Александр Збруев родился в столице СССР 31 марта 1938 года. Своего родного отца он никогда не видел. Виктор Алексеевич Збруев, большевик с 1919 года, заместитель наркома связи СССР, был арестован 5 ноября 1937 года, а казнен 7 мая 1938 года. Эта драма не могла не сказаться на судьбе мальчика: вскоре после рождения Саши его мать, Татьяна Александровна Фёдорова-Збруева, жена "врага народа" и дворянка по происхождению, была выслана из Москвы в исправительный лагерь в Рыбинске вместе с младенцем. В Москву они смогли вернуться, только когда Саше было 6 лет. Бывшая актриса, Татьяна Фёдорова-Збруева устроилась работать на Московский электроламповый завод. К слову, ее сын от первого брака – актер Вахтанговского театра
Евгений Евгеньевич Фёдоров, заслуженный артист РСФСР. Таким образом, Александр Збруев – дядя артиста и телеведущего Петра Федорова (ныне покойного) и двоюродный дед популярного киноактера наших дней
Петра Федорова.
Александр жил в арбатской коммуналке, в которую превратилась родительская квартира, водился с "простыми" ребятами, хулиганил, учился из рук вон – и все равно обладал среди пацанов прозвищем "Интеллигент". И рано проявлял актерские замашки. Во всяком случае, когда он окончил школу (дважды умудрившись остаться на второй год), подруга мамы и вдова Евгения Вахтангова Надежда Михайловна посоветовала ему поступить в Высшее театральное училище имени Б. В. Щукина. Художественным руководителем курса Збруева был
Владимир Этуш.
Сцена из спектакля "Вишневый сад", театр "Ленком". Фото: kino-teatr.ru
Сразу после окончания "Щуки" Александра Збруева приняли в труппу Московского государственного театра имени Ленинского комсомола – и здесь он остался на всю жизнь. Артист играл в огромном количестве спектаклей, поставленных, в том числе, великими режиссерами Анатолием Эфросом и Марком Захаровым. Например, у Эфроса Збруев был задействован в спектаклях "104 страницы про любовь" и "Снимается кино…" по пьесам Эдварда Радзинского, "В день свадьбы" по пьесе Виктора Розова, "Мой бедный Марат" по одноименной драме Алексея Арбузова (в главной роли). Его сценический путь начинался с мелких ролей в постановках "Чудесная встреча", "Наташкин мост", но постепенно Збруев переходил к более серьезным и крупным задачам. Так, Александр Викторович играл Лермонтова в спектакле "О Лермонтове…" Оскара Ремеза и Тамары Чеботаревской, Вадима в постановке "Судебная хроника" Анатолия Адоскин и Анатолия Эфроса, Макара в проекте "В этом милом, старом доме" Юрия Мочалова. Часто Збруева привлекал к постановкам режиссер Александр Гинзбург: в спектаклях "Дым Отечества" по К. Симонову, "Жених и невеста" по пьесе Дмитрия Холендро, "Прощай, оружие" по знаменитому роману Э. Хемингуэя, "Лабиринту" Анатолия Софронова.
И, конечно же, особой страницей в театральном творчестве Александра Збруева стало сотрудничество с Марком Захаровым. Он работал у выдающегося режиссера над ролями Боркина в спектакле "Иванов" по Чехову, Пауля Крамера в "Ясновидящем" Лиона Фейхтвангера, Хотынского в драматической фантазии "Автоград XXI", к написанию которой был причастен Юрий Визбор, Хорию Мироновича в постановке "Хория" по Иону Друцэ, офицера в культовой "Оптимистической трагедии" Всеволода Вишневского, Городулина в "Мудреце" и Прибыткова в "Ва-банке" А. Н. Островского, обер-прокурора Ягужинского в "Шуте Балакиреве" Григория Горина, Анучкина в гоголевской "Женитьбе", Гаева в "Вишнёвом саде" и т.д.
Как театральный актер, Александр Збруев сотрудничал даже с Константином Богомоловым, имеющим славу одиозного режиссера, в его проектах "Борис Годунов" – инсценировке одноименной маленькой трагедии Пушкина и "Князь" по мотивам романа "Идиот" Ф. М. Достоевского. В первом спектакле Збруев играл царя Бориса, а во втором – Рогожина. Причем в новой трактовке это был не "достоевский" образ купца, а некий Генерал. Но Збруев никогда не боялся сценических и экранных экспериментов.
Александр Збруев в спектакле "Князь". Фото: kino-teatr.ru
Однако подавляющая часть советских зрителей, живущих далеко от Москвы, знала Александра Викторовича по его кинообразам (и по ним же с этим замечательным артистам знакомятся наши современники и новое поколение). Карьера в кино для Збруева началась в 1962 году, когда он снялся в драме Александра Зархи "Мой младший брат". Эта лента "открыла" трио блестящих актеров: Збруева,
Андрея Миронова и
Олега Даля. Второй большой удачей для молодого артиста оказалась главная роль сотрудника ОБХСС Александра Алёшина в детективе Герберта Раппапорта "Два билета на дневной сеанс". Обаятельнейшие Григорий Ганжа в мини-сериале Алексея Коренева "Большая перемена" и хоккеиста Игоря Волгина в мелодраме Андрея Михалкова-Кончаловского "Романс о влюблённых" упрочили успех и обеспечили Збруеву зрительскую любовь. Спустя много лет, в 1990-е, Збруев исполнит в картине Кончаловского роль Иосифа Сталина.
Но не только простецких или хулиганистых рабочих парней играл Збруев – к чести его как артиста и режиссеров, не заставлявших его замыкаться в рамках одного, пусть даже и выигрышного амплуа. Одним из прорывов позднего советского кино стала мелодрама Вячеслава Криштофовича "Одинокая женщина желает познакомиться" – фильм о том, о чем не было принято громко говорить, о том, что труд на благо родины не подменяет личного счастья, и о том, как нелегко было простой советской женщине найти себе пару. Этот фильм держался на удивительной тонкой, без пошлости и пафоса, игре исполнителей двух главных ролей – Ирины Купченко и Александра Збруева. Она изображала портниху из ателье, жизнь которой проходит в безнадежно женском коллективе, а он – спивающегося бывшего циркового артиста.
Кадр из фильма "Одинокая женщина желает познакомиться" (1987). Фото: film.ru
Также Александр Збруев снимался у Сергея Соловьёва в картинах "Мелодии белой ночи", "Наследница по прямой" и культовом "перестроечном" фильме "Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви". С кинорежиссерами юбиляру явно повезло. Работал Збруев и с Дмитрием Астраханом (в кинокартинах "Ты у меня одна" и "Всё будет хорошо!").
Можно и нужно также назвать работы Збруева в картинах "Кольцо из Амстердама", "Тайна записной книжки", "Дом, который построил Свифт", "Семь часов до гибели", "Шёл четвёртый год войны", "Тайна виллы "Грета", "Батальоны просят огня", "Зина-Зинуля", "Храни меня, мой талисман", "Филёр", "Автопортрет неизвестного", "Убить дракона", "Желание любви", "Золото Беллоцио", "Кофе с лимоном", "Маэстро вор", "Бедная Саша", "Курортный роман", "О любви", "Кожа саламандры". Среди этих картин были и детективы, и военные фильмы, и остросюжетные приключенческие проекты нового времени. Для Александра Викторовича не было "неподъемных" характеров. И кого бы он ни играл, всегда оставался любимцем публики.
Григорий Ганжа - наверное, самый популярный в народе кинообраз Збруева. Фото: 18pohd.ru
Однако с 2004 года Александр Збруев принял решение больше не играть в кино, и лишь изредко появлялся на экране в камео-образах. Только спустя 10 лет, в 2014 году, состоялась премьера трагикомедии "Кино про Алексеева", где актёр создал ключевой заглавный образ советского барда Николая Алексеева. И еще у него была небольшая роль в довольно-таки эпатажном сериале
"Содержанки" в роли крупного чиновника, отца одной из главных героинь (впрочем, "отец" довольно быстро слег в кому, а Збруев вышел из состава артистов проекта).
В "Литературной газете" в преддверии юбилея Александра Викторовича вышла
статья Ирины Горюновой "От "сына врага народа" до народного артиста" о творческом становлении Збруева.
Сегодня, в день 85-летия Александра Збруева, с круглой датой его поздравил российский лидер Владимир Путин. Поздравительная телеграмма опубликована на сайте Кремля. "Щедрый талант и обаяние, умение быть убедительным в каждой своей роли позволили вам преуспеть в профессии, стать одним из ведущих артистов знаменитого "Ленкома", добиться признания в кинематографе, а главное - заслужить искреннюю, непреходящую любовь зрителей", - цитирует ТАСС обращение Президента.
Редакция "Ревизора.ru" поздравляет Александра Викторовича с юбилеем, желает имениннику многая лета, новых творческих подъемов, интересных для него самого актерских работ, семейного благополучия и тепла!