Спикерами также выступили генеральный директор Российского общества "Знание" Максим Древаль, член экспертного совета конкурса "Знание. Театр", заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Григорий Гуров, и режиссер проекта Юрий Квятковский, директор департамента проектов и программ в сфере воспитания в Администрации Президента Российской Федерации Ирина Плещева; член экспертного совета конкурса "Знание.Театр", режиссер, художественный руководитель театра "Практика", заслуженная артистка РФ, лауреат Государственной премии РФ, Премии Правительства РФ, лауреат Премии К. С. Станиславского Марина Брусникина и Юрий Квятковский - член экспертного совета конкурса "Знание.Театр" и режиссер проекта, преподаватель школы-студии МХАТ, режиссер театра "Практика", лауреат национальной театральной премии "Золотая Маска".
Они подвели итоги конкурса и осветили следующие этапы проекта и другие вопросы творческого воспитания школьников, в том числе на базе школьных театров в России.
Почетными гостями пресс-конференции стали автор пьесы-победителя Гульнара Искалиева и члены экспертного совета конкурса "Знание. Театр": художественный руководитель театра "Практика", член экспертного совета конкурса "Знание.Театр", театровед, театральный критик, доцент Школы-студии МХАТ им. Вл. И. Немировича-Данченко, Высшей школы сценических искусств Павел Руднев.
Максим Древаль напомнил о том, как родился проект "Знание.Театр". В мае 2021 года президент России Владимир Путин в числе прочих своих поручений призвал педагогическое сообщество к экспериментам в области "разговора на одном языке" с молодёжью. Минпрос России поддержал эту инициативу. Было отмечено, что много молодых людей интересуются театром. Ведомство активно работает над развитием школьных театров и увеличивает их число: к весне 2021 года количество театров в школах по всей стране выросло более чем до 12 тысяч. К 2024 году предполагается открыть их во всех российских школах. Было решено привлечь ребят к разговору на актуальные для них темы через формат театрального искусства, а для того, чтобы работа молодых имела профессиональную основу, придать ей просветительское значение с помощью экспертов из сферы искусства. Таким образом Российское общество "Знание" при поддерже Министерства культуры РФ, а также Министерства науки и высшего образования РФ. запустили новый проект "Знание. Театр". Партнером Проекта выступает театр "Практика".
21 апреля 2021 года в своем Послании Федеральному собранию РФ Владимир Путин заявил о необходимости перезапуска Российского общества "Знание" на современной цифровой платформе. И благодаря этой перезагрузке, произошедшей в 2021 году, Российское общество "Знание" сейчас делает новые проекты. Среди них - "Знание. Театр"
- Вдохновила нас Лиза Кочеткова, 17 лет, финалистка премии общества "Знание" в прошлом году, - рассказал Древаль. – Она написала сценарий спектакля "Один" о детском буллинге на почве реальных историй. Мы помогли Лизе сделать онлайн-урок, чтобы школы Москвы и области могли поставить спектакль у себя, а дети тем самым донесли важные актуальные темы до широкого круга людей.
Фото: znanierussia.ru
Рукводитель проекта Юрий Квятковский уточнил, что Лиза Кочеткова играла главную роль в его спектакле, и её опыт имеет важное значение для данного проекта. То, что эта девушка "заразилась" театром, привело к тому, что сейчас проект по написанию пьес для молодежной аудитории обсуждается на самом высоком уровне.
– Любой непрофессионал – неоткрытое имя, - отметил Квятковский. - Если драматург непрофессиональный, это не значит, что он не нашёл тему или ключ к сердцам зрителей. Мы занимаемся с такими ребятами и пытаемся увидеть в них зерно таланта.
Древаль также перечислил "установки" проекта. Его цель – выявить лучшую пьесу, написанную молодыми людьми (и не только), содержащую важные общественные темы и просветительский потенциал, а также создать методичку в виде онлайн-урока по постановке этого спектакля в школах и вузах. Проект проходит в несколько этапов. Первый этап завершался 28 июня. На него поступило 400 заявок из 68 регионов. Авторами выступили самые разные люди, обладатели широкого круга профессий, в огромном возрастном диапазоне: самому юному конкурсанту – 15 лет, самому опытному 84 года. Пьесы затрагивали самые разные темы и сферы жизни: в том числе историю, жизнь великих людей, Великую Отечественную войну. По материалу, признанному победителем, при активном содействии руководителя проекта Юрия Квятковским будет поставлен спектакль уже в сентябре. На основе его создания будет подготовлен образовательный материал. Древаль выразил надежду, что многие школы и вузы вовлекутся в работу по постановке у себя этого же спектакля. Постановки также выставят на конкурс, лучшие исполнители в декабре покажут свою работу в столице и получат ценные призы.
Сергей Кравцов начал свою речь с утверждения, какую большую роль играет театр в становлении личности и с воспоминания о том, как он сам играл в школьном театре, и как ему это помогло в жизни. Также он от лица Минпроса обещал проекту всемерную поддержку, чтобы проект "Знание.театр" развивался так же успешно, как уже реализуется проект школьная классика.
- Следующий этап – расширять эти проекты. Мы даём возможность каждому ребёнку участвовать в конкурсах, побеждать. Все это – важные этапы для развития талантливых школьников. Мы призываем коллективы принять в участи постановке спектакля-победителя, - заявил министр просвещения.
Заместитель министра науки и высшего образования Григорий Гуров заявил, что одна из задач министерства – дать людям возможность самореализации.
- Традиции вузовских непрофессиональных театров являются частью студенческой жизни, а проект "Знание.Театр" может стать частью культурной жизни всей страны, - сказал Гуров. – Минпрос РФ поддерживает подобные проекты и будет рекомендовать университетам участвовать в конкурсе, чтобы наша страна узнала ещё больше актёров и драматургов.
Фото: znanierussia.ru
Исполнительный директор Российского движения школьников Ирина Плещева заявила о том, что школьная программа и изучение русской литературной классики изначально направлены на воспитание молодежи. А это особенно значимо в обстановке "битвы" за умы ребят, за информационное пространство, в котором они находятся. Школьный театр, исполнение пьес из современной жизни, "проживание" детьми и подростками переживаний своих героев могут стать решающим аргументом в информационной войне. Она также сообщила, что сейчас на рассмотрении Президента России находится новый проект под названием "российское движение детей и молодёжи".
Режиссер Марина Брусникина призналась:
- Было невероятно интересно читать работы конкурсантов! Было из чего выбирать. Для меня самый главный критерий – понимание того, что во время этого сложного возраста очень остро ощущается несовершенство мира и себя и невозможность соединить себя с миром. Ребята говорят об этом честно, мудро, с уважением. Можно сказать, что в юношеской драматургии, "на их языке", возникает тема воспитания взрослых. Попытка наладить контакт между поколениями – для меня главный критерий при отборе пьес. Прекрасно и то, что театральный проект направлен на диалог между юношеством и взрослыми.
Победителем конкурса стала пьеса жительницы Астрахани Гульнары Искалиевой "Трудный экзамен". Гульнара выступила на пресс-концеренции и рассказала, что работает в сфере электроэнергетики, но литературу всегда любила, а театр является ее хобби. Когда девушка узнала о конкурсе, у неё родилась мысль написать пьесу об экзамене – что и было сделано, и, как мы видим, превзошло все ожидания.
Максим Древаль назвал ещё трех победителей, которые будут участвовать в фестивале в формате читки пьес. Точнее, победительниц: в проекте преуспевает пока прекрасная половина человечества. Это москвички Юлия Бочарова с пьесой "Умные линзы" и Мария Малухина из Москвы с текстом "Ноябрьский зов", а также Наталья Тучерёва из Ярославля с пьесой "Фабрика".
Театральный критик Павел Руднев оценил контент пьес, поступающих на конкурс:
- Драматурги рассказывают о проблемах, которые беспокоят их лично и общество в целом. Это темы охраны детства, права ребёнка, впечатления подростка, который мучаются под диктатом взрослых. Эти темы были особенно востребованы, и я удивлен тем, какое беспокойство нынешние молодые люди проявляют за человека, какое желание его защитить.
Также Руднев отметил другие положительные моменты конкурса пьес. По его мнению, постановка лучших задумок – не единственный итог творческого состязания. В качестве последствий можно назвать привлечение внимания общественности к этим текстам, информирование о них театров, создание мотивации и для режиссеров, и для новых авторов. Критик уверен: нужно мотивировать театры искать современную пьесу! Павла Руднева поддержала Марина Брусникина, сказавшая, что нельзя обойтись одной классикой.
Юрий Квятковский также отметил современную тенденцию, возникшую недавно, но уже прочно завоевавшую место в театральном процессе: драматург входит в команду создателей спектакля, и уже сложно представить себе репетиции без драматурга. Что касается проекта, Квятковский осветил еще одну его задачу: найти адекватный формат для инструкции, где он поделится смыслом своих постановочных решений, раскрывающих смысл режиссёрской работы. По мнению Квятковского, эта методичка должна мотивировать людей с самого начального уровня попробовать свои силы в работе в молодежной пьесе.
В завершение мероприятия Сергей Кравцов поделился планами на будущее. По его словам, театральный проект – это только начало. Министр выразил надежду, что конкурс в следующем году будет масштабнее и превратится в ежегодный, а ведомство и общество "Знание" станут создавать образовательные материалы, которые помогут учащимся в совершенствовании актёрского мастерства.
Фото: znanierussia.ru
- Есть проект "Умное кино", - отметил Кравцов. – Это аналогичный конкурс для кинематографа, который охватил более тысячи заявок на документальное и просветительское кино от начинающих кинематографистов. По лучшим заявкам будет создано более 30 картин, которые, уверен, найдут своих зрителей.
Министр просвещения сказал о том, что подобные "игровые" проекты – это еще и ненавязчивый способ передавать молодежи знания, который эффективнее классических лекций, а также – способ гармонично развивать человека. В Минпросе хотели бы, чтобы такая возможность была предоставлена во всех школах и вузах России. Участники пресс-конференции сошлись на том, что начало масштабному проекту нравственного воспитания молодежи положено успешно.