Сто четыре года от премьеры до премьеры
4 октября 2024
"ФЛЕШБЕК 2002" Олжаса Жайнадарова на Новой сцене МХТ. Режиссер Вера Попова.
4 октября 2024
Чуть более двух недель осталось до окончания приема заявок на Всероссийский фестиваль авторской песни для девушек "Катюша"
4 октября 2024
Сергей Кондрашев встанет за пульт конкурса "Партитура"
4 октября 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

19 сентября 2024 10:23

Александр Невский. Слава и гордость

Символ-опера от Рязанского областного музыкального театра.

Все фото: Елена Лапина.
Все фото: Елена Лапина.

IX Всероссийский фестиваль музыкальных театров ВИДЕТЬ МУЗЫКУ представил постановку "Александр Невский" (12+) на музыку Вячеслава Лопухова режиссёра Ивана Китанина, которая подтвердила обозначенный авторами жанр "символ-оперы". Спектакль Рязанского музыкального театра "Плачем о радости" раскрывает самоидентификацию "Руси Триединой". Национальными символами пронизана драматургическая ткань сценического действа о героических днях прошлого нашего Отечества.

Инициатор всероссийского форума ВИДЕТЬ МУЗЫКУ – Ассоциация Музыкальных Театров при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Гости из славного города Рязани привезли на Всероссийский смотр свою премьеру 2023 года, показанную на родной сцене в преддверии Дня России. И это тоже было весьма символично. Необычный жанр оперы-символа и её тематика предполагает значительный масштаб сочинения. Безусловно, для сравнения приходит на ум одноимённая прокофьевская кантата. Одноактное сочинение же Вячеслава Лопухова (музыка и либретто) в соавторстве с Анной Снежной длится всего полтора часа. Но рязанская версия - это как раз тот случай, когда малыми средствами осуществлён высокий коэффициент творческого действия. Все средства направленно работают на эффект сценической фрески.

При отсутствии реальных декораций грамотно подобранные по смыслу и цветовой гамме картины видеодекораций создали эпический размах, многолюдность, широту зрительскому восприятию. На сцене, судя по всему, присутствовала вся оперно-балетная труппа театра. Но небольшим числом, умело меняющимися перестановками участников мизансцен была достигнута большая пластика пространства и визуальное увеличение присутствующих артистов. Все эпизоды сознательно заполнялись танцевальными номерами. Сценическое повествование пропевалось и протанцовывалось.

Символизм происходящего на сцене проявился и в исторических костюмах (художник-постановщик Ирина Носова, художник по костюмам Ирина Ченчикова), отсылающих зрителя к полотнам великих русских художников. Горит на солнце кольчуга легендарных древнерусских витязей, княжеские красные накидки развеваются на ветру Ледовой сечи. Девичьи и женские одеяния, скомороший наряд, одежда горожан будто пришли из новгородских былин.

Музыка произведения сочетает живописно-изобразительные эпизоды с песенно-хоровыми сценами, оперными ариями. Элементы мюзикла, хор a capella, современная стилистика хореографии предлагают некий синтез жанров. Струнный состав камерного оркестра, две электрогитары, ударная установка, два синтезатора указывают на оперу-мюзикл. Музыкальная форма состоит из 20 номеров с поэтическими названиями, например, "Канон покоянный", "Плач о радости", "Русь Триединая" и, конечно, согласно месту действия, "Господин Великий Новгород", "Новгородское вече". У Александра Невского (Сергей Головкин) и хана Сартака (Станислав Грязнов) есть "официальные" арии с большим диапазоном аж в две октавы. Имеются женские сольные номера в "Молитве жены Невского Александры" (Марина Головкина) и соло в "Плаче о радости" (Алена Силивестрова).

В драматургии органично переплетаются линии главных героев высокого звания и эпизодических персонажей из народа. Калики перехожие, Сокольничий Егорий, Скоморох бытописуют и оттеняют трагические события нашествия тевтонских рыцарей. Образно поставленные номера "Молитва Александры" (со свечами и женским балетом), пожара в Новгороде перед Картиной битвы являются, в том числе, заслугой и хореографа Дарьи Захаровой.

Лирическая сцена Князя и Княгини в дуэте-расставании перед Ледовым побоищем произвела красивое впечатление по причине внешней стати обоих исполнителей, облачённых в картинные костюмы и головные уборы.

В целом, спектакль "Александр Невский" Рязанских гастролёров положительно подействовал на чувство гордости великороссов, особенно полезное для нынешнего младого племени русичей. Живой урок истории преподал коллектив театра фестивалю ВИДЕТЬ МУЗЫКУ-2024.

 

 

 

 

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Сто четыре года от премьеры до премьеры
"ФЛЕШБЕК 2002" Олжаса Жайнадарова на Новой сцене МХТ. Режиссер Вера Попова.
Чуть более двух недель осталось до окончания приема заявок на Всероссийский фестиваль авторской песни для девушек "Катюша"

В Москве

От премьер до театрального форума. О планах Театрального центра "На Плющихе"
Царское это дело: "Петр Первый" Саратовского театра оперы и балета
"Кашемировые" новости
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть