Музыкальный фестиваль на Урале как дань культурному наследию
16 июля 2025
Фестиваль культуры Латинской Америки и Карибского бассейна откроется в Москве
16 июля 2025
«Самый образованный в кино»: коллеги скорбят о смерти Александра Митты
14 июля 2025
"Похождения повесы" на Большой Никитской, 19
12 июля 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"В списках не значился" по одноименной повести Бориса Васильева

Московский театр Олега Табакова (на сцене театра "Современник"). Режиссер Владимир Машков.

"В списках не значился" по одноименной повести Бориса Васильева
"В списках не значился" по одноименной повести Бориса Васильева

После просмотра спектакля зрителю придется переосмысливать значение слова "кинотеатр". До этого мы предполагали: это место, где показывают кино. Но Владимир Машков дал слову новую жизнь. Мы увидели органичный симбиоз Кино и Театра на одной сцене.

Наиболее простые с технической точки зрения эпизоды – это театр, массовые же со стрельбой, драками, обстрелами, бомбардировкой Брестской крепости – это отрывки из одноименного фильма (режиссер Сергей Коротков).

Казалось бы, и что тут нового? Что интересного?

Почему режиссер сделал адаптацию повести, а не взял одноименную пьесу Бориса Васильева?  



А интересно то, что кинокадры были не "вставной челюстью" театрального действия, а его органичным продолжением и дополнением.

И самое главное, самое драматичное происходило именно на сцене, а не на экране. Более того, почти сразу сложилось впечатление, что все представленные кинокадры создавались не для фильма, а именно для спектакля.

Ну а с учетом того, что и в фильме и на сцене – одни и те же актеры, слияние двух видов искусства почти стопроцентное. Особенно запомнилась сцена, когда каратели поджигали подвалы Брестской крепости огнеметами. И в этот же самый момент настоящие струи огня появились и на сцене. Вот оно – погружение в атмосферу повествования. Ничего не скажу плохого про фильм Сергея Короткова, но на сцене это погружение выглядело гораздо сильнее, мощнее, эмоциональней. Зал буквально вздрогнул, как будто это зрителей пытались сжечь огнем. (Хотя с пожарной точки зрения все было абсолютно безопасно).



Нет сомнений, что данный спектакль будут разбирать не только театроведы, но и киноведы. Явно будут споры – что выразительней: богатые дорогие декорации фильма, с натуральными взрывами, помпезной тревожной музыкой, или абсолютно аскетичная атмосфера сцены. Никакого богатства, никакой сложной машинерии, действие происходящее на сцене (в отличие от кино) достаточно статично. Но воспринимается зрителем гораздо глубже.

Что интересно – режиссер явно не добивался того, чтобы актеры один в один переносили свое эмоциональное состояние с экрана в зал. Как раз наоборот. Это разные сцены, это разные состояния. Каждое из которых выражает те или иные грани характера, времени.

Что касается важности данного спектакля, то и говорить об этом не стоит. Такой спектакль действительно необходим, как для взрослого зрителя, так и (и в первую очередь) для молодежи.

Спектакль поставлен так, что заскучать не получится даже у самых шумных школьников, и при этом за визуальной яркостью не теряется основная мысль произведения, основной посыл режиссера.

Плюс – на сцене Владимир Машков в роли Сержанта.



Отличная возможность для молодого зрителя увидеть выдающегося актера на сцене, убедиться в справедливости формулы, что большой актер сделает даже роль второго плана яркой, запоминающейся.

Разумеется, я категорически рекомендую данный спектакль к просмотру самой широкой публике. На него надо водить школьников целыми классами. И это не замена походу в кино на одноименный фильм. Просмотр подобного спектакля – лучше десятка лекций про патриотизм и любовь к Родине. Здесь это объясняется просто, доступно, но вдумчиво.

Я получил ответ на вопрос, почему взята именно адаптация повести, а не пьеса. Поставь Машков пьесу "В списках не значился" – получился бы спектакль в основном для взрослой аудитории. Театралы со стажем сравнивали бы его, наверное, с постановкой в "Ленкоме" 1970 х годов. Молодежи такая постановка была бы не так понятна и близка, а сейчас – интересна. И это важно.

До встречи в Театре Олега Табакова. 

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Фестиваль культуры Латинской Америки и Карибского бассейна откроется в Москве
Музыкальный фестиваль на Урале как дань культурному наследию
Жизнь между антрактами: Усадьба Остафьево и фестиваль "Русский Парнас"

В Москве

"Похождения повесы" на Большой Никитской, 19
В российских аэропортах вводят ограничения на полеты на фоне атак беспилотников
"Не бойся — проживи!". Концерт актрисы "Московского театра поэтов" Арины Чекановой.
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть