По ту сторону льда: Cirque du Soleil в Северной столице
12 декабря 2019
"Свет мой зеркальце скажи" или как читали "Университетские субботы" в Литературном институте
12 декабря 2019
"Эль Система" по-венесуэльски в московском "Зарядье"
11 декабря 2019
Arctic Open — парад победителей — от Канады до Индии
10 декабря 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

19 ноября 2019 15:59

Александр Тютрюмов: "Я как делал кино, так и буду делать"

""Ревизор.ru" выслушал "киножулика", уличенного в неисполнении обязательств перед государством.

Автор: Ревизор.ru
Фото: ru.spbtv.com
Фото: ru.spbtv.com

Беседа с Заслуженным артистом России и продюсером Александром Тютрюмовым, генеральным продюсером кинокомпании "АТК-Студио" (Санкт-Петербург).

Социальные и, так сказать, моральные последствия обнародования базы данных государственной поддержки, выделенной Министерством культуры и Фондом кино с 2015 года на производство и прокат отечественных фильмов, не заставили себя ждать.

Особой "любовью" прессы пользуется раздел "Неисполненные обязательства". Напомним, 21 октября 2019 года была опубликована база данных с первыми "нарушителями". Уже 29 октября издание "Ведомости" напечатало статью К. Болецкой и М. Истоминой с громким названием "Десятки профинансированных Минкультом фильмов в кинотеатрах никто не увидел".

Издание уточнило, что на производство оставшихся без зрительского внимания картин государство выделило почти 2 миллиарда рублей.

В числе производителей, кого подвергли "показательной порке", был артист и продюсер Александр Тютрюмов, генеральный продюсер кинокомпании "АТК-Студио" (Санкт-Петербург). "Ведомости" "приговорили": мол, у фильма Тютрюмова 2015 года "Бесславные придурки" за эти годы оказалось 230 зрителей, а у фильма "Весури" (дату создания которого предусмотрительно не называют) – ни единого. Меж тем на обе картины бюджет выделил 56 миллионов рублей!

"Ведомости" написали, что с создателем этих картин связаться не удалось.

Кадр из фильма "Бесславные придурки". Фото: kinoafisha.info

На следующий день, 30 октября, материал на ту же тему фактически "повторил" "Коммерсантъ", ибо там муссируются те же тезисы: 2 миллиарда рублей "затерялись",  половину фильмов, снятых с поддержкой Минкульта, никто или почти никто увидел, не исполнили обязательств перед государством те же и Александр Тютрюмов. Правда, коллеги из "Коммерсанта" еще сгустили краски: несмотря на то, что предоставили Тютрюмову ответное слово – фильм "Весури", оказывается, по его словам, еще в прокат не вышел(!), назвали продюсера "киножуликом". Так министр культуры Владимир Мединский охарактеризовал должников. Сгоряча или осознанно, непонятно. "Киножуликам" обещано не выдавать новые субсидии, пока не вернут прежние.

С легкой руки этих двух статей фамилия Тютрюмова стала звучать в оскорбительном контексте. Но все ли так просто, как кажется по навешанным ярлыкам?..

Золотое правило журналистики – выслушивать обе стороны. Странно, что наши коллеги из солидного делового издания "Ведомости" не выполнили его. Утверждение, что с Тютрюмовым связаться не удалось, мягко говоря, не выдерживает критики. На звонок "Ревизора.ru" Александр Аркадьевич с готовностью ответил. Наше издание выслушало развернутую и аргументированную позицию представителя продюсерского цеха, которую необходимо узнать всем – и чиновникам, и журналистам. В работниках медиасферы Тютрюмов с недавних пор разочарован, и это немудрено. Для "желтой прессы", говорит  он, допустимо было бы давать статью "сгоряча", не выслушав "обвиняемого", но для солидного органа это недопустимо.   

Александр Тютрюмов признал, что получил от Минкульта 56 миллионов рублей на производство двух фильмов, упомянутых в статье: по 27 с чем-то миллионов на одну картину. Это корректная цифра; по мнению Тютрюмова, единственная корректная информация в статье. Все остальное требует уточнений. Вплоть до того, что кино выпускается не "на деньги", а "при поддержке" Минкульта – зачастую официальная субсидия не основная доля средств. Минкульт выделяет максимум 65 процентов стоимости подготовки фильма. Остальные средства находит продюсер.

"Бесславные придурки" были сделаны в 2015 году. Эта комедия прошла и в прокате в нескольких городах России, но в основном демонстрировалась на телеканалах, так что насчет 230 зрителей газета явно погорячилась. Кстати, производитель получил на нее довольные отзывы публики. Но основным показателем качества ленты и "удовлетворенности" Минкульта служит прокатное удостоверение, которое, как мы знаем, многие фильмы не получают. Фильм "Бесславные придурки" был принят в прокат, и никаких претензий к нему не возникало за эти 4 года, пока не был обнародован "Список Мединского".

Фильм "АТК-Студио" "Весури" – отдельная тема и болезненная история. Эта военная драма делалась специально к 75-летию Великой Победы. По словам Тютрюмова, тема детей - узников финских переселенческих концлагерей в 1941 – 1944 годах, еще ни разу не поднималась нашим кинематографом. Название фильма – жестокая аллегория: весури – это карельский инструмент, разновидность ножа для зачистки молодой поросли деревьев.

- Фильм "Весури" еще даже в прокат не вышел! – говорит Александр Тютрюмов. – В мае 2019 года мы закончили его. Может, журналисты не знают процесса прохождения кино, но после производства начинается фестивальная жизнь. Пока наш проект демонстрируется на фестивалях. Так, он был в конкурсной программе кинофестиваля "Хрустальный источникъ", который проходил в городах Кавказских Минеральных вод в июле этого года. Больше скажу: не все фестивали брали "Весури"! Организаторы фестиваля "Окно в Европу" сказали, что фильм хороший, но они не могут его взять, потому что не желают осложнить отношения с финской стороной. А чего стыдиться? Это история! Как говорят, если не будешь читать свою историю – будешь читать чужую. А сейчас она во многих странах переписывается!..

Более того, кинокомпания "АТК-студио" получила Президентский грант на показ фильма "Весури" в 12 городах страны специально для детей в соответствующих учреждениях – школах, библиотеках Петрозаводска, Волгограда, Самары и городов Ленинградской области. По данным Тютрюмова, только по этой программе фильм "Весури" уже посмотрело 3 тысячи человек целевой аудитории – дети познакомились с судьбой своих ровесников во время Великой Отечественной войны, получили настоящий урок истории и патриотизма.

Кадр из фильма "Весури". Фото: petrozavodsk.bezformata.com

Сейчас, по словам Александра Аркадьевича, киностудия по своей инициативе хочет как раз в ноябре закончить "фестивальную жизнь" и сделать ограниченный прокат картины "Весури". Также ведутся переговоры с телеканалами о том, чтобы к 75-й годовщине Великой Победы показать этот фильм для семейного просмотра.

Но почему же вопрос ставится так, будто производитель остался "должником" перед Минкультом с фильмом, который еще даже не вышел в прокат? Александр Тютрюмов поправляет: должником кинокомпания не осталась, она никому ничего не должна. У студии в контракте с Минкультом прописан пункт о производстве кино, а не о прокате. О прокате - ни слова. Единственное обязательство перед Минкультом – по их запросом создатели должны давать этот фильм на фестивали, что и делается. А прокат – это личная инициатива студий, заинтересованных в том, чтобы до зрителей дошел фильм. И это – один из самых больных вопросов, свидетельствует Александр Тютрюмов.

Моя задача – сделать фильм и "прокатать" его, вернуть затраты и получить прибыль, а главное – постараться, чтобы фильм дошел до зрителя, – рассуждает собеседник "Ревизора.ru". – Но! На сегодня ситуация такая: фильмы, которые Минкульт утвердил, которым выдал частичную поддержку, производители в прокат допустить практически не могут. У нашего государства нет государственного кинопроката! Государственных кинотеатров осталось около трех процентов: в Москве, Санкт-Петербурге и на Урале. Все российские прокатные компании – частные. Все эти компании ангажированы западными кинопроизводителями, они "дрожат" каждый год, заключат ли с ними договор или нет, и по этим договорам мы вынуждены смотреть фильмы, которые нам поставляют Запад и Америка. Я не говорю, что все они плохие, но среди них есть и такие, которые сделаны не добротно, а на экранах появляются в целях получения прибыли. Минкульт, давая частичное финансирование на прокат фильмов, заведомо знает, что эти фильмы в прокат не пойдут, потому что нет государственного проката. А частные кинотеатры не берут наши фильмы. Минкульт выдает деньги только на социальные проекты: детское кино, авторские фильмы и на анимацию. Как можно ожидать с социальных проектов прибыли, сопоставимой с доходами от того, к чему наш зритель уже привык – экшна, фильмов ужаса, комедий? Прокатчики "воспитали" публику так, что нормальные фильмы социальной направленности уже никто не хочет смотреть. Государственные прокатные компании – "Ленпрокат" или "Московский прокат", имеющие по 6-8 кинотеатров на многомиллионный город, получающие государственную поддержку от Минкульта на показ наших фильмов, именно их и не берут! Я обратился в наше "Питеркино" насчет "Весури" и услышал: наши специалисты посмотрели фильм и решили, что он не соберет прибыль, тема социальная, фильм детский. А если государственные прокатчики не будут показывать прибыль, то Минкульт им больше не даст поддержки, и им нечем будет оплачивать даже коммунальные услуги. Но зачем же Минкульт дает поддержку кинотеатрам – чтобы они показывали западные фильмы? Где же наш патриотизм? Где же наша история?..

Александр Тютрюмов хочет посмотреть и посчитать, сколько из фильмов, получивших минувшим летом господдержку,  пройдут в прокат. Изменится ли ситуация после того, как увеличено финансирование (теперь уже на производство фильмов иные компании получают и 45, и 50 миллионов рублей)? Станет ли больше в российском прокате доля отечественных, разумных, добрых и вечных лент, снятых при участии Минкульта и на знаковые современные социальные темы?

Ситуация с прокатом поистине двусмысленная. Но Александр Тютрюмов как кандидат экономических наук разработал собственные предложения по ее оздоровлению. Он сказал, что у него готова целая концепция. Базовые положения оной: Минкульту и прокатчикам необходимо найти единое мнение о твердой доле российских фильмов в отечественном прокате (к озвученной цифре в 20 процентов продюсер пока относится скептически); Минкульту необходимо увеличить число государственных кинотеатров, которые бы не только получали господдержку, но и приносили прибыль государству.

К тому, что его киностудия на какое-то время останется без поддержки государства, Александр Тютрюмов относится достаточно спокойно. Кинокомпания "АТК-студио" существует с 2002 года, за этот период выпустила более 70 фильмов, и не только при поддержке Минкульта. "Я как делал кино, так и буду делать, с поддержкой ли Минкульта или без нее", - говорит он. Но признает, что "под санкциями" будет сложнее организовывать прокат. Фильмы, созданные при участии господдержки, проходят по фестивалям и показываются на онлайн-платформах, что сейчас модно. Однако Тютрюмов все равно надеется на прокат по онлайн-платформам и негосударственный сектор кинопоказа. А вот то, что его репутация пострадала из-за попадания в реестр "киножуликов", угнетает Тютрюмова, как он ни старается видеть в ней и "рекламную" сторону.



Портал "Ревизор.ru" искренне хотел соблюсти золотое правило журналистики и выслушать другую сторону. Мы подготовили запрос официальных комментариев от Департамента кинематографии Минкультуры России и направили его в пресс-службу Минкульта. Просили прокомментировать ситуацию с Тютрюмовым в частности и внесение производящих кинокомпаний в базу данных в целом. Естественно, хотелось бы понять, по каким критериям оно осуществлялось, как подсчитывалось количество зрителей и прочие доказательства "неэффективности" фильма? И, кстати, стало интересно, много ли у Тютрюмова коллег по несчастью? Да и ситуация с кинопрокатом требует компетентных оценок…

Увы – официальный запрос отправился в высокую структуру еще 8 ноября. До сих пор от пресс-службы (обещающей на сайте отвечать в ближайшее время) нет ни ответа, ни привета. Звонок в пресс-службу дал единственный результат: полуминутное общение с девочкой, которая заявила, что все сотрудники в Санкт-Петербурге на культурном форуме, она ничего не знает, звоните в понедельник. В понедельник вообще никто не взял трубку. Наверное, поголовно отдыхают от форума.

Запросили мы комментарии и от исполнительного продюсера Фонда кино Вячеслава Тельнова. У него мы спрашивали о мерах, принятых Фондом кино для возврата средств от должников – раз уж их так много! Вячеслава Николаевича наш портал также просил прокомментировать возбуждение шести уголовных дел Генеральной прокуратурой РФ против кинопроизводителей о невозвращении государственных субсидий. Кто эти "счастливцы", будет число обвиняемых в том же самом расти? А ведь представитель Генпрокуратуры пояснил, что проверок по материалам Счетной палаты о фактах вывода средств из госсубсидий в оффшоры еще не проводила!.. А когда проведет – что начнется?!

Увы, и Вячеслав Тельнов на просьбу о комментариях не отреагировал. Безусловно, это интригует. Негодование Александра Тютрюмова журналистской некомпетентностью понятно и объяснимо. Но журналистская некомпетентность иногда объясняется и тем, что компетентные органы не дают квалифицированных комментариев. А "в массах" идет разброд, шатание и брожение умов. И представления о происходящем самые фантасмагорические…
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О КИНО

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

По ту сторону льда: Cirque du Soleil в Северной столице
Юрий Поляков: "Музы никогда не заставляли пушки замолчать"
"Свет мой зеркальце скажи" или как читали "Университетские субботы" в Литературном институте

В Москве

"Эль Система" по-венесуэльски в московском "Зарядье"
Праздник и традиции в Рахманиновском зале
"Ипполитовка" жжёт!
Новости кино
ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть