Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

27 февраля 2024 13:13

"В каждом доме, друг, есть окно такое…"

Театр Комедии им. Н.П. Акимова вдохнул жизнь в "Старый дом" Алексея Казанцева.

Фото  Валерия Гордта и Галины Базаровой предоставлены театром Комедии
Фото Валерия Гордта и Галины Базаровой предоставлены театром Комедии

Советская драматургия на сцене петербургского театра Комедии им. Акимова представлена самыми разными гранями: философские сказки-притчи Евгения Шварца "Дракон" и "Тень", острая сатира "Энергичных людей" Василия Шукшина, комедийно-лирические "Любовь и голуби" Владимира Гуркина (пьеса, впоследствии переработанная в киносценарий), сценическая версия легендарного фильма "Небесный тихоход", снятого по сценарию Семена Тимошенко. И вот на афише появилось новое название – "Старый дом" Алексея Казанцева. Драма выбора, драма любви, драма взросления.

Обращение художественного руководителя театра Татьяны Казаковой, думается, продиктовано качеством, без которого нет режиссёра – чуткостью к голосу человеческой души. Колесо Истории сделало очередной оборот, и оказалось, что стать взрослым, научиться отвечать за свои поступки стало гораздо труднее, чем еще каких-нибудь десять-пятнадцать лет назад. И к такой перемене, как выяснилось, не готовы ни "отцы", ни "дети". Причем и те, и другие не имеют представления о том, куда идти за ответом на сакраментальный вопрос "что делать?". Казакова предлагает – в театр.

 
Но есть еще одна причина, по которой история полувековой давности волнует сегодняшнего зрителя, возможно, даже сильнее, чем современников драматурга. В любом веке, на любой стадии прогресса главное (а может, и единственное) желание человека – быть любимым. Татьяна Казакова и поставила спектакль о любви: ее ищут и жаждут все обитатели старого дома; одни находят, другие теряют. Шахматист-медалист Олег (Александр Матвеев) с чисто мужским прагматизмом легко разделяет любовь на возвышенную и земную. Они у него не пересекаются, каждая существует в своей реальности, не противореча друг другу. Свою сверстницу Сашу (Дария Лятецкая) он видит женой и матерью своих детей, а к Юлии Михайловне (Алиса Кондратьева), женщине вдвое старше, яркой и слегка "иномирной", его неудержимо тянет. Любовь к Саше он хранит долгие годы, но единожды предавшему веры не будет.
 
Юная Саша мечтает вырваться из семейного ада с забитой матерью и тираном-отцом. Она даже не замечает, что одновременно желает двух несовместимых вещей – стать актрисой ("я живу во всех временах, я могу понять каждого!") и создать семью, в которой, как мечтается Олегу, будет четверо детей. Она, как многие в этом возрасте, хочет верить, что ее избранник всегда будет достоин любви. А потому измена Олега исковеркает ее жизнь на годы вперед. Ее "соперница" Юлия тоже мечтает о любви. Она многое пережила, многое утратила ("столько времени потеряла, только сейчас своим делом занялась!"), но надежда, замешанная на отчаянии, еще теплится, а Олег для нее только возможность вспомнить, что она – живая женщина.

 
В семье Олега любовь иссякла, ушла, как родник под землю. Таисия Петровна (Наталья Ткаченко), отдав Павлу Ивановичу (Андрей Толшин) лучшие годы, видит в нем только надежного спутника жизни – друга, но не мужчину. Ее любовь, страстная, всепоглощающая, давным-давно сосредоточилась на сыне. Но сын вырос и вылетел из гнезда, а вскоре его покинул и муж, которого в старом доме больше ничего не держало. Он уйдет к другой женщине, существовавшей в другой реальности, а она будет ждать нового чувства больше десяти лет. У Сашиных родителей любовь и вовсе приняла какую-то изломанную форму: Максим Ферапонтович (Сергей Кузнецов) топит горе в стакане, обвиняя в неудачах всех вокруг – от жены до начальства, и держит в ежовых рукавицах своих домашних, окриком и кулаком требуя от них любви и уважения. А Зинаида Семеновна (Ирина Цветкова) запуганная до полусмерти, живет по принципу "бьет, значит, любит". И только когда супруга хватил удар, она вырвалась на свободу, в тщетном стремлении нагнать упущенное.

 
Есть в старом доме и свое чудовище – Петр Кузьмич Рязаев (Юрий Лазарев). Подслушивать-подсматривать-нашептывать, призывать к ответу за разврат, искоренять "пороки", блюсти нравственность – ему до всего и до всех есть дело. Очень легко увидеть в нем банального стукача, закаленного кровавыми тридцатыми. На самом деле все сложнее – дядя Петя тоже хочет, чтобы его любили (я же все для людей, а ни одна собака спасибо не скажет). Он готов требовать этого даже от тех, кого, как Олега (бесхребетный гроссмейстер выдавит из себя просимое "я люблю вас, дядя Петя"), заставил страдать. И когда постылая жена, наконец, сходит в могилу, он, оставив чужую нравственность в покое, всю нерастраченную силу тратит на "хорошую женщину", которая сумела что-то в нем разглядеть. Находит свою любовь и дочка Рязаева Оленька (Виктория Криулина) – умница-дурнушка, на которую время от времени накатывают "припадки", никак не может поверить в то, что для того, кто с ней рядом, она самая прекрасная девушка на свете.  

 
Окна старого дома (сценография Александра Орлова), парящие между небом и землей, вспыхивают и гаснут, как маяки во мраке ночи. За ними течет обычная жизнь – люди едят, пьют, носят свои пиджаки, а в это время решается их судьба. Ну как не согласиться с Антоном Павловичем! Мы и приходим в театр за тем, чтобы увидеть самих себя со стороны, вглядевшись в персонажей хорошей пьесы. Мы идем сопереживать и сочувствовать, ужасаться и удивляться, смеяться и плакать. Так было, так есть и так будет. До тех пор, пока на свете существует настоящий театр.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть