Сто четыре года от премьеры до премьеры
4 октября 2024
"ФЛЕШБЕК 2002" Олжаса Жайнадарова на Новой сцене МХТ. Режиссер Вера Попова.
4 октября 2024
Чуть более двух недель осталось до окончания приема заявок на Всероссийский фестиваль авторской песни для девушек "Катюша"
4 октября 2024
Сергей Кондрашев встанет за пульт конкурса "Партитура"
4 октября 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

17 сентября 2024 19:47

Царское это дело: "Петр Первый" Саратовского театра оперы и балета

Спектакль демонстрировался на фестивале музыкальных театров "Видеть музыку" в Москве

Фото: Роман Сердюков
Фото: Роман Сердюков

В числе основных тематических направлений Девятого фестиваля музыкальных театров "Видеть музыку" (проводится Ассоциацией Музыкальных Театров при финансовой поддержке Министерства культуры РФ, с использованием гранта Президента РФ, предоставленного Президентским фондом культурных инициатив) – персонажи русской истории и русской литературы на современной музыкальной сцене. И работа Саратовского театра оперы и балета "Петр Первый" стала одной из самых заметных в этом ключе. Премьеру коллектив выпустил в 2022-м, в год 350-летия Петра Первого, и на нее сразу обратили внимание и зрители, и профессионалы. А теперь со спектаклем познакомились и в Москве.

"Петр Первый" – настоящая репертуарная редкость: к опере Андрея Петрова, написанной композитором в семидесятые годы прошлого века, театры обращались и обращаются мало. Сочинение, меж тем, великолепное – разноплановое, мощное, предельно насыщенное эмоциональными красками и неожиданными музыкальными ходами. "Петр", с одной стороны, наследует оперным традициям Дмитрия Шостаковича и Модеста Мусоргского, с другой, здесь переплетаются мотивы нескольких жанров, от романса до мюзикла. Красоту и многообразие музыки блестяще показывает легендарный (в прямом смысле – лауреат премии "Легенда", вручаемой на фестивале) Юрий Кочнев, худрук и главный дирижер Саратовского театра. Оркестр под его руководством звучит ярко, точно, сбалансированно, передавая все нюансы – и раскрывая силу и магию, заложенную композитором. 
 
Поставил "Петра" Павел Сорокин, главный режиссер Ростовского музыкального театра, хорошо знакомый постоянной аудитории фестиваля – его спектакли не раз принимали участие в смотре, впечатляя умным, серьезным, порой непредсказуемым подходом к мировой оперной классике. Сорокин вместе с художником Сергеем Новиковым создал сумрачный, жесткий – и очень "человеческий" спектакль, выведя на первый план не исторический контекст, а атмосферу и чувства. Показав живых людей в непростое время.

Центральной деталью пространства стала огромная, во всю сцену, голова-памятник Петра, составленная из четырех частей. Части передвигаются, разворачиваются, обозначая черты мест действия. Эффектно смотрится эпизод в первом акте, когда живой Петр словно бы видит эту голову – и в ужасе падает наземь и отползает от нее. Будто осознает свою огромную ответственность перед будущим. 
Интересно придуманы и боковые стены-вышки – они сложены из икон, но на месте только позолота-обрамление, вместо фигур святых темнеет пустота. Вопрос столкновения "старого" и "нового", где большую роль играет религия, очень важен и в спектакле, и в реальной биографии императора. Неспроста главный антагонист Петра в опере – священник Макарий, нагнетающий страх и ругающий царя "антихристом". Однако спектакль далек от пафоса, в нем есть место и веселым, шуточным сценам.
 
Композитор прописал в "Петре" сложные, интересные вокальные партии. Смыслообразующая роль отдана хору, придающему опере черты оратории. Тем более что музыкальная линия хора выстроена в стилистике церковных песнопений. Есть где развернуться и солистам – и Саратовская труппа продемонстрировала себя с лучшей стороны. Превосходна коварная царевна Софья у Марины Демидовой: глубокий красивый голос, темперамент, сила – в ней ощущается и бунтарка, и властительница. Загадочную героиню, названную Образ Богоматери, Вера Паньшина создает своим чистым, высоким, холодноватым сопрано, подчеркивая неземную сущность. А Екатерина Первая у Ольги Дё – чувственная, бойкая, с характером – словно другой полюс для Петра, олицетворение земных желаний, земной жизни. Хороши и соратники Петра, Меншиков (Илья Говзич) и Лефорт (Александр Гонца), и грозный Макарий (Виктор Григорьев).

Дмитрий Соловьев фактурен и колоритен, у него хороший уверенный баритон. Но в характере у этого Петра преобладают ярость и гнев, а ведь образ императора гораздо разнообразнее. В итоге получилось, что, перефразируя известное определение, "царя играет свита".

Фото: Роман Сердюков

Опера охватывает не всю биографию Петра – она завершается победой русских войск над шведами и первыми шагами к осуществлению главной мечты царя, созданию нового города. Эмоционально-высокий финал "собирает" всю историю, транслируя в зал чувство величия пути первого российского императора. 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Сто четыре года от премьеры до премьеры
"ФЛЕШБЕК 2002" Олжаса Жайнадарова на Новой сцене МХТ. Режиссер Вера Попова.
Чуть более двух недель осталось до окончания приема заявок на Всероссийский фестиваль авторской песни для девушек "Катюша"

В Москве

От премьер до театрального форума. О планах Театрального центра "На Плющихе"
Царское это дело: "Петр Первый" Саратовского театра оперы и балета
"Кашемировые" новости
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть