"Кольцо рук", "Часы" и "Мой белый ангел": инклюзивный коллектив покажет новые постановки в Москве
19 апреля 2024
В Пскове пройдет показ мультимедийного спектакля "Псков – город-воин"
19 апреля 2024
Секрет "Ревизора" Театра Олега Табакова
19 апреля 2024
Вековой юбилей бестселлера Станиславского
19 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Горький юбилей российского цирка. Блог Станислава Литвинова

26 августа 1919 года В.И. Ленин подписал Декрет Совета народных комиссаров "Об объединении театрального дела", согласно которому цирки России стали государственными, и эта дата считается началом отечественного циркового искусства.

Фото: АиФ Тверь
Фото: АиФ Тверь

Казалось бы, нет ничего более мирного и радостного чем цирк – кстати, как раз сейчас, в эти дни, российский цирк как единая организация, объединяющая сотни артистов и десятки манежей по всей стране отмечает вековой юбилей. От невероятно развитой и щедро финансируемой советским государством системы Союзгосцирка нынешнее федеральное казенное предприятие "Российская цирковая компания" получила колоссальное наследство, и это не только уникальные творческие коллективы и знаменитые цирковые династии.

В эпоху СССР тщательно создавалась материальная база, включающая в себя здания стационарных цирков, гостиницы и общежития, учебные заведения и многие другие объекты. В масштабах страны эта материальная база оценивается во многие миллиарды рублей, и неудивительно, что в эпоху "дикого капитализма" появились желающие прибрать к рукам собственность, создававшуюся трудом многих предшествовавших поколений цирковых деятелей.
 
Как ни жаль это признавать, но Росгосцирк подошел к своему юбилею в состоянии стагнации и хаоса. Продолжающаяся в последние годы чехарда в руководстве компании, бесконечные смены генеральных директоров и весьма странная коммерческая деятельность, ведущаяся вокруг формально государственного предприятия, вызывает вопросы к Министерству культуры и его руководителю: не станет ли начало второго столетия истории российского цирка эпохой его гибели как единой и продолжающей худо-бедно, но все-таки работать структуры? За последние годы число попавших на страницы СМИ скандалов, связанных с коррупционной деятельностью в Росгосцирке, превышает все разумные пределы, но Минкульт на них реагирует лишь снятием очередного директора с отправкой "на кормление" подальше от столицы и центрального офиса.

Дмитрий Иванов. Фото: Udm-Info
 
В качестве примера приведем сумбурную деятельность Дмитрия Иванова, бывшего директора цирка в Ижевске, занявшего должность главы Росгосцирка в 2016 году. Для начала господин Иванов "перетащил" из Ижевска в московский главк всех возможных друзей-родственников, устроив в центральном офисе настоящую чистку среди старых сотрудников ради освобождения вакансий. Его заместителем, а заодно и главой петербургского цирка Чинизелли, становится бывший директор Ижевского зоопарка Сергей Беляков, отдельно прославившийся поддельным дипломом о высшем образовании. Этот факт был установлен Дорогомиловским судом Москвы, однако в Минкульте на такие мелочи традиционно не обратили внимания: какая чепуха, одним из ведущих подразделений госкорпорации руководит человек мало того, что без профильного образования, так еще и подделавший диплом! Впрочем, господин Беляков после скандальной отставки своего патрона даже исполнял обязанности директора Росгосцирка – это при том, что министерство обязано было как минимум знать об уголовном деле 2011 года, когда их обоих еще в Ижевске ФСБ обвинила в выводе более 120 миллионов бюджетных рублей по фиктивным контрактам на организацию цирковых представлений с подставными компаниями ООО "Премьера" и ООО "Планета". Думается, никто не удивится, узнав, что бенефициаром этих компаний была жена господина Белякова Марина Кузьмина...
 
В годы управления госпредприятием ижевскими деятелями культуры происходили и прочие удивительные вещи. Дочерняя компания корпорации "Цирк-Сервис" была наделена исключительными правами на реализацию поставок и аренду помещений, находящихся в федеральной собственности – коррупционная емкость здесь исчисляется в десятки и сотни миллионов рублей. Разумеется, никаких прозрачных тендеров и конкурсов не велось, зачем такие глупости, когда на кону стоят огромные деньги? Показательный пример – арест Следственным комитетом финансового директора цирка в Астрахани, который за взятку наличными был готов уступить частному предпринимателю право торговать в цирке напитками и сувенирами без заключения официального договора. В итоге при господах Иванове и Белякове государственные цирки начали напоминать не учреждения культуры в ведомстве соответствующего министерства, а стихийные базары эпохи недоброй памяти 90-х годов: в цирке Курска почему-то торгуют нижним бельём и шубами, в Брянске рыбой (кстати, куда смотрит Санэпиднадзор? Вы можете себе представить рыбную торговлю, например, в Большом театре – таком же учреждении, подведомственном Минкульту?) и так далее. Всей этой красотой неописуемой ведает, разумеется, "Цирк-сервис", а договоров и контрактов никто и в глаза не видывал – это миллионы неучтенной "налички", отсутствие налогов в бюджет и испарившиеся незнамо куда деньги за аренду государственных площадей. Впрочем, мы подозреваем, куда именно, но этот факт должны наконец-то установить следственные органы, а судьбу фигурантов решить суд.

Сергей Беляков. Фото: Е1
 
Вопиющий факт – исчезновение Ижевского цирка со всей инфраструктурой из списка из штата Росгосцирка и превращение его в отдельное юридическое лицо: Иванов с Беляковым подготовили себе путь к отступлению из Москвы в случае возникновения трудностей и попросту реквизировали государственное имущество. Или вот замечательный пример их деятельности во времена директорствования: цирк Чинизелли в Санкт-Петербурге в процессе перехода в состав госкорпорации дважды покупает одну и ту же программу представлений труппы братьев Запашных "ЦиркUS 2.0" – сперва как ликвидируемое юридическое лицо, а затем уже как подразделение Росгосцирка. В первом случае было выплачено из бюджетных средств 29 миллионов рублей, во втором 22 миллиона рублей – количество представлений от этого, разумеется, не изменилось, а куда пошла разница от двойной оплаты, даже гадать не нужно.
 
Таких примеров не один, не два и не десять. Директоров цирков, не согласных с политикой успешных коммерсантов, вставших во главе федерального предприятия, увольняли по смехотворным причинам – допустим, знаменитый советский клоун Анатолий Марчевский был уволен в феврале 2019 и восстановлен в должности по суду в августе этого же года, после отставки господина Иванова, чьи обязанности начал исполнять его бессменный заместитель...

Ну и, наконец, апофеоз этой не слишком приглядной истории: в 2017 году был принят удивительный документ "О Концепции развития циркового дела в Российской Федерации до 2020 года", который может окончательно поставить крест на существовавшей целое столетие организации. Среди многословия и клятвенных обещаний развивать, преумножать и реформировать затесалась неприметная Глава 5, где предлагается разделение единой структуры на отдельные подразделения. Артисты объединяются в некое абстрактное "артагентство", а хозяйственной деятельностью, в том числе всеми вопросами использования площадей, зданий и иной недвижимой собственности, будет заниматься отдельный орган, состоящий из эффективных менеджеров наподобие описанных выше специалистов по бизнесу из Ижевска. Переводя на русский язык – цирк очищается от артистов и творческих коллективов, которые не будут способны влиять на хозяйственную деятельность успешных бизнесменов. Захотели – снесли здание цирка и построили на его месте жилой дом или торговый центр. Захотели – продали цирковую гостиницу. Такое разделение формально повышает "инвестиционную привлекательность" недвижимости, но при этом "артагентства" предсказуемо банкротятся, и коллективы артистов могут идти на все четыре стороны.
 
Неудивительно, что эта странная концепция со всеми поправками окончательно была принята 13 декабря 2017 года при директорате вышеупомянутых господ с дальним прицелом – фактически она нацелена на ликвидацию единой государственной структуры Росгосцирка и "дерибан" его активов.
 
Встают вполне закономерные вопросы к Министерству культуры и господину Мединскому: как и почему в руководстве Росгосцирка оказались неоднократно скомпрометировавшие себя люди? Как и почему за минувшие годы ущерб государству составил сотни миллионов, если не миллиарды рублей? Отчего руководство министерства смотрит сквозь пальцы на развал государственной компании и неприкрытое воровство таких контор, как "Цирк-Сервис"? И наконец – способно ли министерство наконец-то навести порядок в отрасли, навсегда отстранив от руководства цирком людей, не способных думать о развитии циркового искусства, а только участвующих в сомнительных и наказуемых схемах, за счет федерального бюджета и эксплуатации федеральной собственности?
 
Если меры не будут приняты немедленно, Россия рискует потерять важнейшее из искусств.  
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:
НОВОСТИ

Новые материалы

"Кольцо рук", "Часы" и "Мой белый ангел": инклюзивный коллектив покажет новые постановки в Москве
В Пскове пройдет показ мультимедийного спектакля "Псков – город-воин"
Секрет "Ревизора" Театра Олега Табакова

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости ВСЕ НОВОСТИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть