"ДУБРОВСКИЙ" Александра Пушкина в театре "Сатирикон" (Дворец на Яузе). Режиссер Яков Ломкин.
25 апреля 2024
Мировая война. Из рукописи писательницы Анастасии Алексеевны Вербицкой.
24 апреля 2024
Испанские страсти. Спектакль "Севильский цирюльник".
24 апреля 2024
БАМ отмечает 50 лет
23 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

10 октября 2022 20:00

Архитектура, ботаника и психология на арене цирка: новые форматы театральных лабораторий запустили на "Тавриде"

Автор: Ревизор.ru
Фото: пресс-служба "Таврида.Арт"
Фото: пресс-служба "Таврида.Арт"

Взаимосвязь психологии, ботаники, архитектуры, театра и музыки с цирковым искусством рождают новые формы и смыслы. В арт-школе уличного театра и цирка на "Тавриде" запустили творческие лаборатории. Они могут стать основой образовательных программ будущего Университета креативных индустрий.

С 4 по 9 октября на площадке арт-кластера "Таврида" в Крыму прошла арт-школа  уличного театра и цирка в рамках образовательного заезда "Сложности = Возможности". На протяжении недели артисты цирка, актеры уличных театров, художники-постановщики и режиссеры из 45 регионов России изучали новые технические возможности современного циркового оборудования, обучались законам работы в воздухе, искали оригинальные способы взаимодействия с реквизитом.

Молодые профи приняли участие в уникальных лабораторных форматах, призванных найти новые формы и смыслы в цирковом и театральном искусстве.

"Лаборатории арт-школы уличного театра и цирка – это эксперимент. Мы расширяем творческие возможности участников, погружая их в другие сферы. Например, знания из области психологии позволяют актерам уличных театров лучше понимать чувства как собственных персонажей, так и реакцию зрителей, с которыми они взаимодействуют. Другой пример – перенос архитектурных стилей на пластику тела. Данные методы являются новаторскими в цирковом и театральном искусстве в России. На заезде мы только начинаем внедрять их, но совсем скоро подобные творческие лаборатории могут стать частью образовательной программы Университета креативных индустрий", – рассказывает куратор арт-школы уличного театра и цирка Ольга Маркелчева.

Всего на площадке запустили 5 лабораторий: "Ботанический цирк", "Цирк, звук, ритм, вокал", "Актерская психология и клоунада", "Архитектурный цирк" и "Предметный цирк".

Психолог для клоуна или клоун-психолог?


Фото: пресс-служба "Таврида.Арт"

В лаборатории "Актерская психология и клоунада" основам психологии артистов обучил специалист в области психоанализа личности, актер театра и кино Дмитрий Томин. Участники более детально разобрали собственное поведение на сцене и продумали способы взаимодействия с аудиторией. Результатом стали небольшие этюды, которые оценивал художественный руководитель театра клоунов "Микос" (Москва) Сергей Поганели.

"Мы открываем новые грани воображения. В основном у всех артистов, которые начинают работать в жанре клоунады, появляются вопросы о том, как возникают те или иные эмоции у человека – переживание и смех. Клоун должен понимать публику, с которой он работает, поэтому знания из области психологии становятся хорошей теоретической базой для творцов", – рассказывает Сергей Поганели.

Участники лаборатории познакомились с сознанием и подсознанием, разобрали психологические особенности личности и способы воздействия на аудиторию.

Архитектура тела.

В лаборатории "Архитектурный цирк" артисты стали слушателями лекций члена Союза Архитекторов России, архитектора-реставратора, главного архитектора проектного бюро "Абрис" (Вологда), внештатного сотрудника кафедры архитектуры ВОГУ Марии Шамариной. Вместе с экспертом они погрузились в разные эпохи, изучили отличительные особенности античной архитектуры, готического стиля, ренессанса, модерна и конструктивизма.

"На занятиях происходят совершенно необычные вещи, о которых мы даже и не могли подумать. Мне кажется, что именно такое сочетание не сочетаемого рождает свежие идеи. Лаборатория помогает раскрепоститься и открыть новые формы. Во время занятий участники то превращались в античные статуи, то становились шпилями готических соборов – и все это с помощью пластики", – поделилась Мария Шамарина.

Главная задача – переложить принципы архитектуры на пластику тела и собственными движениями выразить нужный образ. Ключи к трансформации движений в контексте выбранного стиля участникам дал режиссер хореографических и телесных перформансов, танцевально-двигательный терапевт Николай Митяшин.

Звуковой перформанс.

Лаборатория "Цирк, звук, ритм, вокал" направлена на коллаборацию музыкального театра и жонглирования. Среди экспертов лаборатории обладатель золотой медали на Парижском фестивале "Цирк завтрашнего дня" Тимур Кайбжанов и Яна Коломиец, педагог по эстрадному и академическому вокалу, солистка камерного театра "Музико".

"Это действительно новый формат. Раньше были попытки совместить вокал, стихи, музыку, ритм и жонглирование, но полноценной лаборатории не существовало. Уверен, что полученные на "Тавриде" знания и навыки ребята применят в своих постановках", – отмечает  Тимур Кайбжанов.

На тренингах участники арт-школы театра и цирка научились использовать собственный голос и реквизит для создания звукового перформанса. Так, с помощью скрипов, шепота, стука булавы и других "музыкальных инструментов" в павильоне артисты воссоздали атмосферу переполненного вокзала и тихой морской бухты – а ведь это только часть возможностей для игры со звуком.

Ботанический цирк.

Почувствовать себя цветком и изучить ботанические свойства растений, чтобы открыть новые пластические формы, предложили в рамках лаборатории "Ботанический цирк". Программа лаборатории – объединение опыта доктора геолого-минералогических наук Ольги Мининой и сооснователя уличного театра "Небесная карусель" (г. Санкт-Петербург) Натальи Овчинниковой.


Фото: пресс-служба "Таврида.Арт"

"Если мы обратимся к Европейским циркам, то в их выступлениях присутствует ботаническая тема. Растения достаточно медленные, заземленные – такой способ существования мы постарались взять за основу при работе с телесностью. Сначала участники слушают лекции, пытаются понять сущность растений, а затем пробуют перенять их свойства и отразить их в своем поведении", – объясняет Наталья Овчинникова.

На занятиях участники учились у растений мимикрировать в пространстве сцены, существовать в творческом симбиозе, заземляться и открывать новые грани работы с пластикой.

Предмет = партнер.

Лаборатория "Предметный цирк" направлена на поиск новых принципов и приемов работы с цирковым аппаратом и реквизитом. Эксперт "Тавриды", артист-гимнаст на полотнах и трапеции, серебряный призер фестиваля "Золотой слон" в Испании, обладательница титула "Принцесса российского цирка" Сабрина Шатирова показала, как использовать кольца и держать баланс на трапеции. Добавить смысловой нагрузки в работу с цирковым реквизитом смогла актриса Большого театра кукол (г. Санкт-Петербург), педагог и продюсер Янина Буртман. С помощью тренингов по актерскому мастерству участники увидели в таких предметах как стул, бумага и полотно настоящих партнеров по сцене.

"Мне кажется все арт-классы на "Тавриде" очень разносторонние. Я сама думаю, как бы успеть на занятия к другим экспертам, потому что здесь очень много интересных людей и направлений. Это помогает посмотреть на творчество свежим взглядом. Артист – это человек, который всегда находится в поиске. Здесь можно узнать что-то новое, раскрыться, попробовать элементы на канате и одновременно прочитать монолог", – рассказала Сабрина Шатирова.

В рамках лаборатории артисты уличного театра и цирка соприкоснулись с драматическим искусством и овладели новым языком для взаимодействия с реквизитом.


Фото: пресс-служба "Таврида.Арт"

Образование будущего.

Лаборатории арт-школы уличного театра и цирка – новый формат, который меняет представление о цирковом и театральном образовании. Коллаборации становятся основой новых творческих форм и граней в искусстве и подталкивают творцов на эксперименты. 

"Ожидание от лабораторий на "Тавриде" полностью оправдалось. Мы изучаем тело, звук, речь и насмотренность, а потом воплощаем знания в творческой антрепризе. Лично для меня участие в лаборатории – это повод себя взбудоражить и испытать. Сейчас любят универсальных артистов, поэтому наша задача – как можно больше изучить, развить свои навыки", – поделился Вячеслав Мельник, участник арт-школы уличного театра и цирка из Саратовской области.

В ближайшем будущем подобные лабораторные форматы могут стать частью образовательной программы Университета креативных индустрий, который строится в Крыму. Круглогодичный образовательный центр откроет свои двери для молодых профессионалов уже в 2023 году и станет ядром туристско-образовательного кластера "Таврида.Арт".
 
Партнеры образовательного заезда: Россотрудничество, Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь), Российский союз уличных театров и артистов, театр клоунады "Микос", уличный театр "Небесная Карусель", Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова, конкурс "Мастера гостеприимства".
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Архитектура, ботаника и психология на арене цирка: новые форматы театральных лабораторий запустили на "Тавриде"
Провинциальный театр: как развивать культуру, если ты не из столицы?
На "Тавриде" поставят музыкальный спектакль для столичной сцены, разработают умный дом будущего и по-новому откроют национальные театры

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости ВСЕ НОВОСТИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть