"Ночь в Лиссабоне", или Учимся жить красиво
3 июля 2025
Выпускной концерт в "Геликон-опере"
3 июля 2025
Виртуальный театр представляет премьеры новых эпизодов: «Бардо Тхёдол, или Бабушка, ты ведь умерла» и «Справедливая утопия мёртвых»
2 июля 2025
Звонче жаворонка пение: в Казани завершился фестиваль флейты-пикколо
2 июля 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

17 декабря 2024 16:22

Шведские спички

"Кто сильнее" - яркая премьера в Московском Губернском театре.

Фото предоставлены пресс-службой театра
Фото предоставлены пресс-службой театра

…Сверкающее роскошное фойе большого зала Губернского театра разделено бордовым тяжелым занавесом. За ним — мини-зрительный зал в десяток рядов и небольшая сцена. В глубине ее — барная стойка, столики, стулья, полки с разноцветными бутылками. Мы в кафе, где не только наливают и выпивают (трезвенники, отвернитесь!), но выясняют странные отношения.

Здесь разворачивается стремительное действие спектакля режиссера Ольги Матвеевой "Кто сильнее?". В его основе – две камерные пьесы шведского писателя Августа Стриндберга "Кто сильнее" и "Пария".

- Я искала пьесу специально для фойе, - говорит Ольга Матвеева. - Я очень люблю это пространство. Мне кажется, оно максимально сближает артистов с публикой. Для артистов это очень сложный формат, но актуальный. В наше непростое время хочется прямого разговора со зрителем. У нас здесь, в фойе, уже идет два спектакля, и мне хотелось чего-то другого. Искала камерную пьесу - и нашла малоизвестные пьесы Стриндберга, абсолютно в другом жанре. Так у нас в фойе сейчас формируется интересный репертуар.

Режиссер подчеркивает, что выбранные ею пьесы Стриндберга практически не известны российскому зрителю.

- У нас они не шли, - говорит Матвеева. - И хотя эти произведения написаны в конце 19-го века и переведены на русский язык в начале 20-го века, сам текст и проблемы, о которых хотел рассказать Стриндберг, очень современны — наверное, потому, что человеческая сущность не меняется.



Героини пьесы "Кто сильнее" — две актрисы, и поэтому здесь есть момент театральности, проникновение театра в жизнь и жизни в театр — и это очень интересно. А вторая пьеса "Пария"— это чисто мужская тема. Столкновение женского и мужского разговора, разделение женского и мужского пути — одна из главных тем, которые мы исследуем в спектакле.

… У Стриндберга тут все герои безымянные. И это символично. Он свел их в один рождественский сочельник в одно пространство кафе. Здесь встречаются Актриса Х (Александрина Питиримова) и Актриса Y (Наталья Шклярук), Господин Х (Андрей Щеткин) и Господин Y (Евгений Сыркин). Из разговоров постепенно выясняется, что это вовсе не случайно. Это не чужие люди, их связывают довольно сложные отношения. Нам как свидетелям предстоит составить все звенья цепи, разобраться в прошлом и в настоящем, открыть тайные связи.



Режиссер называет жанр спектакля "психологическим детективом". Хотя преступники тут заранее известны. Но виновны ли? Вопрос. Тем интересней наблюдать за этой игрой самолюбий, которая по воле автора провоцирует нас на определенные чувства.

Вот один из героев, оправдывая себя, прямо заявляет:

- Господь требует всепрощения, а я — наказания. Каждый из нас лгал или крал в детстве. Некоторые люди до конца жизни остаются детьми, не в силах побороть в себе противозаконные порывы. Все зависит от случайности. Подвернется случай — и человек становится убийцей. Вот я убил человека. И не испытываю никаких угрызений совести.



Да, это вам не наш Родион Раскольников… Но и другой, Игрек, надо сказать, тоже не подарок, у него свои скелеты в шкафу. То есть нам предлагают выбрать лучшее из худшего. Ведь по правилам игры, предложенной Стриндбергом, возможны только два финала: победа сильнейшего либо гибель одного из неприглядных героев.

Соединяя эти пьесы, режиссер как бы сталкивает две психологии - мужскую и женскую. Одна дуэль женская, другая мужская. И никто здесь не виноват, и каждый виноват. Это, по сути, вызов дуальности как принципу нашей реальности. Звучит непривычно, выглядит абсурдно. И не каждый зритель будет готов к такой интерпретации.



Не случайно, напомним, Стриндберг считается одним из предшественников театра абсурда... Многое из того, что мы видим на сцене, с трудом поддается логичному объяснению. Все достаточно условно — от букета тюльпанов до портфеля с артефактами, которые таскает с собой один из героев.

А двойственность героев еще подчеркивает их странная одежда — мужские рубашки и женские платья соединены как бы из двух разных половинок. Это придумала художник постановщик Юлия Короткова. Абсурдность происходящего усугубляет музыкальное оформление спектакля - неожиданно звучащие то ли русские, то ли цыганские романсы в ярком исполнении хозяйки бара (Алина Ивах) и ...страстное испанское фламенко одной из героинь.



Эту стилистическую вольность режиссер объясняет так:

- Хотя автор и швед, но очень хотел работать в европейском театре. В этих пьесах очень сильные темпераменты, соответствующие испанским. И само соревнование, борьба — это ж просто по правилам вендетты! Ведь не зря самая важная тема буквально вынесена в название: "Кто сильнее?". Мы получим ответ на этот вопрос в финале. И неоднозначный. И мне кажется, что у публики, сидящей в зале, появятся свои варианты ответа.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Итоги театрального сезона 2024 – 2025
"Ночь в Лиссабоне", или Учимся жить красиво
Виртуальный театр представляет премьеры новых эпизодов: «Бардо Тхёдол, или Бабушка, ты ведь умерла» и «Справедливая утопия мёртвых»

В Москве

"Не бойся — проживи!". Концерт актрисы "Московского театра поэтов" Арины Чекановой.
Герой или подонок?
День воссоединения Крыма с Россией: как празднуют 11-ю годовщину
Новости театров
Бывший актер театра "Сфера" Алексей Новицкий умер за пять дней до 76 лет
2 июля 18:15
Всероссийский культурно-патриотический проект «Бал Победы» состоялся в Театре Российской Армии
1 июля 22:17
В Театре на Юго-Западе с большим успехом прошел концерт в поддержку ветеранов боевых действий.
1 июля 18:27
Детская программа фестиваля "Театральный бульвар" откроется спектаклем "Вафельное сердце"
1 июля 15:36
Евгений Князев удостоен ордена "За заслуги перед Отечеством" III степени
30 июня 18:36
В Москве труппа из Бразилии представит спектакль «Брас Кубас» по роману Машаду де Ассиса
30 июня 2:40
Театры из Москвы и Петербурга выступят на фестивале «Балтийские сезоны» в Калининграде
30 июня 2:12
«Мариинка» отметит 115-летие мировой премьеры балета «Шехеразада» Михаила Фокина
30 июня 1:02
Михаил Мишустин поздравил Волковский театр с 275-летием
29 июня 21:02
ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть