"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
18 апреля 2024
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."
18 апреля 2024
Василий Каменский: поэт, футурист и авиатор
17 апреля 2024
"Мизантроп и я". Жан-Батист Мольер. РАМТ, Маленькая сцена. Режиссер Екатерина Половцева.
17 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Крещенский фестиваль: "Доктор Атом"

Фото автора
Фото автора

Театр "Новая опера" открыл Крещенский фестиваль российской премьерой оперы "Доктор Атом" Джона Адамса. Дирижер Федор Леднев управлял концертным исполнением масштабного опуса американского композитора, хормейстером выступила Юлия Сенюкова. Крещенский фестиваль будет проходить с 19-29 января 2023 года на сцене театра "Новая опера" при поддержке ПАО "СИБУР Холдинг".

19 января Крещенский фестиваль в "Новой опере" громко заявил о себе первым исполнением в России грандиозного полотна Джона Адамса на либретто Питера Селларса "Доктор Атом". Опера написана в 2005 году ныне здравствующим автором (род. 1947) и является заключительной частью трилогии, включающей в себя также оперы "Никсон в Китае" (1987), "Смерть Клингхоффера" (1991). Знаковое фестивальное событие привлекло к себе неподдельное внимание музыкального сообщества столицы. Среди публики было замечено много медийных лиц во главе с директором Большого театра Владимиром Уриным.

Солисты, хор и оркестр "Новой оперы" показали высокий уровень подготовки и исполнения сложнейшей партитуры Адамса. Маэстро Федор Леднев заслуживает особых похвал. Намагниченность, сила дирижерской воли, уверенная компетентность в понимании композиторского стиля исходили от дирижера. Манере Леднева была присуща детализация реакций при удержании в фокусе общей музыкальной драматургии. Весь огромный состав участников исполнения надежно полагался на дирижерское управление.


Фото автора

Апокалиптический масштаб тревожной для всего человечества темы оперы о ядерном оружии и ответственности людей за его использование сформировали музыкальный язык оперы и особые выразительные средства. Диссонансы плотной оркестровой фактуры, обилие ударно-перкуссионных инструментов, насыщенность аккордовыми кластерами, даже общая перегруженность звучания на единицу времени, тем не менее, слушались на одном дыхании. Композитор мастерски использовал сочетания оркестровых тембров, накладывая на них голоса солистов и звучание хора. Местами это была просто красивая музыка в самом прямом смысле этого слова, насколько позволял общий контекст постоянного ощущения надвигающейся катастрофы.

Заслуга исполнительской составляющей перформанса велика. Сложности вокальных партий создавали напряжение у солистов, но это превносило дополнительный нерв во всё музыкальное повествование и слушалось интересно. Роль главного героя, физика-теоретика Роберта Оппенгеймера исполнил Дмитрий Зуев, солист МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко, лауреат Международных конкурсов, окрасив мрачной уверенностью образ научного руководителя Манхэттенского проекта по разработке ядерной бомбы. Екатерина Мирзоянц (его жена Китти) убедительно провела свою первую сцену, музыка которой в сочетании с красивым голосом солистки прозвучала лирическим контрастом.


Фото автора

Документальная основа текстов либретто создавала специфическую трудность вокалу и английскому произношению певцов. Концертное исполнение оперы в отличие от сценической версии не давало развернуться драматической игре героев истории. Несмотря на это исполнители держали зрительный зал в неотрывном напряжении в течение трех часов. В целом, тембральные краски голосов всех солистов уместно сочетались друг с другом, создавая эмоционально-звуковую стройность ансамблей. Константин Федотов, лауреат Международных конкурсов, (физик Эдвард Теллер); Дмитрий Бобров (физик Роберт Уилсон); Андрей Борисенко (генерал Гровс); Дмитрий Орлов, лауреат Международного конкурса (метеоролог Хаббард); Антон Бочкарёв (военный медик); Александра Саульская-Шулятьева, з.а. Удмуртской Республики (Паскуалита) - все внесли достойную лепту в общую картину происходящего.

Знакомство российского зрителя с оперой "Доктор Атом", несомненно, станет запоминающимся явлением на январском небосклоне культурной жизни Москвы. Грандиозные усилия коллектива театра по воплощению замысла Адамса на сцене "Новой оперы" оправданы с лихвой.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
Александр Тарасов: "Пушкин наше, но не всё".
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть