Независимый профсоюз актеров театра и Мариупольский русский драматический театр осуществят постановку "Ревизора" в Мариуполе
14 июня 2024
"Кровавая свадьба" Федерико Гарсиа Лорки. Театр имени Ермоловой. Режиссер Георгий Сурков.
14 июня 2024
"Парадокс Скворца" по пьесе "Амстердам" Майи Арад Ясур. Театр имени Маяковского. Малая сцена. Режиссер Ирина Васильева.
14 июня 2024
Объявлена деловая программа VI фестиваля российских сериалов "Пилот"
14 июня 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"Мой Марат" по пьесе Алексея Арбузова "Мой Бедный Марат" в Культурном Центре "Хитровка" режиссера Кирилла Заборихина

Специально для "Ревизора.ru".

фото из спектакля "Мой Марат" Кирилла Заборихина
фото из спектакля "Мой Марат" Кирилла Заборихина
Культурный центр «Хитровка» - место, созданное настоящими энтузиастами театра. Удивительно, но оно существует уже давно, с 2016 года. Именно тогда в хитровские подвалы въехали люди, любящие театр, готовые бескорыстно ему служить. Сколько сил и денег было потрачено на ремонт, и сказать страшно. Но в итоге получилось уникальное атмосферное место, где чуть ли не каждый день проходят мастер-классы, лекции, экскурсии, и, конечно же, спектакли молодых коллективов.

Изначально здесь вообще находилась только актерская школа для взрослых, и показывались исключительно любительские спектакли.

"Да, не хватало мастерства, профессионализма, но все это компенсировалось удивительной энергией", - рассказала директор КЦ — энергичная и восторженная Екатерина Усовецкая.

Любительские актерские тренинги и спектакли проходят там и сейчас, но к ним прибавились профессиональные театральные студии. И это правильно! Молодых актеров много, они играют в государственных театрах роли второго плана, и вот — есть возможность для настоящей творческой самореализации. Тут все равны, тут у всех если и не главные – то значимые роли.

В настоящий момент КЦ активно сотрудничает с большим количеством театров: «Циники», «Однажды», «Чё», «Без крыши» и т.п.

Над некоторыми спектаклями ведется совместная работа, другие – берутся уже в готовом виде. Коллективов, желающих сотрудничать, много. Но главная фишка, на которую обращается особое внимание – спектакль должен быть вписан в аутентичную атмосферу подвалов Хитровки. И. действительно, каменные стены XVII века превращаются не просто в элемент декораций, а в действующее лицо.

Второе обязательное условие – у актеров должны быть действительно горящие глаза, не просто вышел, отработал, зашел в кассу, буфет и поехал домой, а именно преданность театру, беззаветное желание служить Мельпомене не ожидая каких-то благ. И это сочетание привлекает и актеров, и зрителей.

Место практически не рекламируется (я узнал про него случайно), но  люди туда ходят. Был два дня подряд – и оба раза – аншлаги. С учетом того, что спектакль «Мой Марат» - не новый.

Тем не менее, есть смысл написать и о нем. (Хотя бы потому что это пятый «Мой бедный Марат», который я посмотрел в этом сезоне).

В данном случае, спектакль шел в трех действиях, с двумя антрактами, что меня удивило. В большинстве театров «Мой бедный Марат» идет вообще без антракта. Как можно было растянуть относительно короткую пьесу аж на три часа?

Получилось в итоге неоднозначно. Три действия – три разных жанра.

Начать с того, что вместо мест – адреса. Бумажки с ними распределяются на входе. Мне достался Невский проспект, дом 4, кому-то Набережная Фонтанки, кому-то Гороховая улица. Интересная фишка.

Что же касается реализации – то первое действие было поставлено в жанре полу-реализм. Почти по тексту Арбузова. (Полу – потому что вроде как полностью показаны все отношения героев, без сокращений текста, но замерзающие блокадные дети ходили почему то в майках с коротким рукавом).

И действие оказалось слабым. Не получилось, не верю, не прочувствовал я ни холода, ни ужаса. В «Белом Вальсе» - взрывы и бомбежка изображались в виде музыкальных аккордов – и было страшно. Здесь – звучали настоящие взрывы, но ноль эмоций.

Может быть, актеры сыграли и не плохо, но к ленинградской блокаде это не имело никакого отношения, и даже мрачные подвалы Хитровки не помогли. Плюс актеры не молодые, изобразить первую детскую любовь между 17-летними подростками – не получилось. Уж слишком явно выпячивались «взрослые» отношения. Лучшим в данном случае был Леонидик (Александр Мишунин) просто потому, что у него было меньше всего текста.

Ко второму действию режиссеру, очевидно, объяснили, что реалистичный театр – не его сильная сторона, и начался совершенно другой жанр. Что-то среднее между символизмом и балаганом. В частности, после того, как Марат вернулся с фронта, он отплясывает вместе с Ликой под песню группы «Агата Кристи» - «Я тебя люблю за то, что ты не любишь меня».  При этом Марат одет в приличный костюм, как посетитель дорогого ресторана, а Лика – в игривое платье в горошек. Прямо-таки французская барышня, гуляющая по Елисейским полям.

К Арбузову это не имеет никакого отношения, но получилось интересно, бодро, захватывающе. Человеческая драма постепенно начала превращаться в шабаш, отношения между героями выражались в танце. Кому-то покажется такой прием спорным, по мне, так все к месту. 

Третье действие – полунуар, смешанный с безысходностью, готикой и элементами Хоррора. Текст Арбузова резко сокращен, и большинство реплик даны в записи, актеры только передвигаются под фонограмму. Марат в виде полубомжа, а Лика в образе гламурной трагичной мещанки, которая в меньшей степени похожа на врача из районной поликлиники, а в большей степени на танцовщицу из Кабаре (или Бандершу). Леонидик вообще гуляет в майке-алкашке.  

От Арбузова это еще дальше чем второе действие, но интересно. Трагедия человека, который не может воссоединиться с любимой девушкой, показана, понятна. Видно, как неправильное решение может привести к разрушению всего внутреннего мира аж трех человек.

Тот самый случай, когда вольное прочтение Арбузова – полностью оправдано.

Ах, если бы в первом действии режиссер не играл бы в реализм – вообще отлично бы было.  

В любом случае я продолжу знакомство с этим интересным театральным пространством. И вам советую.

Благо, репертуар обширный и разнообразный.

Для взрослых создан целый цикл спектаклей по классическим сказкам, есть экскурсия по подвалам Хитровки, в рамках которой разыгрываются целые театральные представления о том, как Станиславский и Немирович посещали это место в рамках работы над спектаклем «На дне».

Театр «Циники» представляет моноспектакль «Лолита 2.0» где набоковская история подана от лица главной героини. На последнем спектакле в зале был японский режиссер Мотои Миура (постановщик «Друзей» в театре Наций). Он высоко оценил как постановку, так и игру актрисы. Конечно же, надо оценить спектакль и нам с вами.

Да и просто приходите на кофе! Ощутить себя в подвалах, где сто с лишним лет назад соединялись криминал и богема интересно.

Это не государственное, а частное культурное пространство, ему нужно помогать, в том числе материально. А помочь можем как раз мы, зрители. Во имя Мельпомены! 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Только нет покоя". Ола Борякин.
"Кровавая свадьба" Федерико Гарсиа Лорки. Театр имени Ермоловой. Режиссер Георгий Сурков.
"Парадокс Скворца" по пьесе "Амстердам" Майи Арад Ясур. Театр имени Маяковского. Малая сцена. Режиссер Ирина Васильева.

В Москве

Программа X Книжного фестиваля "Красная площадь" 2024 на 7 июня
Программа книжного фестиваля "Красная площадь" 2024 на 6 июня
X Книжный фестиваль "Красная площадь" стартует 6 июня
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть