"Ночь в Лиссабоне", или Учимся жить красиво
3 июля 2025
Выпускной концерт в "Геликон-опере"
3 июля 2025
Виртуальный театр представляет премьеры новых эпизодов: «Бардо Тхёдол, или Бабушка, ты ведь умерла» и «Справедливая утопия мёртвых»
2 июля 2025
Звонче жаворонка пение: в Казани завершился фестиваль флейты-пикколо
2 июля 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"Божественная комедия. Вариации" Данте Алигьери. Мастерская Петра Фоменко. Старая сцена. Режиссер Юрий Титов.

Специально для "Ревизора.ru".

Все фото: © Сергей Петров / сайт театра
Все фото: © Сергей Петров / сайт театра

Одна из главных систем оценок спектакля: на какой минуте я посмотрел на часы. В случае с "Божественной комедией" – ситуация другая. Мне очень хотелось, чтобы спектакль не заканчивался никогда.

Хотя начиналось все не очень хорошо. Задержка на 19 минут, а людей в зал стали запускать в 19.10. При официальном начале в 19.00.
 
Смазанной оказалась и первая сцена, когда актер читал текст на итальянском с нижегородским акцентом. Я уж начал грустить о том, что нет закона, запрещающего на сцене читать на иностранных языках, если с произношением проблема.
 
Но затем выяснилось, что это фишка. Ну не могли же "Фоменки" не поёрничать. На второй сцене, когда на сцене появился Данте (его играет режиссер спектакля Юрий Титов), у меня отвисла челюсть и не закрывалась уже до самого конца.
 
Такое ощущение, что режиссер только что приехал из времени Данте и решил поставить спектакль именно для тех зрителей, 700-летней давности. Таинственную мистерию на понятном им языке с учетом возможности современной техники.
 
Ад действительно получился Дантовский. Немного комичный, и вроде бы совсем не страшный. Но! Буквально в первые пять минут я погрузился в атмосферу Дантовских времен, и невольно забыл, что я человек 21-го века.

Я получал ровно те самые эмоции, которые получал бы современник Данте. Это был гипноз. Если бы не некоторые шутки в фоменковском стиле, погрузился бы так, что из того времени бы и не вышел. Шутки контролировали состояние, не давали до конца провалиться в мистерию.
 
Когда жил Данте – системы Станиславского еще не было, поэтому актеры говорили красивыми раскатистыми голосами. Формально перевоплощение отсутствовало, но оно было. Я видел на сцене не людей, я видел дантовских персонажей. Ровно такими, какими их и хотел показать великий итальянец. Я не люблю, когда монологи произносятся слишком театрально, но здесь, это было уместно. Только так и надо было эти монологи произносить.  

Особо стоит отметить Николая Орловского, игравшего Вергилия. Прекрасный оратор с идеальным римским профилем. Как ожившая статуя или фреска. Но статуя с чувством юмора.



А дальше…

В театре часто используется вращающаяся сцена. Тут вращался зрительный зал. Вокруг своей оси. В итоге за кратчайшее время мы путешествовали между четырьмя разными сценами, и Данте с Вергилием путешествовали вместе с нами, стоя на ступеньках.

Мы были не зрителями, мы были участниками действия. (Представляете, как такой аттракцион снесет крышу жителю средневековой Флоренции? И мне тоже снесло).

Отчасти все происходящее можно сравнить со знаменитым аттракционом "Комната Страха" – когда на вагонетках въезжаешь в какое-то ужасное пространство. Очень похоже, только гораздо сильнее и эмоциональнее!

Я вижу трех бесов – с красными фонарями-глазами. Облик – по законам аттракциона. С одной стороны – мне не должно быть страшно. Они же почти мультяшные, подчеркнуто не настоящие. Но, блин, они вызывают у меня кучу эмоций! Я же в этот момент средневековый житель Флоренции! Монстры, грешники немного наивные. Но не потому, что режиссер не доработал. Наоборот – они наивные, потому что он поработал хорошо. Они и должны быть такими. Все строго по Данте.

Сам спектакль идеально сбалансирован по всем параметрам. Очень грамотно написанная адаптация. (Автор тоже Юрий Титов). С одной стороны, все рассказано, основные мысли доведены, с другой – ничего лишнего. (Спектакль вместе с антрактом идет 2 часа).

При этом у меня создавалось впечатление, что всех этих грешников и святых, с которыми встречаются герои, я знаю! (Хотя знал только Гомера и Фалеса).

Параллельно с этим безупречно подобранная музыка. Практически ни секунды действия без музыки. Она крайне разнообразная, и всегда к месту.

Идеально сделанная сценография. Каждая сцена – ожившая картина из раннего возрождения. Каждая фигура, даже та, которая ничего не говорит – вызывает бурю эмоций! Хотя уже выйдя из зала, понял – сценография-то была простая. Но во время спектакля ощущался целый калейдоскоп событий, картин, фресок.
 
В сценах Ада – вокруг меня был ужас. В некоторых случаях даже страшный. В сценах чистилища – гармония, желание подумать о чем-то чистом.
 
Единственное что напрочь выбивало из атмосферы – потолок в зале. Данте и Вергилий лежат на земле, говорят о красивом голубом небе. А на потолке – софиты… Понятно, что без них никуда, но всю атмосферу испортили. Может, как-то подсветить, подвесить что-то. Гармония стала бы идеальной.
 
Когда закончилось первое действия – был сильно напряжен. Ад прошли. И ад был великолепным. Будет ли таким же великолепным вторая часть "Чистилище"? Она и у Данте-то не такая яркая.
 
Но у Титова получилось. Второе действие было значительно короче первого, и взято было только самое важное, никто не растекался мыслью по древу. Все основное, что имел в виду Данте – сказано. Первое действие – средневековый ужас, второе – средневековая чистота. Даже когда исполнялись современные вроде песни, складывалось ощущение – что они из того времени. Что уже тогда были электрогитары и барабаны…

Потрясающий и очень органичный контраст. Уникальная работа режиссера со зрителем.

 
Немного смазанной оказалась предпоследняя сцена, когда Данте встречается с умершей Беатриче.

Очень красиво, но не хватило лично мне химии между актерами. Данте столько прошел, чтобы увидеть любимую, которая так и не стала его женой. А химии нет…
 
И вот финал, звучит музыка, которая очень напоминает вступление к "The End" – Doors. Cидел и ждал, когда запоет Моррисон. Даже если это была и совсем другая мелодия. Мне почему-то очень хотелось услышать на финал голос Джима. Он ведь точно там, где оказался в итоге Данте.
 
На бис зрителей вызывали шесть раз. Но, конечно, этого мало для того, чтобы полностью оценить всю силу постановки.

Уже сейчас на большую часть спектаклей билетов нет. А если какие-то и остались, то самые дорогие. Но оно того стоит. Постановки на малых сценах часто отличаются дешевизной. Тут нет! Тут к делу подошли серьезно, никто не экономил – и результат соответствующий!

Окунитесь в этот удивительный мир, станьте на время флорентийцем, почувствуйте дух бессмертного произведения Данте.

Это, однозначно, один из лучших спектаклей сезона, который непременно надо посмотреть! К большому сожалению, мест в зале всего 57. Но, по счастью, до конца июня он будет играться часто. А дальше? Думаю – он станет одним из главных хитов мастерской Петра Фоменко! 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Итоги театрального сезона 2024 – 2025
"Ночь в Лиссабоне", или Учимся жить красиво
Виртуальный театр представляет премьеры новых эпизодов: «Бардо Тхёдол, или Бабушка, ты ведь умерла» и «Справедливая утопия мёртвых»

В Москве

"Не бойся — проживи!". Концерт актрисы "Московского театра поэтов" Арины Чекановой.
Герой или подонок?
День воссоединения Крыма с Россией: как празднуют 11-ю годовщину
Новости театров
Бывший актер театра "Сфера" Алексей Новицкий умер за пять дней до 76 лет
2 июля 18:15
Всероссийский культурно-патриотический проект «Бал Победы» состоялся в Театре Российской Армии
1 июля 22:17
В Театре на Юго-Западе с большим успехом прошел концерт в поддержку ветеранов боевых действий.
1 июля 18:27
Детская программа фестиваля "Театральный бульвар" откроется спектаклем "Вафельное сердце"
1 июля 15:36
Евгений Князев удостоен ордена "За заслуги перед Отечеством" III степени
30 июня 18:36
В Москве труппа из Бразилии представит спектакль «Брас Кубас» по роману Машаду де Ассиса
30 июня 2:40
Театры из Москвы и Петербурга выступят на фестивале «Балтийские сезоны» в Калининграде
30 июня 2:12
«Мариинка» отметит 115-летие мировой премьеры балета «Шехеразада» Михаила Фокина
30 июня 1:02
Михаил Мишустин поздравил Волковский театр с 275-летием
29 июня 21:02
ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть