Все фото: сайт театра имени Маяковского
Да, как раз год назад руководитель одной из общественных организаций направила письмо в Департамент культуры Москвы с требованием отменить премьерную – на тот момент – постановку. Потому что там "используются непристойные сцены и игра актеров, девушки-участницы выходят на сцену в обнаженном виде". Само произведение Маркеса в письме названо безнравственным. Ну, одно название книги, по мотивам которой поставлен спектакль, чего стоит – по-испански оно звучит как "Memoria de Mis Putas Tristes", в русском переводе – широко продающемся там и тут – "Вспоминая моих несчастных шлюшек" (иногда встречается также "Вспоминая моих грустных шлюх"). Это поздняя вещь классика, полная лирики и грусти, и уж точно ничего скандального в ней нет – разве что название…
Нет ничего скандального и в спектакле Егор Перегудова, худрука театра имени Маяковского. Известность к Перегудову некогда пришла, кстати, после экспериментальной – длящейся весь день, 8 часов! – постановке по самой знаменитой вещи Маркеса "Сто лет одиночества", в Студии театрального искусства. Поздняя книга Маркеса, увы, уступает этому шедевру по всем параметрам – да и спектакль по ней большой удачей не назовешь.
С другой стороны, для бенефиса он вполне приемлем, видели мы бенефисные работы, которые уж совсем из рук вон (при том, что актеры, для которых это поставлено – прекрасны). Игорь Костолевский тут альфа и омега всего действия, но он, что называется, не заигрывается в суперзвезду, показывает и свои незаурядные таланты, и другим дает поиграть.
Итак, история вот в чем. 90-летний журналист и писатель переживет влюбленность в юную особу, а заодно и вспоминает всех своих женщин, числом много более пяти сотен. И вообще жизнь свою вспоминает, в которой особых радостей – кроме вот этих самых – особо не было. Еще там Ольга Прокофьева в роли старой приятельницы героя, хозяйки борделя, еще Евгений Парамонов, в роли таксиста-резонера – и множество красивых длинноногих девиц в легких, симпатичных (но вовсе не нарушающих приличий) нарядах. Они то секретарши в газете, то швеи на рубашечной фабрике, то, как сказано в программке, "514 женщин из жизни Габито" (главного героя). А еще красивые девушки играют латиноамериканские мелодии на струнах и клавишах (аккордеона). Блеск-красота!
Но почему почти трехчасовое действо так утомляет зрителя? При том, что провалов по темпоритму здесь нет, все сделано четко и логично.
Очевидно, постановщик избрал такую неспешную, тягучую интонацию намеренно. Вполне в соответствии со звучащими народными балладами. С течением самой 90-летней жизни, эпичной и размеренной…Возможно, это было сделано слишком смело – мы-то живем в другом темпе, плохо ли это или хорошо. И уж если выбирать между скандальностью и скукой, совсем не факт, что публика предпочтет второе…
Ну и нельзя не отметить чудесную программку, выпущенную к спектаклю. Да какую программку – целую книжечку карманного формата, где есть тексты тех самых баллад, цитаты из Маркеса, много картинок. Сделана остроумно и талантливо.
Но все-таки это не слишком хорошо, когда больше запоминается не спектакль, а программка…