никто не видит, здесь не в заводе.



Надо отметить, что законы шариата благотворно сказываются на атмосфере жизни в городе хотя бы в том плане, что в Дербенте (на минутку, одном из центров коньячного производства России!) сложнее официально купить алкоголь, чем в других городах. Многие торговые точки просто не включают спиртные напитки в свой ассортимент. А в крупных супермаркетах винные отделы вынесены в отдельные комнаты и закрываются без пяти восемь вечера. Большая часть заведений общепита ориентирована на семейную аудиторию, тоже с безалкогольным меню. Меньше и табачных прилавков. Зато много кофеен, и есть, между прочим, модные кофейни-книжные магазины.


Парк Низами 

Сверху вниз по страницам истории Дербента

Но если уж подниматься на самую высокую точку, откуда город виден как на ладони, а в часы молитвы (полдень и пять вечера) особо раскатисто звучит призыв муэдзина на молитву, сотканные из голосов всех мечетей Дербента, конечно же, прежде всего нужно почтить знаменитую крепость Нарын-Кала.


Вход в крепость. 

Никому уже доподлинно неизвестно, когда возведена именно та фортификация, что сегодня точно парит над городом. Историки утверждают: первые укрепления на Джалганском хребте, где она стоит, появились в VI веке по приказу персидского шахиншаха Хосрова I Ануширвана из династии Сасанидов. Но после него цитадель столько раз перестраивали, укрепляли и расширяли, что ее первоначальный облик затерялся во тьме веков. На территории крепости соседствуют постройки разных эпох. Это, например, ханский дворец и канцелярия XVIII века, суд, подземная тюрьма-зиндан более раннего времени и ханские бани X века.


Старинный зиндан. 

Бани были просторными и отлично декорированными. Здесь правитель не только совершал омовения, но и принимал важных визитеров, включая иностранных послов. Здесь подписывались важные документы и принимались судьбоносные решения. Бани, несмотря на свою седую древность, дошли до нас дней в хорошем состоянии.



Работу бань обеспечивали средневековые "водохранилища" в виде гигантских каменных чаш. Они сейчас открыты для обозрения, и огромный квадратный котлован поражает воображение: как его наполняли-то?.. Считается, что водой крепость питали горные родники. Она текла по специально прорытым подземным каналам. Вот такой "водопровод, сработанный еще…" не рабами Рима, а подданными ханов. Все вместе эти сооружения из разных времен все равно производят потрясающий эффект "провала в прошлое". Ему не мешают даже современные фотозоны с национальными костюмами, кафешки и рамки на входе.



Крепость была возведена стратегически грамотно: на ближайшем к морю холме (то есть в значительном отдалении от порта). Ведь ее стены должны были защищать народ от вражеских набегов с моря. На Востоке было свое пиратство, не менее жестокое, чем то, каким прославился Фрэнсис Дрейк. То, что на Руси называлось посад, место обитания горожан, ограничивалось двумя стенами, идущими из крепости к морю. В случае опасности жители бежали за стены, а то и в крепость.


Крепостная стена в городе. 

История крепости как оборонного сооружения закончилась с присоединением города к Российской империи. Первое соприкосновение города с русскими произошло в 1668 году и было неприятным: богатый приморский город разграбил атаман Стенька Разин с казаками, шедшими в Персидский поход (часть "Похода за зипунами"). В течение XVIII столетия Дербент переходил от то петровской, то екатерининской Российской империи к Персии и обратно. Павел I, отменявший все завоевания своей матери, и тут остался верен себе – отозвал из Закавказья русские войска и вернул все признавшие российскую власть области восвояси. Таким образом, только в 1813 году по Гюлистанскому мирному договору между Россией и Персией Дербент окончательно присоединился к России. С 1846 года он обрел статус губернского города в составе Дагестанской области. Период с 1840-х годов до Октябрьской революции был наиболее экономически благотворным для прикаспийского города. Обеспечил рост благополучия даже не порт, а марена – растение, из которого делали дешёвый краситель.


Вид на город от цитадели. 

Итак, военная история Нарын-Калы кончилась. Началась другая – музейная. Хроника покорения русскими войсками ханской цитадели отражена на информационных стендах при входе в крепость-заповедник.

Спустившись от крепости по горной дороге, почти серпантину, и попав в старый город, невозможно миновать Джума-мечеть. Это старейший ныне существующий мусульманский храм во всей России и СНГ. Она построена (внимание!) в VIII веке для совершения общей пятничной молитвы. В свое время мечеть была крупнейшим зданием Дербента. Местные свято верят, что четыре платана во дворе мечети – практически ровесники ей и живут уже более тысячи лет. К слову, если так, то именно деревья способствовали "долголетию" священного памятника. Их корни укрепляют грунт и высасывают из него лишнюю влагу, поэтому зданию не страшна сырость.


Джума-мечеть. Фото: АиФ-Дагестан.

В XIV веке Джума-мечеть разрушило землетрясение. Молитвенное пристанище восстановил позже некий Тажуддин, имя которого даже в благодарность указали в каменой вязи над входом в храм. Вплоть до 1938 года в мечети молились, она  оставалась главным культовым сооружением Дербента. Затем в ней на несколько лет устроили городскую тюрьму. В 1943 году, когда по всему СССР прошла волна открытия храмов, Джума-мечети вернули статус храма и признали ее историческим памятником. Таковым она остается и сегодня. И стоит ли удивляться, что не совсем по соседству, но не так и далеко от Джума-мечети, на улице Таги-заде, в центре прежнего Еврейского квартала, располагалась синагога Келе-Нумаз, построенная в год начала Первой Мировой войны пятью братьями Ханукаевыми?.. До революции в Еврейском квартале функционировало больше десяти синагог. До наших дней дошла только Келе-Нумаз. Все первое десятилетие XXI века в бывшей синагоге шла реставрация. К сожалению, в минувшем июне Келе-Нумаз, бывшая уже не только молельней, но и Еврейским культурным центром, сильно пострадала при террористическом акте


Синагога Келе-Нумаз. Фото: Шамиль Магомедов / Википедия

В здании Девичьей бани в Старом городе, построенной в позапрошлом веке, ныне находится Музей культуры и быта древнего Дербента. Здание состоит из трех замкнутых помещений, освещаемых посредством отверстий в сводах купола. В баню в бытность ее таковой ходили только невинные девушки и невесты с подругами для обрядового "очищения" перед свадьбой. Сейчас сюда приходят лица обоего пола, чтобы полюбоваться высокотехнологичным устройством бани: с бассейнами для горячей и холодной воды и, кроме шуток, "теплым полом" в купальне – его подогревала специальная печь. Печь уцелела. Кроме того, в музее находятся народные костюмы, посуда, музыкальные инструменты, украшения для человека и для жилища. Например, ковры. Но коврам посвящен и еще один музей.



Если идти из Старого города все ниже и ниже, улочки выведут на перекресток улицы Рзаева, к армянскому храму Христа Всеспасителя, построенного в XIX веке по проекту писателя Габриэля Сундукяна. В наши время храм используется как Музей "Ковры и декоративно-прикладное искусство Дагестана". Он располагает богатой коллекцией ковров с традиционными дагестанскими орнаментами и образцов других местных народных промыслов. В каждом ауле – своя гордость. Серебряные ювелирные изделия делают в Кубачи, медную чеканную посуду в Гоцатле, деревянные изделия с резьбой и инкрустацией – в Уцункуле, а в Балхаре, Испике, Кале, Сулевкенте — керамическую посуду и прочие изделия, включая скульптурные композиции вроде пирующих горцев. В этом музее порой проводят публичные мероприятия.



Еще "ниже" находится так называемый Дом Петра I в Дербенте. О первом российском императоре-завоевателе сегодня напоминает только памятник ему перед стильным полукруглым современным зданием постройки уже начала этого века. Но в памяти народной осталась небольшая земляная хижина, где царь квартировал во время Персидского похода в 1722 году. Долгое время землянку в Дербенте почитали как святыню. В 1848 году князь Михаил Воронцов, наместник Кавказа, велел возвести вокруг неё ограду из каменных столбов и якорных цепей. Позже вместо ограды поставили павильон. Это место видели многие именитые гости Кавказа, скажем, писатель Александр Дюма. Но в советское время на этот "домик Петра", в отличие от петергофского, махнули рукой – и землянка оседала, пока не сравнялась с почвой. А павильон последовательно стал производственной столовой и жилым помещением. Только в 2015 году зданию присвоили статус музейного комплекса. Хижину попытались восстановить, но в большей степени музей демонстрирует найденные в ходе раскопок предметы петровской эпохи.



В совсем нижней, плоской части Дербента находится Государственный лезгинский музыкально-драматический театр им. С. Стальского. Некогда это был первый национальный театр в Дагестане, зародившийся в виде любительского актерского кружка в 1906 году в селе Ахты под руководством Идриса Шамхалова. Театр имел четкую гендерную ориентацию: в труппе играли и представления смотрели исключительно мужчины. В любительском статусе театр пребывал до 1920 года. Затем он перешел в ведение отдела народного образования и стал называться Ахтынским народным театром. Ему сформировали коллектив и построили здание. В 1935 году театр нарекли Государственным лезгинским драматическим театром. Через три года ему присвоили имя дагестанского поэта Сулеймана Стальского (1869 – 1937). В этом году, к слову, Дагестан торжественно отмечал 155 лет со дня рождения Сулеймана Стальского — народного поэта Дагестанской АССР лезгинского происхождения, заслужившего прозвище "Гомера XX века" (слова Максима Горького). Его считают основоположником лезгинской и дагестанской досоветской поэзии. Стальский был делегатом 1-м съезда советских писателей 1934 года. Запомнилось многим, что на съезд он приехал в своей обычной одежде – поношенном бешмете и чарыках. Поэт сказал, что в такой одежде народ его лучше понимает. Стальский был знаком с Горьким, Шолоховым, Алексеем Толстым; при этом до конца дней своих работал в колхозе. Его не стало в возрасте 68 лет. Кстати, несмотря на зловещую цифру 1937, Сулейман умер естественной смертью, и его похороны повергли в траур весь Дагестан. Поэта похоронили в Махачкале на бульваре, который вскоре получил имя Сулеймана Стальского, а его могила признана памятником культурного наследия России. А в Дербенте перед зданием театра поставлен памятник литератору. Он одет в свой неизменный бешмет и стоптанные чарыки.



И, наконец, нельзя не упомянуть Дербентский маяк — самый южный маяк нашей страны. Маяк стоит не на берегу моря, как можно было бы подумать, а в центре города, на крепостной стене между парками имени Кирова и Низами Гянджеви. Маяк включён в список охраняемых памятников России и в исторический список ЮНЕСКО.



Сам по себе он не слишком древний. Как ни удивительно, Дербент как морской порт известен с  древнейших времен, но на протяжении тысячелетий нигде не упоминался маяк в Дербенте. Так, без маяка, порт функционировал до середины XIX столетия. В 1850 году наместник на Кавказе генерал-фельдмаршал князь М. С. Воронцов распорядился обеспечить безопасность судоходства вдоль западного побережья Каспийского моря, в частности, построить маяк в порту Дербент. Строительство по проекту капитана Савиничева было начато в 1851 году и завершено в первые дни 1853 года. 16 января 1853 года маяк был сдан в ведение помощника надзирателя карантинно-таможенного поста. С 1 мая 1853 года его начали регулярно включать в темное время суток. С моря он отлично просматривался.



В современном Дербенте в темное время суток регулярно включается светомузыкальный фонтан в парке имени Низами, высота струн которого – рекордная по России. И вообще в Дербенте любят ночную иллюминацию – на центральных улицах множество светящихся инсталляций, от которых вечерами светло почти как днем. Это тоже своего рода маяк – маяк туристической привлекательности и гостеприимства, которое не поколебать единичными выходками радикалов.

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Лацкое – историческое село Ярославщины
Визуальные символы Дербента – плод граната…
Старая мельница крутится-вертится

В Москве

Финал фестиваля "Танцуй и пой, моя Россия!" пройдет в Кремле
Минкультуры России наградило лауреатов Всероссийского конкурса молодых ученых в области искусств и культуры
Фестиваль "Школьная Классика" - расписание спектаклей в Москве
Новости ВСЕ НОВОСТИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть