Возможно ли стать артистом через объявление на "Авито"?
21 января 2025
"Главная роль" по пьесе Николая Коляды "Всеобъемлюще". Театр Вахтангова. Сцена "Студия". Режиссер Эльдар Трамов.
21 января 2025
Иван Жданов между строк
21 января 2025
Президентский фонд культурных инициатив продолжает прием заявок на грантовый конкурс
21 января 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

28 января 2022 14:10

Берлинский кинофестиваль: история и специфика

"Ревизор.ru" – о том, с чего начинался самый популярный в Европе кинопоказ.

Берлинский кинофестиваль. Фото: yandex.net
Берлинский кинофестиваль. Фото: yandex.net

Совсем скоро, с 10-го по 20-е февраля, пройдет 72-й Берлинский международный кинофестиваль. Жюри возглавит автор "Шестого чувства" и недавнего "Времени" М. Найт Шьямалан. "Ревизор.ru" решил вспомнить, с чего начинался кинофестиваль и тех кинодеятелей, которых на нем награждали. Отчасти взгляд в прошлое поможет понять, чего от фестиваля ждать сейчас.

Современный неамериканский фестивальный мир сформирован и поддерживается Международной федерацией ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF), под эгидой которой проводится в общей сложности 52 кинофестиваля. Самые популярные и знакомые зрителю – 15 конкурсных фестивалей игрового кино, которые проходят в Каннах, Венеции, Локарно, Шанхае, Токио, Варшаве, Монреале, Москве и других городах, включая Берлин. Берлинский кинофестиваль — или, как его еще называют, Берлинале — проводится раньше всех: в середине февраля. Вместе с Каннским и Венецианским он образует триумвират наиболее известных и востребованных европейских фестивалей, являясь самым молодым из них: старейший фестиваль FIAPF в Венеции стартовал в 1934 году, Канны – в 1946-ом, Берлин — в 1951-ом.

Берлинский фестиваль был организован странами-победительницами Второй мировой войны. Его основателем считают Оскара Мартая, американского комиссара, в задачи которого входило курирование немецкого послевоенного кинопроизводства. Первые Берлинале преследовали политическую цель — демонстрацию немцам американской культуры с подспудной мыслью о ее превосходстве. Так, самым первым фильмом, показанным в рамках Берлинского кинофестиваля, стала "Ребекка" (1940) Альфреда Хичкока. В 1956-ом году Берлинале была аккредитована FIAPF, и на смену немецкому судейству и общественному голосованию пришло интернациональное жюри, необходимое для официального фестиваля.

Уже тогда оформилась политика фестиваля, которой он придерживается до сих пор. Во-первых, это внимание к интеллектуальному и артхаусному кино, часто снятому в традиционной манере. В разные годы главный приз кинофестиваля, Золотого медведя, забирали Ингмар Бергман ("Земляничная поляна" — приз в 1958), Микеланджело Антониони ("Ночь" — 1961), Жан-Люк Годар ("Альфавиль" — 1965), Пьер Паоло Пазолини ("Кентерберийские рассказы" — 1972), а также Роберт Олтмен, Роман Полански, Витторио де Сика и другие авторы "фильмов не для всех". Во-вторых, это интерес к острополитическому кинематографу. Так, в 1970-ом году из-за картины Михаэля Ферхёвена "О.K." (о вьетнамской войне) разгорелся такой скандал, что жюри пришлось подать в отставку и отказаться от выдачи наград. Впрочем, в этом Берлинале не изменяет себе и по сей день: в 2019-ом Золотого медведя взял фильм "Синонимы", в центре сюжета которого — отказ от еврейской идентичности, а в 2020-ом — картина "Здесь нет зла" про смертную казнь в Иране.

Кадр из фильма «Синонимы» (2019) #3329366 (kinopoisk.ru)

После конфликта вокруг "О.К." организаторы Берлинского кинофестиваля решили пересмотреть его устройство. Была создана новая секция — "Международный форум молодого кино", на котором рассматривались экспериментальные картины. В рамках форума в свое время состоялись показы восьмичасовой документалки "Тайга" (1992) Ульрике Оттингер и небезызвестного "Сатанинского танго" (1994) — семичасовой черно-белой драмы венгерского классика Беллы Тарра. Тогда же Берлинский фестиваль начал внимательнее следить за продукцией киностудий Восточного блока. В 1977-ом Золотой медведь достался Ларисе Шепитько и её драме "Восхождение". Во второй — и последний на данный момент — раз Золотой Медведь отправился к нам благодаря Глебу Панфилову. Его "Тема" взяла приз в 1987-ом.

Лариса Шепитько (в центре) на вручении. Фото: yandex.net

Сейчас Берлинале — крупнейший фестиваль в Европе, продажи билетов здесь доходят до отметки в триста тысяч. Этому во многом способствуют проводимые в рамках фестиваля мероприятия "Европейского кинорынка" (EFM), который, наряду с кинорынками в Каннах и Америке, является одним из трех важнейших событий для людей из киноиндустрии. В 2020-ом году здесь было представлено свыше семисот фильмов, а 600 дистрибьюторов и продавцов работали с 1700 покупателями кинокартин.

Глеб Панфилов с Золотым Медведем. Фото: vm.ru.

На Берлинском кинофестивале вручается большое количество разнообразных наград. Их условно можно поделить на те, которые присуждает основное жюри, и те, которые присуждают иные лица и организации: "Международная ассоциация кинокритиков" (FIPRESCI), "Международная федерация кинотеатров" (CICAE), газета "Berliner Morgenpost" и другие. Важнейшими, впрочем, остаются именно медведи, вручаемые основным жюри: вышеупомянутый Золотой и несколько Серебряных. Серебряными медведями награждают за лучшую режиссуру, лучший сценарий, выдающиеся достижения, а также за главную и второплановую роль (в 2021-ом на Берлинале отказались от гендерного разделения) и за второй лучший фильм года (Гран-при Жюри).

В копилке отечественных мастеров три Гран-при Жюри: призы забирали Александр Аскольдов ("Комиссар" — награжден в 1988), Кира Муратова ("Астенический синдром" — 1990) и Виктор Аристов ("Сатана" — 1991). Серебряного медведя за режиссуру получали Сергей Соловьев ("Сто дней после детства" — 1975) и Георгий Шенгелая ("Путешествия молодого композитора" — 1986). Актерских медведей (задолго до гендерно-нейтрального приза) получали Евгения Глушенко ("Влюблен по собственному желанию" — 1983) и Инна Чурикова ("Военно-полевой роман" — 1984), а также Анатолий Солоницын ("Двадцать шесть дней из жизни Достоевского" — 1981), Григорий Добрыгин и Сергей Пускепалис (оба за "Как я провел этим летом" в 2011-ом). Наконец, еще трижды Золотой (да, здесь тоже золотой) медведь отправлялся в Россию благодаря конкурсу корометражного кино: в 1993-ем, 1996-ом и 1999-ом.

Кадр из фильма «Как я провёл этим летом» (2010) #1231805 (kinopoisk.ru)

Берлинский кинофестиваль уже объявил программу на 2022-ой год. В основном конкурсе состоятся премьеры новых фильмов Франсуа Озона ("Peter Von Kant"), Клер Дени ("Feu") и Ульриха Зайдля ("Rimini"). В секции Berlinale Special покажут свежие проекты Квентина Дюпье ("Incroyable mais vrai") и Дарио Ардженто ("Occhiali neri"). Мы же пристальнее всего будет следить за программой Encounters, куда вошла картина Александра Золотухина "Брат во всем".
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Возможно ли стать артистом через объявление на "Авито"?
"Главная роль" по пьесе Николая Коляды "Всеобъемлюще". Театр Вахтангова. Сцена "Студия". Режиссер Эльдар Трамов.
Иван Жданов между строк

В Москве

Финал фестиваля "Танцуй и пой, моя Россия!" пройдет в Кремле
Минкультуры России наградило лауреатов Всероссийского конкурса молодых ученых в области искусств и культуры
Фестиваль "Школьная Классика" - расписание спектаклей в Москве
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть