В Университете "Сириус" определят спортивную предрасположенность детей
12 июля 2024
С 27 июля в Москве на ВДНХ состоится VII Международный фестиваль искусств "Вдохновение"
11 июля 2024
В Москве начала работу платформа для сбора идей по развитию культурной жизни столицы
11 июля 2024
Впервые Школа-фестиваль Леонида Лундстрема "Донбасский экспресс" пройдет в Москве
11 июля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Продюсер здорового человека

Специально для "Ревизора.ru".

Варвара Ртищева. Фото из личного архива.
Варвара Ртищева. Фото из личного архива.

Когда мы говорим о премьере, то первым делом вспоминаем о режиссере, артистах, художнике по свету и так далее. Фигура продюсера в данном случае остается в стороне. Разумеется, это неправильно. Конечно, надо поговорить и с людьми, которые вроде как находятся в тени, но без которых выпуск спектакля просто невозможен.

И нашим гостем сегодня является представитель молодого поколения продюсеров – Варвара Ртищева, студентка 4-го курса Школы-студии МХАТ. Ее профессиональная карьера началась только в этом году, но в портфолио уже три очень интересных спектакля: "Лицей" и "Белый Вальс" в театре Пушкина – и "Добыть Тарковского" в пространстве "Внутри".
 
Чем занимается продюсер в театре?
 
Можно пойти по пути прокатчиков, которые берут уже созданное и катают. Но мне больше интересно то, чем занимаюсь я. Практически помощник режиссера, который ведет весь процесс. При этом меня не касается финансовая часть. Но я человек, который может организовать и поддержать.
 
Фактически администратор в широком смысле слова?
 
Да, но я не запускаю в зал и не продаю билеты. Я внутри процесса, внутри команды. Мне важно смотреть каждый спектакль.
 
Вы посмотрели все спектакли, где вы работали?
 
Да, я была на каждом спектакле. Бывает, что после спектакля мы обсуждаем прошедшую постановку.
 
Если судить по кино, то именно продюсер решает, кто будет играть в том или ином фильме. В театре так же?
 
Когда речь идет о спектаклях совместно со Школой-студией МХАТ – то все решает исключительно режиссер, на спектакле "Добыть Тарковского" актеры подбирались исходя из их занятости.
 
Нет ли у вас грусти, что вы находитесь рядом с творчеством, но в нем не участвуете?
 
Нет. Я очень люблю команду, искреннее отношения к делу, это сразу бодрит, хочется и дальше помогать этим людям. Сейчас я пытаюсь организовать гастроли спектакля "Добыть Тарковского". Хотим его в Перми показать. (Действие спектакля происходит именно в Перми. – ред.). Это прекрасный продвинутый город. Надеюсь, что также удастся "откатать" "Лицей" и "Белый Вальс".
 
Это тоже зависит от вас?
 
Да, гастроли полностью зависят от продюсера. Очень надеюсь показать эти проекты в первую очередь в Санкт-Петербурге.
 
Когда жителям Санкт-Петербурга доведется увидеть замечательный "Белый Вальс"?
 
Надеюсь, что в следующем сезоне.
 
Вы являетесь продюсером всех спектаклей "писаревцев"?
 
Да. Включая те, над которыми сейчас идет работа.
 
И чем нас порадуют "писаревцы" в следующем сезоне?
 
Сейчас идет работа над "Гамлетом", премьера которого запланирована на осень (17 сентября) и "Морфий" – классический спектакль.
 
Есть продюсер в кино, который с творческой точки зрения решает все, то получается, что в театре – работа сводится исключительно к организации?
 
Я тоже иногда принимаю участие в творческом процессе. Например, во время репетиции одного из спектаклей меня раздражала прическа актрисы – я поделилась этим наблюдением с режиссером, в итоге нашли выход – стали завивать волосы, сделали другую прическу. То есть нельзя сказать, что я только "технарь". Все равно, какие-то творческие процессы идут. Но такое бывает не всегда.
 
То есть режиссеры и актеры вас слушают?
 
Да. После репетиций, спектаклей мы собираемся вместе и обсуждаем. И говорят не только режиссеры, и ассистенты говорят, и художник по свету, и продюсер, конечно же. Я была продюсером в кино на одном проекте.
 
И в чем разница?
 
Можно привести аллегорию. В театре продюсер и вся творческая группа едут как бы в одной машине, все вместе. В кино – продюсер едет в машине один, а все остальное везет на прицепе. И, конечно, большая разница в нагрузке и ответственности. Продюсер в кино – первый, потом режиссер, команда и так далее. В кино все начинается с продюсера, и так заложено в истории. А в театре все равно есть структура. И продюсер вливается в эту структуру. В кино – ты не успеваешь заниматься творчеством, в отличие от театра. Именно поэтому я и ушла из продюсеров кино. Мне гораздо интереснее что-то организовывать, нежели сидеть и считать смету. Да, в кино продюсер важная профессия, но она вообще не творческая.
 
Но в кино продюсер босс, а в театре режиссер. Не обидно ли выполнять вторую роль?
 
Когда я хочу побыть боссом, я иду в кино.
 
Помогает ли опыт театрального продюсера в театре?
 
Конечно. И наоборот тоже. Однажды я работала на кинопроекте, и все на площадке поражались моей дисциплинированности. И это театральное воспитание. Отношение к профессии воспитывается за счет разных подходов.
 
Вы можете поменять как продюсер осветителя или художника?
 
Что касается студенческих спектаклей. – то тут есть жесткие ограничения. Выбираем только из Школы-студии, но бывает, что каких-то сотрудников предлагаю режиссеру я. Например, на спектакль "Морфий" я перетащила нескольких сотрудников из "Лицея". В частности, художника.  Эти люди хорошо понимают художественное видение педагогов. То есть бывает, что и иногда и я инициатор.
 
А в кино с кем работаете?
 
На разных проектах. Но хотелось бы упомянуть молодого режиссера Алексея Кокорина, с которым мы вместе сделали несколько коротких метров. Он сам пишет сценарии, и его видение совпадает с моим. Если я вижу, что сценарий интересный, то уже завтра я найду деньги.
 
То есть вы можете найти деньги?
 
Конечно! Это же моя профессия.
 
В театре вы сами начинаете проект? Или уже подключаетесь к готовой команде?
 
По-разному бывает. Например, с "Тарковским" я дружу с двумя актерами. Они меня позвали в уже начатый процесс. Им нужен был продюсер. Я согласилась.
 
Спродюсированный вами "Белый Вальс" – практически эталонный спектакль. Когда вы начинали работать, представляли, что это будет именно так?
 
Конечно, нет. Когда все начинается – идут первые репетиции – нет ни света, ни нормальных декораций. Первую кровать вообще студенты нашли непонятно где. Но все-таки была какая то чуйка, и у меня, и у режиссера Бориса Леонидовича Дьяченко, что должно все получиться. А дальше – это вопрос времени, когда спектакль выпускается, вопрос настроения публики. Для успеха спектакля важно сочетание многих факторов, и многие из них внешние. Сегодня искусство вот такое, завтра оно будет другим. Сложно сказать, был бы успешным "Белый Вальс", если бы мы его выпустили три года назад. Вопрос во времени, когда состоялась премьера. 
 
Вам нравится эта работа?
 
Конечно.
 
Варвара Ртищева – прекрасный и активный человек, абсолютно преданный театру. В кино, если честно, я таких людей (в продюсерской среде) встречал достаточно редко. Все-таки там куда большую роль играют деньги. Здесь – творчество. Я искренне желаю, чтобы следующие проекты Варвары также прошли с большим успехом. И конечно же – не растерять этого прекрасного юношеского задора и дальше. 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Владислав Шкляев – Корсунский: «И кадр живет, и режиссер доволен, и зритель счастлив».
В Университете "Сириус" определят спортивную предрасположенность детей
"Русская Фёкла" научит ребят и взрослых основам экологичного потребления

В Москве

С 27 июля в Москве на ВДНХ состоится VII Международный фестиваль искусств "Вдохновение"
В Москве начала работу платформа для сбора идей по развитию культурной жизни столицы
Впервые Школа-фестиваль Леонида Лундстрема "Донбасский экспресс" пройдет в Москве
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть