В Москве прошла презентация альбома «Росписи Покровского собора на Рогожском» — первой публикации уникальных фресок XVIII–ХIХ веков
    13 ноября 2025
    "Старик и море. Пробы и ошибки" Эрнеста Хемингуэя. Театр "Мастерская Петра Фоменко". Старая сцена.
    13 ноября 2025
    Литературную премию Букера получил Дэвид Солой
    13 ноября 2025
    Подвиг полярника
    13 ноября 2025

    Путешествия

    Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

    17 сентября 2024 19:47

    Царское это дело: "Петр Первый" Саратовского театра оперы и балета

    Спектакль демонстрировался на фестивале музыкальных театров "Видеть музыку" в Москве

    Фото: Роман Сердюков
    Фото: Роман Сердюков

    В числе основных тематических направлений Девятого фестиваля музыкальных театров "Видеть музыку" (проводится Ассоциацией Музыкальных Театров при финансовой поддержке Министерства культуры РФ, с использованием гранта Президента РФ, предоставленного Президентским фондом культурных инициатив) – персонажи русской истории и русской литературы на современной музыкальной сцене. И работа Саратовского театра оперы и балета "Петр Первый" стала одной из самых заметных в этом ключе. Премьеру коллектив выпустил в 2022-м, в год 350-летия Петра Первого, и на нее сразу обратили внимание и зрители, и профессионалы. А теперь со спектаклем познакомились и в Москве.

    "Петр Первый" – настоящая репертуарная редкость: к опере Андрея Петрова, написанной композитором в семидесятые годы прошлого века, театры обращались и обращаются мало. Сочинение, меж тем, великолепное – разноплановое, мощное, предельно насыщенное эмоциональными красками и неожиданными музыкальными ходами. "Петр", с одной стороны, наследует оперным традициям Дмитрия Шостаковича и Модеста Мусоргского, с другой, здесь переплетаются мотивы нескольких жанров, от романса до мюзикла. Красоту и многообразие музыки блестяще показывает легендарный (в прямом смысле – лауреат премии "Легенда", вручаемой на фестивале) Юрий Кочнев, худрук и главный дирижер Саратовского театра. Оркестр под его руководством звучит ярко, точно, сбалансированно, передавая все нюансы – и раскрывая силу и магию, заложенную композитором. 
     
    Поставил "Петра" Павел Сорокин, главный режиссер Ростовского музыкального театра, хорошо знакомый постоянной аудитории фестиваля – его спектакли не раз принимали участие в смотре, впечатляя умным, серьезным, порой непредсказуемым подходом к мировой оперной классике. Сорокин вместе с художником Сергеем Новиковым создал сумрачный, жесткий – и очень "человеческий" спектакль, выведя на первый план не исторический контекст, а атмосферу и чувства. Показав живых людей в непростое время.

    Центральной деталью пространства стала огромная, во всю сцену, голова-памятник Петра, составленная из четырех частей. Части передвигаются, разворачиваются, обозначая черты мест действия. Эффектно смотрится эпизод в первом акте, когда живой Петр словно бы видит эту голову – и в ужасе падает наземь и отползает от нее. Будто осознает свою огромную ответственность перед будущим. 
    Интересно придуманы и боковые стены-вышки – они сложены из икон, но на месте только позолота-обрамление, вместо фигур святых темнеет пустота. Вопрос столкновения "старого" и "нового", где большую роль играет религия, очень важен и в спектакле, и в реальной биографии императора. Неспроста главный антагонист Петра в опере – священник Макарий, нагнетающий страх и ругающий царя "антихристом". Однако спектакль далек от пафоса, в нем есть место и веселым, шуточным сценам.
     
    Композитор прописал в "Петре" сложные, интересные вокальные партии. Смыслообразующая роль отдана хору, придающему опере черты оратории. Тем более что музыкальная линия хора выстроена в стилистике церковных песнопений. Есть где развернуться и солистам – и Саратовская труппа продемонстрировала себя с лучшей стороны. Превосходна коварная царевна Софья у Марины Демидовой: глубокий красивый голос, темперамент, сила – в ней ощущается и бунтарка, и властительница. Загадочную героиню, названную Образ Богоматери, Вера Паньшина создает своим чистым, высоким, холодноватым сопрано, подчеркивая неземную сущность. А Екатерина Первая у Ольги Дё – чувственная, бойкая, с характером – словно другой полюс для Петра, олицетворение земных желаний, земной жизни. Хороши и соратники Петра, Меншиков (Илья Говзич) и Лефорт (Александр Гонца), и грозный Макарий (Виктор Григорьев).

    Дмитрий Соловьев фактурен и колоритен, у него хороший уверенный баритон. Но в характере у этого Петра преобладают ярость и гнев, а ведь образ императора гораздо разнообразнее. В итоге получилось, что, перефразируя известное определение, "царя играет свита".

    Фото: Роман Сердюков

    Опера охватывает не всю биографию Петра – она завершается победой русских войск над шведами и первыми шагами к осуществлению главной мечты царя, созданию нового города. Эмоционально-высокий финал "собирает" всю историю, транслируя в зал чувство величия пути первого российского императора. 
    Поделиться:
    Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

    ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

    ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

    НОВОСТИ

    Новые материалы

    В Москве прошла презентация альбома «Росписи Покровского собора на Рогожском» — первой публикации уникальных фресок XVIII–ХIХ веков
    "Старик и море. Пробы и ошибки" Эрнеста Хемингуэя. Театр "Мастерская Петра Фоменко". Старая сцена.
    Литературную премию Букера получил Дэвид Солой

    В Москве

    "Ах, война, что ты сделала, подлая..."
    Онегин без ретуши: в Москве открылась выставка мастеров, ожививших Пушкина
    Шойгу и Любимова приняли участие в открытии в Москве выставки искусства КНДР
    Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
    Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть