Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

6 декабря 2022 10:57

Георгий Исаакян: "Театр совершил нечто невероятное"

"ОНА" - драматический спектакль по голливудскому сценарию на сцене Детского музыкального театра им. Н.И. Сац.

Фото автора
Фото автора

"Театр совершил нечто невероятное" - это слова художественного руководителя Московского государственного академического Детского музыкального театра им. Н. И. Сац и режиссёра спектакля Георгия Исаакяна, достаточно точно описывающее то, что произошло. Сама по себе постановка вопроса предельно парадоксальна – мало того, что драматический спектакль в музыкальном театре, так ещё и 18+ - в детском.

И тем не менее, всё это абсолютно органично. Что касается музыки, то она всё-таки в спектакле есть. В качестве существенной эмоциональной подкладки. Так, как это обычно и бывает в любом драматическом спектакле. В спектакле использованы произведения Бетховена, Шуберта, Пэта Метени, но главное эмоциональное ощущение создаёт музыка Клаудио Монтеверди, которая так же парадоксально, как и всё остальное, абсолютно органично и современно попадает в нерв драмы. А учитывая то, что действие спектакля происходит в некотором, пусть и недалёком, но всё же будущем, музыка великого Монтеверди звучит достаточно футуристично.
 
Впрочем, по порядку.

Компьютерная драма по мотивам сценария Спайка Джонса "ОНА" - это второй спектакль из серии "Я, робот", которая уже в этом сезоне завершится VR-балетом "Двухсотлетний человек" на музыку Габриэля Прокофьева в постановке Кирилла Симонова. Эти три спектакля (включая первый из них – оперу "Любовь к трём цукербринам" К. Комольцева по роману В. Пелевина) объединены в первую очередь  главной проблемой – каким будет человек, его эмоции, его жизнь в новом и неожиданном мире дополненной и виртуальной реальности, его взаимодействие с новыми формами мышления, с искусственным интеллектом и т.д. И это ныне существенная и актуальная проблематика философии и искусства.
 
Для тех, кто смотрел достаточно известный фильм "Она", снятый в 2013 году Спайком Джонсом по собственному сценарию, особых текстовых сюрпризов не будет. Просто в театрально-драматической версии становится более наглядно, насколько психологически и литературно качественно написан сам текст пьесы (для спектакля на сцене театра им. Сац перевод сделал сам Г. Исаакян). Да, конечно, основная идея Спайка Джонса состояла в том, чтобы показать одиночество человека в мире, где все коммуницируют друг с другом через компьютерные сети в онлайне, где письма пишут не сами люди, а профессионально занимающиеся этим специалисты, где для всех находится свой эрзац общения, хотя всем этого общения как раз и не хватает, все от этого страдают и ищут формы выхода из этого, а в результате находят очередную форму подмены живого взаимодействия. Это, в сущности, проблема одиночества.


Фото: Елена Посувалюк

На самом деле проблема не новая, в искусстве этим занимались если не всегда, то достаточно давно. И именно в формате спектакля, а не фильма всплывают в памяти произведения, которые так или иначе озадачивались этой темой. Потому что когда есть какие-то дополнительные точки отсчёта, глубже и точнее виден предмет изучения.
 
Георгий Исаакян, представляя спектакль, сказал, что "поскольку в основании этой пьесы лежит человеческий голос, то где как не в музыкальном театре ему ещё выходить".

И помимо того, что он впрямую имел в виду, очевидным образом вспоминается моноопера Ф. Пуленка "Человеческий голос" - об очередной трагической попытке выйти из невыносимого одиночества. Собственно, моноспектакль "Контрабас" Патрика Зюскинда – о том же. Ведь строго говоря, "ОНА" - это тоже моноспекталь, несмотря на то, что это пьеса-дуэт. Но мы-то видим одного героя, со вторым всё несколько сложнее. В качестве второго героя драмы выступает новейшая операционная система с технологиями искусственного интеллекта, поэтому для нас так и остаётся загадкой личность это или всего лишь комбинация программ и цифр. Впрочем, этот вопрос мы можем задать и в свой адрес. Кроме того, ведь не зря весь цикл спектаклей  футуристической трилогии называется "Я, робот" по циклу рассказов Айзека Азимова – до некоторой степени в пьесе "ОНА" проявляется та же коллизия, что и в рассказе "Лжец" из цикла Азимова, когда, руководствуясь законами роботехники, робот Эрби, который мог читать мысли, фактически манипулировал сознанием Сьюзен Кэлвин. В пьесе "ОНА" тоже до конца непонятно где заканчиваются искренние попытки самопознания операционной системы Саманты, а где начинается манипуляция эмоциями и поведением Теодора Твомбли, главного героя, самого несчастного персонажа пьесы, если не считать остальных персонажей, которых уже он сам делает ещё несчастнее.

В сущности, эта пьеса о любви как форме эгоизма, тема не новая, она просто несколько иначе расцвечена, поскольку в случае взаимодействия человека с роботом, он вынужден посмотреть в зеркало на самого себя, на то, чего он обычно не видит. Это разговор об эгоизме – ведь Теодор, попытавшись в какой-то момент удалить операционную систему, всего лишь попытался в очередной раз снять с себя дополнительные обязательства, как он это уже проделал, разведясь со своей бывшей женой Кэтрин. Точно таким же образом, как несколько позже поступила с ним и Саманта.


Фото: Елена Посувалюк

И вторая главная идея пьесы – это вынос мозга как форма взаимодействия близких людей, девиация, которая, в сущности, во многих случаях является нормой.
 
"Это гениальный текст Спайка Джонса и просто хорошо сделанная пьеса в переводе вашего покорного слуги как раз для этого театра. Но главное, что я позвонил замечательному актёру Андрею Кузичеву и предложил включиться в это безумие, он замолчал, а затем сказал – "Я давно об этом думаю". (Георгий Исаакян).

Это было очень точное решение. Все два часа пятнадцать минут, весь спектакль, Андрей Кузичев был на сцене, появлялись и исчезали персонажи, менялся антураж, события, формы общения – он со всеми взаимодействовал, но при этом был абсолютно одинок, такой своего рода герой произведений Альбера Камю…

На роль Саманты была приглашена заслуженная артистка РФ Анастасия Светлова, изумительная актриса, единственным инструментом которой в этом спектакле был только голос. Лишь с помощью интонаций, то неуверенных, то эротичных, то отстранённо-"машинных", то заботливых, то бескомпромиссно-холодных, была создана длинная драматургическая линия без единого обрыва в развитии идеи и смысла…
 
Остальные роли, "роли второго плана", исполнили артисты театра им. Сац, для которых актёрская сторона их деятельности столь же естественна, как и вокальная.
 
Теодор Твибли слышит Саманту через наушник, и зритель до какой-то степени становится тоже Теодором Твимбли, поскольку перед началом спектакля каждый получает маленькую коробочку-приёмник с наушником и все реплики Саманты слышит, как и главный герой, не в акустическом пространстве театра, а лишь у себя в ухе -  Саманта общается персонально с каждым точно также, как в пьесе лично и интимно общается одновременно более чем с четырьмя тысячами таких "Теодоров".
 
И, конечно же, главными героями этой постановки стали художники-постановщики Анна Кострикова и Денис Сазонов, художники компьютерной графики Арина Шлыкова и Александр Жикин и все, кто придумал и обеспечил работу всех технически сложных устройств этого спектакля, начиная от беспилотной тележки-доставщика покупок до "голографического вентилятора" – устройства, которое создаёт трёхмерное видеоизображение совершенно такое же, какое могло бы быть, скажем, в кинофантастике. Но то кино…

Строго говоря, то, что объединяет этот цикл помимо проблематики взаимодействия человека и будущего, которое уже наступило – это новые современные футуристические театральные технологии. Если в первой постановке серии главной технологической фишкой оперного спектакля по роману В. Пелевина были элементы дополненной реальности, то здесь был уже фейерверк технологических открытий.

Фото автора
 
Сцена в спектакле "ОНА" вообще представляет собой пространство-трансформер, где окно, к примеру, может представлять из себя просто окно с видом на футуристический мегаполис, окно, за которым строятся новые небоскрёбы и летают птицы. Но за этим же окном неожиданно может появиться ностальгическая картинка с Alexanderplatz в Берлине примерно начала 60-х с движущимися трамваями, а потом оно может превратиться в огромный компьютерный монитор, на котором падают кубики тетриса, иронически намекая нам, что тетрис вечен, на нём может светиться логотип новейшей операционной системы или, наоборот, видны режимы работы тренажёра-беговой дорожки, которая точно так же неожиданно и технологично выдвигается из-под очередной ступеньки в полу. Как и стол с рабочим компьютером, кровать, платяной шкаф и даже целая кухня.
 
Но точно так же легко эта вся вертикальная плоскость может вдруг исчезнуть для того, чтобы открыть пространства бара, где встречается Теодор и его бывшая жена Кэтрин, чтобы столь же бездарно и безнадёжно, как и все события пьесы, юридически расторгнуть свой брак.
 
…На самом-то деле исчезновение Саманты в финале ничего не решает во взаимоотношениях персонажей. То, что в голливудском фильме это позволило ситуации органично схлопнуться и на этом опустевшем пространстве оказались вдруг "примагнитившиеся" друг к другу Теодор и его подруга Эми, всего лишь оптимистический компромисс, happy end, естественный для кино. В спектакле Г. Исаакяна все его герои так и остались атомарными единицами атомистического общества.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть