В Университете "Сириус" определят спортивную предрасположенность детей
12 июля 2024
С 27 июля в Москве на ВДНХ состоится VII Международный фестиваль искусств "Вдохновение"
11 июля 2024
В Москве начала работу платформа для сбора идей по развитию культурной жизни столицы
11 июля 2024
Впервые Школа-фестиваль Леонида Лундстрема "Донбасский экспресс" пройдет в Москве
11 июля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"Парадокс Скворца" по пьесе "Амстердам" Майи Арад Ясур. Театр имени Маяковского. Малая сцена. Режиссер Ирина Васильева.

Специально для "Ревизора.ru".

Фото Ольги Стрелец предоставлены пресс-службой театра.
Фото Ольги Стрелец предоставлены пресс-службой театра.

Если бы мне велели подобрать синоним к этому спектаклю, наверное, я бы выбрал слово "Крещендо". Медленное, но уверенное крещендо.

Все начинается просто и даже банально.

Талантливая израильская скрипачка снимает жилье в Амстердаме. И вдруг получает квитанцию от муниципалитета с  требованием оплатить невероятно большой долг за газ.

Я уже настраиваюсь на то, чтобы смотреть легкую историю современной богемы с небольшим налетом детектива.

Но как бы не так, с каждой сценой история усложняется, углубляется, обостряется – и превращается в  сложную драму о предательстве, чести, достоинстве. Усложнение идет постепенно, мы и не понимаем, в какой момент простая история превратилась в мистическую драму.

Самое парадоксальное, что также видоизменяется и спектакль.

Первые минут 15-20 – он чем-то напоминает любительскую постановку. Простые декорации, минимум движений, достаточно статичные мизансцены, простой свет. Типичная студенческая самодеятельность. Качественная, но самодеятельность. Есть одна режиссерская идея – и только она и эксплуатируется во всех видах.

 
Идея проста. На сцене пятеро актеров – одна как бы исполнительница главной роли – одета в эротичный почти кукольный костюмчик, четверо других – как бы противоречивые голоса в голове у героини. Четыре актера разной внешности и темперамента, но все они – одна команда. Противоречивая, но цельная.

Если героиня что-то и произносит, то это звучит механически, ее фразы разъясняют остальные персонажи, притом каждый по-своему.

Будто героиня – марионетка в руках голосов в своей собственной голове.

Интересно? Да. Но одной идеи на целый спектакль мало. Я уже стал немного расстраиваться. Так хорошо начали. Неужели полтора часа будут эксплуатировать одно и то же?

Нет!

Так продолжается недолго.

По мере усложнения истории начинает усложняться и действие на сцене.

Любительская простота плавно уходит, появляются красивые мизансцены, актеры начинают играть множество различных образов – каждая сцена насыщается глубокими метафорами. Простые и немного скучные декорации – трансформируются, они становятся яркими, разнообразными, необычными.

Мы одновременно оказываемся и в клубной амстердамской культуре, и во временах Второй мировой войны.
Нам показываются страшные и шокирующие сцены – но они показаны без чернухи, изящно, по-женски, и такая визуальная и звуковая легкость значительно усиливает их эффект.

Актеры перестают быть голосами – они уже  люди, живущие в разных временах. И это тоже дополнительный символ.

Да, в современном мире многие жалуются на голоса в голове. В обычной жизни – они руководят нами, но когда перед нами встает серьезная проблема, голоса исчезают, человек становится самим собой. И вот уже главная героиня начинает двигать действие, оно становится очень динамичным и разнообразным. Мы постоянно прыгаем из одного времени в другое, персонажи нарастают как снежный ком, история прокачивается, сложность ее возрастает.  

Не всегда удается уследить за этим водоворотом движения, но только на уровне разума. Подсознание фиксирует все.



Финал – шокирующий, как и с сюжетной точки зрения, так и со зрелищной.

С одной стороны, он прост – и понятен. Нам дали ответы на все заданные вопросы – и при этом дали много дополнительной информации для размышления.

При этом – такое простое и "любительское" начало – режиссерский замысел, создатели спектакля ведут нас от простого к сложному – и задача успешно выполняется.
 
Автор пьесы считается авангардным драматургом. От этого жанра глупо требовать реализма, но, тем не менее, и история и спектакль весьма реалистичны. И, главное – честны.
 
Сразу хочу предупредить, автор пьесы – израильтянка. И пьеса, и спектакль произраильские,  в декорациях используется много звезд Давида. В спектакле пусть косвенно, но поднимаются не самые однозначные нынче темы в нашем обществе.
 
Несмотря на то, что я присутствовал на предпремьерном показе, и в зале находилась профессиональная театральная публика – аплодисменты были бурными. Спектакль пришелся профессионалам по вкусу. Одна из зрительниц подарила каждому из актеров по плюшевому гусю. На вопрос – а почему гуси, ответила просто: "Плющевых Скворцов не было". Грустно, что плющевых скворцов не было.
 
На данный момент – это лучшая постановка театра Маяковского за сезон.  Жаль только, что сезон скоро закончится, и на ближайшие спектакли билеты проданы. Так что ждите следующего – и непременно идите.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Владислав Шкляев – Корсунский: «И кадр живет, и режиссер доволен, и зритель счастлив».
В Университете "Сириус" определят спортивную предрасположенность детей
"Русская Фёкла" научит ребят и взрослых основам экологичного потребления

В Москве

С 27 июля в Москве на ВДНХ состоится VII Международный фестиваль искусств "Вдохновение"
В Москве начала работу платформа для сбора идей по развитию культурной жизни столицы
Впервые Школа-фестиваль Леонида Лундстрема "Донбасский экспресс" пройдет в Москве
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть