III Фестиваль электроакустической импровизации "Импросхема". Программа мероприятий.
21 мая 2025
Координационный комитет ПФКИ подвел итоги 14 "волны" грантовых конкурсов
21 мая 2025
Любовь пришла и осталась
19 мая 2025
Ореховый ад
19 мая 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Жила-была саундрама…

Специально для "Ревизора.ru".

Владимир Панков. Фото Иры Полярной.
Владимир Панков. Фото Иры Полярной.

Что было в начале? Картинка или звук? В Библии говорится, что вначале было слово – значит, все-таки звук? Или и то, и другое возникло одновременно? Если долго вслушиваться в бесконечность, то можно, наконец, разобрать, что она тебе нашёптывает. Похоже, именно так случилось с саундрамой – её извлекли из небытия, и оказалось, что она всегда была, поскольку она, как система Станиславского – природна, органична, присутствует во всем искусстве. Из тихого шёпота, услышанного одним человеком, она стала слышной всем и к ней постоянно присоединяются все новые и новые голоса. Значит, есть в этом направлении что-то невероятно привлекательно звучащее.

Обо всем, что касается звука и его магической силы, о едином импульсе звука, из которого рождается озвученное движение,  размышляют теперь в ГИТИСе на Факультете новых направлений сценических искусств, где появилась кафедра саунд-драмы. Не путайте! "Саунд-драма" – название кафедры в театральном институте, а саундрама – это метод. История возникновения этого направления специфична, она ветвится, как дерево. Прежде всего, метод связан с творческим путем заведующего кафедрой саунд-драмы Владимира Николаевича Панкова. С детства он не только занимался традиционной музыкой, но и ездил в этнографические экспедиции, занимался фольклором. Часто Владимир Николаевич рассказывает, что его первым учителем был пастух. Поэтому всё направление так тяготеет к этнике и обрядовому театру.


Владимир Панков. Фото Олеси Хороших

SounDrama – официальное название студии. Именно с этого сообщества профессионалов и экспериментаторов всё начиналось. Спектакль "Красной ниткой", поставленный в Центре Драматургии и режиссуры совместно с Театром.doc в 2003 году – первый спектакль коллектива.

Саундрама – режиссёрский метод Владимира Николаевича Панкова, обладающий особенностями и приёмами, свойственными только ему. Это и многослойность повествования, где различные дополнительные линии включаются в спектакль и возникают неожиданные смыслы,  контрапункты. Это и повторы, и сильная открытая эмоциональность. Спектакли Панкова нужно смотреть много раз, для того, чтобы рассмотреть всё, из чего они сотканы. Владимир Николаевич всегда ищет интересное столкновение драматургии и музыкального оформления, всегда находит какой-то неожиданный разворот пьесы, при крайне бережном, даже, я бы сказала, любовном отношении к автору.

Саундрама – театральное направление, в русле которого ставят спектакли режиссеры, вышедшие из-под крыла Владимира Николаевича, воспитанные в его системе взглядов. Из чего также следует, что уже есть целая школа саундрамы, что логично, так как направление тяготеет к студийности.


Владимир Панков. Фото Иры Полярной.

Саундрама – это метод преподавания актёрского мастерства и режиссуры, построенный на системе тренингов представителей команды студии: Владимира Панкова, Сергея Родюкова, Артема Кима, Екатерины Кисловой. В этом образовательном процессе есть установка на воспитание музыкальности, но не в смысле знания нот и владения музыкальными инструментами или голосом (хотя это все тоже, конечно, присутствует). Музыкальность может быть и у того, кто не играет на музыкальном инструменте и не владеет собственным голосом, это, скорее, ощущение звучания мира, его громкости, ритма, темпа. В этом методе невероятно важны ансамблевость и импровизация.

И, наверное, самое главное: саундрама – это метод репетирования, который активно практикуется на одноименной кафедре. Это взгляд на всё происходящее через музыку и музыкальность. Так смотрят на текст, на движение, на любую часть театрального представления. В этом методе творческий процесс и спектакль организуются по законам музыкального произведения. Работа всегда происходит импровизационным путем. Музыкальная партитура и партитура спектакля создается непосредственно во время репетиционного процесса. Из-за этого саундрамовские спектакли всегда очень живые, трепетные, свежие. Они долго живут, поскольку создаются коллективом единомышленников. Они всякий раз играются немного по-разному, потому что на каждой репетиции создатели очень внимательно слушают друг друга и окружающее пространство. И, конечно, спектакли очень дороги всему коллективу, потому что каждый, кто создает это действо, вкладывает в него душу и знает, что он – соавтор. Саундрамовские спектакли могут быть очень разными, с большим количеством музыки и с маленьким. Но самое главное, что музыка в них не должна быть фоном. Чаще всего в этом методе используются живые инструменты, и на репетициях создается уникальная партитура.


Владимир Панков. Фото Иры Полярной.

Очевидно, что развиваясь и вырастая в явление, которое уже невозможно игнорировать, саундрама принимает всё новые новые формы. В чем ее секрет? Если зайти на репетицию саундрамовского спектакля, может возникнуть впечатление, что ты попал на какой-то ритуал. Тут и медитируют, и "намаливают" пространство. Всё взаимосвязано – и хореография, и музыка (которая никогда не возникает сама по себе, а всегда рождена из сути происходящего). Это обрядовое действо, в котором каждый важен, каждый вносит свой вклад в общую картину. Именно тут есть возможность услышать голоса своих предков, почувствовать прикосновение к корням. Но рассказывать не так интересно, как самостоятельно убедиться в мощности явления. Для этого нужно прийти на спектакль, поставленный по методу саундрамы. Благо, что мест, где подобные можно увидеть, становится все больше: возглавляемые Панковым театры "Центр драматургии и режиссуры", "Ленком Марка Захарова", Факультет новых направлений сценических искусств в ГИТИСе и, конечно, сама кафедра саунд-драмы.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

III Фестиваль электроакустической импровизации "Импросхема". Программа мероприятий.
Координационный комитет ПФКИ подвел итоги 14 "волны" грантовых конкурсов
Руслан Банковский: "Помогаем в любой доступной форме"

В Москве

Герой или подонок?
День воссоединения Крыма с Россией: как празднуют 11-ю годовщину
"Свет остается". О творческой встрече с поэтом Еленой Янушевской в Доме Лосева.
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть