Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Мир без чудес. "Обыкновенное чудо" в Вахтанговском театре.

Специально для "Ревизора.ru".

Все фото: vakhtangtheatre.com
Все фото: vakhtangtheatre.com

"Обыкновенное чудо" по Евгению Шварцу в Театре имени Вахтангова (режиссер Иван Поповски) – это очень эффектное, дорогое, но и очень мрачное зрелище. Уверен – большой хит сезона. Не отступая от текста пьесы, известного всем хотя бы по фильму Захарова, да и очень интеллигентно апеллируя к этой культовой ленте, Поповски сделал спектакль совсем о другом! Все мы помним по фильму, как волшебник (тут его играют Владимир Логвинов и Леонид Бичевин, я видел Бичевина) говорит с горечью своей жене (Яна Соболевская и Елизавета Палкина, я видел вторую): "Спи, родная моя, и пусть себе. Я, на свою беду, бессмертен. Мне предстоит пережить тебя и затосковать навеки. А пока - ты со мной, и я с тобой". Это, хоть и запомнилось, было в фильме не главным – верилось, что любовь сможет, совершая чудо, "отменить" и этот пункт… Ну и вообще, когда это еще будет…. Так вот: в режиссерской версии Поповски этот момент уже наступил.

Справедливости ради заметим: "Обыкновенное чудо" за 70 лет как только ни ставили. Мы вспоминаем телефильм Захарова – но ведь был и фильм Эраста Гарина, где он играл Короля, а Медведя – сногсшибательный Олег Видов. А сам Поповски когда-то воплощал "Обыкновенное чудо" как мюзикл. А поворот с историей, придуманной волшебником для больной жены, мы уже видели в спектакле Петра Шерешевского на одной из камерных сцен Санкт-Петербурга…

Но дело не в повороте, то есть, не в основном "интерпретационном приеме". Дело в том, что из этого зерна вырастет. И тут у Поповски, образно выражаясь, взошли целые буйные джунгли. В джунглях ведь и весело, и страшно, и очень темно (в самой гуще). Да и декорации как раз иногда переносят нас в волшебный лес а-ля Анри Руссо или Фрида Кало.



Итак, на сцене больничная кровать, на ней женщина в белом. Перед кроватью мужчина во всем черном (и красных кедах; сочетание черного, красного и белого – это основной цветовой код спектакля). Чтобы развлечь тяжело болеющую (как-то сразу понимаешь: умирающую) подругу, он что-то рассказывает, вырезает из картона. И – о чудо! –  картонные декорации вырастают до неба (причем на них даже остаются маркировки, как на коробках), а придуманные им люди оживают! Так начинается спектакль. А кончается он невероятно эффектно: на сцену наползает, черная, жуткая целлофановая лавина, вроде как море. И жена уходит по нему прочь, оставляя утомленного и наконец уснувшего мужа в мире живых... А между этими сценами – два действия, насыщенных событиями, шутками, песнями (как не вспомнить, что Поповски поставил множество музыкальных спектаклей, включая, между прочим, "Войну и мир" в Большом)... Да-да, звучат многие хиты из той, захаровской постановки в живом исполнении, и звучат совсем иначе. С меньшим блеском, более грустно...  Например, знаменитый дуэт Трактирщика и Эмилии  о цветочках (я видел его в исполнении Игоря Карташева и Марии Волковой).  Или еще более знаменитая песенка про бабочку, которая крылышками "бяк-бяк-бяк" (поет министр-администратор в исполнении Григория Здорова). Как-то не получается веселья. Потому что и в сказке дело не ладится, мало что удается грустному волшебнику.

Всё, как в стихотворении Бориса Рыжего "Городок, что я выдумал и заселил человеками..." – "Барахлит городок! ". Отметим в высшей степени впечатляющую работу сценографа и художника по костюмам Марии Трегубовой. Ее декорации, ее костюмы, сделанные в сюрреалистической манере – иногда, а иногда в манере жесткого концептуализма, а иногда отсылающие например, к Бэнкси – это отдельное произведение искусства. При этом, что очень важно, существующее в полной гармонии с режиссёрский замыслом.

Вот, например, такой эффектный ход – в первом действии костюмы персонажей очень ярки, вызывающе пестры – а во втором они же становятся абсолютно серыми, будто присыпанными горьким пеплом. Словно кино перешло на монохром, прием известный, но в театре я такое видел впервые. Секрет прост – были изготовлены варианты костюмов и вещей, но в сером цвете! Особенно эффектно это выглядит на примере трона Короля, обитого ярко-красным бархатом, который становится серым, как дерюга мешка... Серый цвет великолепно отражает внутренне состояние Принцессы после разлуки с Медведем – и он не меняется до конца спектакля.



Хэппи-энда, увы, нет и у этой истории любви, как и у главной – истории Волшебника и его жены... Ну да, все по сюжету – юноша (Николай Романовский и Эюб Фараджев, я видел второго) находит Принцессу (яркая, запоминающаяся роль молодой вахтанговской звезды Полины Рафеевой; с Фараджевым они играли в хите прошлого года – спектакле "Генерал и его семья"). Но никакого торжества любви и справедливости это не приносит – ну, нашел... ну, наконец, встретились… Ничему это не поможет, не в этом дело...

А дело в том, что режиссер безжалостно рисует нам мир, в котором чудеса невозможны в принципе. В этом мире бессилен самый могучий волшебник, мир живет по своим, неведомым и мрачным законам. И еще – это мир без Бога. В советской атеистической версии ситуацию и героев спасал жизнерадостный артистизм, помноженный на некий "абстрактный гуманизм". Вообще, искусство пыталось собой заменить религию, внедряя некие "вечные", общечеловеческие ценности... Помним, чем все кончилось в масштабах страны. То-то апологет такого подхода Марк Захаров (все его любимые советской интеллигенцией фильм на том и построены) так вписался в перестройку, став одним из ее пресловутых "прорабов"!

Здесь, повторюсь, это не работает. Но ничего другого режиссер нам не предлагает. Поэтому так грустно покидать зал... Не спасает и финальный аккорд, когда все персонажи выходят на сцену и начинают дурачиться, мол, всё это не взаправду, всё игра... грустная игра. Похожая на жизнь, и даже слишком.



Отмечу, что Иван Поповски, родом из Македонии, много лет назад блистательно начинал на московской сцене. Потом его вещей в Москве широкой публике было как-то не очень видно (он, например, много ставил в Театре Камбуровой). Были, конечно, и заметный постановки – в Мастерской Фоменко, к примеру. А в последний год Поповски поставил два очень заметных спектакля, связанных между собой и творческой манерой, и, главное, не слишком веселым (мягко говоря) отношением к жизни. Я имею в виду "Вишневый сад" в Мастерской Фоменко и вот нынешнюю премьеру (первые показы состоялись месяц с небольшим назад). Можно поздравить и театр Вахтангова, уверенно проводящий нынешний сезон.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть