БАМ отмечает 50 лет
23 апреля 2024
Шекспир в контексте
23 апреля 2024
Многочисленные ракурсы "Аиды" Джузеппе Верди
23 апреля 2024
О писательнице Анастасии Вербицкой
23 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"Под крышей" Театра Моссовета — новая премьера

Фото: Елена Лапина
Фото: Елена Лапина

"Человек в закрытой комнате" - спектакль достаточно лаконичный и аскетичный. Он идет всего час двадцать, без антракта, практически без декораций и световой полифонии. Но держит в напряжении. Потому как узнаваем в лексике, поведении, конфликтах героев. Зритель легко считывает понятные ему актуальные смыслы непростой жизни российской "черноземной" глубинки.

Драматург Татьяна Загдай, известная, прежде всего, как сценарист телесериалов, ровесница своей героини  Ей тоже тридцать. Она тоже не столичный житель. И писала пьесу на личном материале — своем и своих друзей. У всех них большие проблемы во взаимоотношениях с родителями.
"Мы дети отцов, потерявших свою страну и не нашедших себя в изменившемся мире, - говорит Загдай. - Кажется, сейчас особенно остро ощущается пропасть непонимания между нами".
 
С автором солидарен и режиссер Павел Пархоменко:
"Это пьеса про меня и моих друзей. Мне тридцать лет. У меня всегда была пропасть между мной и отцом. Поколение моих родителей, пережившее распад страны и не нашедших себя в силу возраста в новых условиях, когда криминал стали называть бизнесом, это же 90 процентов населения страны! Не столиц, не больших городов, а провинции. Социальный слом не мог не отразиться на детях, на их мироощущении, их оставленности наедине с собой, их заброшенности и недолюбленности. У всех моих друзей такая трагедия".
 

Фото: Елена Лапина

...Мини-юбка, кожаная куртка, голые ноги, модные сапоги, отвязные манеры, обсценная лексика — такой "столичной штучкой" возвращается девушка Анна (Лилия Волкова)  в родной Урюпинск по печальному поводу (смерть отца), но с явной надеждой на наследство.  Она не была тут 15 лет и особо не рвалась. Да и по ней никто не скучал. Даже папа- алкоголик, который, померев, решил перед ней слегка реабилитироваться.
 
Анна, кстати, давно стала Жанной. Не стюардессой, а продавщией в столичном бутике. Имя, фамилию и отчество героиня изменила, приехав в Москву за рублем и миражом счастья как бы в знак отречения от рода, семьи, и главное — отца, утопившего свою судьбу в бутылке. Больше нам про него ничего не известно.
 
И все-таки именно отец  (Леонид Евтифьев) становится главной пружиной действия. Хоть и в форме трупа. Но говорящего и даже слегка руководящего организацией своих похорон. Впрочем, возможно, его слышит одна Анна-Жанна.
 
Так тема смерти приобретает в спектакле абсурдный трагифарсовый оттенок. История о сопровождении говорящего трупа перерастает в отечественную road-movie, нашпигованную узнаваемыми персонажами — такими, как ушлая соседка, ее сын вор Костик "на условке", взяточники полицейские, алчные паталогоанатомы, творческие сотрудники крематория, добрые менеджеры и банковские работники... В этой Стране Дураков они у себя дома, и даже прикрываются не фиговым листком, а... самоваром. По-домашнему. В стистике Comedy Club .
 

Фото: Елена Лапина

Тем не менее, это история о любви, как ни странно. Потому что полубандит Костик вызывает в героине слабый, но зов женского счастья. Поддавшись ему, сверкая голыми ногами и черным сексапильным бельем с засунутыми в трусы денегами, Жанна-Анна как бы проходит инициацию и находит в себе силы простить его за все плохое и поверить во все хорошее. То есть забирает заявление из полиции. И хотя она еще не готова, по ее словам, "плодить нищебродов", тем не менее, в финале их страстный поцелуй завершает этот социальный эксперимент о возвращении к корням, которых, по сути, уже нет. К роду, который уничтожен одним махом. И все-таки надежда есть — о ней напоминает малышка (Марианна Кириллова), играющая с перышком в прологе и эпилоге - как напоминание героине о материнстве, от которого она отказалась.  
 
Все наши проблемы родом из детства, напоминает нам еще раз спектакль. И решать их надо вовремя — пока еще живы родители. Пока вы можете им помочь. Но для этого нужна некая духовная работа, импульс милосердия  и сострадания, которые для героев пока недостижимы. Как и христианские заповеди. Как просто хорошие книжки. Как библиотека за углом, до которой они так и не дошли. Жизнь потому говорит с ними ударами и тумаками, которые они принимают за должное. А претензии детей к отцам, что-то не додавшим, не обеспечившим, не оправдавшим, вырастают до библейских высот. 
 
Режиссер Павел Пархоменко, спроектировавший это "путешествие по абсурду русской жизни с элементами фарса и магического реализма", считает, что спектакль — прежде всего, об отсутствии любви к людям:
"Съездите на двести километров от Москвы и посмотрите, как и чем там люди живут. Тема пьесы - про Россию вне столиц. Про малую родину, которая деградирует на глазах. Это попытка нащупать преемственность поколений в новой России".
 

Фото: Елена Лапина

Вот у отца героини не случилось счастья,  дела, профессии, успеха, и свое несчастье он передает дочери как эстафету.  Она на него обижена за невнимание, но... Человеческий парадокс - мы всегда почему-то начинаем любить, когда люди умирают. А надо при жизни людей любить.
 
Поэтому тема нашего спектакля - жизнь и смерть. Наш спектакль о любви и прощении, о поиске смыслов и корнях, о вере и надежде на то, что все мы когда нибудь будем счастливы.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

БАМ отмечает 50 лет
Шекспир в контексте
Многочисленные ракурсы "Аиды" Джузеппе Верди

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть