Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024
"ДУБРОВСКИЙ" Александра Пушкина в театре "Сатирикон" (Дворец на Яузе). Режиссер Яков Ломкин.
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"Дрянь" Фиби Уоллер-Бридж: от 12-минутого стендапа до сериала, покорившего мир и "Золотой глобус"

О том, как формировался знаковый сериал последних лет: от которой импровизации – через пьесу и театральный успех – до сериала для BBC, удостоившегося сразу двух премий "Золотой глобус"

Фото: из открытых источников
Фото: из открытых источников

Пожалуй, Фиби Уоллер-Бридж – одна из самых перспективных драматургов и сценаристок не только Англии, но всей англоговорящей Европы. Её пьеса, а затем и сериал "Fleabag" (дословно с английского – "рассадница блох"), на русскоязычной почве более известный под названием "Дрянь", принесли автору не только карьерный успех, но и всеобщее признание. Разберёмся, в чём кроется секрет "Дряни", и установим, почему этот сериал так актуален для современного зрителя.

История персонажа началась 15-го ноября 2012-го года: Уоллер-Бридж вышла на скромную сцену театра, где представила 12-минутный монолог о девушке без имени, которую все называют Дрянью. На тот момент её биография не была проработана: она была женщиной среднего возраста в современной Англии, которой не везёт в любви, бизнесе и семейных отношениях. В сущности, основная суть истории не была изменена, но расширение до полноценной пьесы позволило раскрыть персонажа глубже, обнажить его внутренний конфликт и представить его в поистине трагикомическом ключе.
 
После представления стендапа почти все зрители предложили автору переработать монолог в пьесу – цельная работа была представлена на сцене театра Сохо, режиссёром постановки выступила Вики Джонс, а Уоллер-Бридж исполнила главную роль в моноспектакле – спустя несколько лет она также сыграет свою героиню в сериале для BBC.

Фото: из открытых источников
 
Кто такая Дрянь? Зацикленная на сексе и себе самой женщина, взволнованная собственной жизнью и словно запутавшаяся в ней. Не так давно её близкая – и единственная – подруга "случайно свела счёты с жизнью" и оставила на Дрянь их общий бизнес: тематическое кафе, посвящённое морским свинкам. Современная женщина в современном городе, Дрянь пытается держаться на плаву: найти спонсоров для развития кофейни, наладить отношения с сестрой, отцом и его новой женой, разобраться в своей личной жизни и сделать выбор: случайные сексуальные связи становятся против отношений с молодым человеком. Если добавить изрядную долю первоклассного британского юмора и трагизма, временами достигающего поистине шекспировского масштаба, мы получим общий абрис пьесы и первого сезона сериала.
 
Фото: из открытых источников
 
Телекомпания "BBC Three" обратилась к Уоллер-Бридж с предложением новой метаморфозы в истории Дряни: теперь пьеса должна была стать сериалом для телевидения. Это не удивительно, учитывая, с каким успехом "Дрянь" шла в театре: залы были заполнены на каждом показе, и зрители заворожённо наблюдали за раскрытием истории, повествуемой одной актрисой и записью голосов, звучащих из динамиков. Стоит отметить, что пьесу можно посмотреть и сейчас – специально для проекта "Theatre HD" была произведена запись одного из лучших прогонов спектакля, что хорошо: сейчас Уоллер-Бридж слишком занята созданием новых проектов, и у неё не так много времени на отыгрывание роли в театре. В настоящее время выходи её новый сериал "Беги", а "Убивая Еву" насчитывает четыре сезона и вот уже несколько лет приковывает зрителей к экранам.
 
"Я одержима аудиторией. Как завоевать её, почему некоторые вещи так цепляют её внимание, как представить историю и удивить смотрящего, что различает людей в зрительном зале… Для меня это театральный спорт – и я на крючке", – пишет Уоллер-Бридж в предисловии к первому печатному изданию пьесы. В сериале эта одержимость также нашла свой выход: на протяжении всего повествования Дрянь рушит четвёртую стену и ведёт диалог со зрителем. Мастерство актёрской игры Бридж здесь только закрепляет особый эффект – то, как она корчит рожицы в камеру во время серьёзного разговора с сестрой, показывает и отношение героини к происходящему, и её внутренний мир – мимика во многом открывает нам Дрянь с той стороны, которая не переводится в язык слов. Таким образом, её история не замкнута в собственном развёртывании, а является скорее исповедью, нежели простой игрой. Вся трагедия Дряни раскрывается не столько сюжетно, сколько через ряд других способов, в том числе и чисто кинематографического характера: взаимодействие с аудиторией, сочетание трагического и комического. "Смех сквозь слёзы" в отношении "Дряни" – не просто красивое выражение; эта фраза лучше всего описывает происходящие на экране, в пространстве пьесы.
 
Фото: из открытых источников
 
В основу первого сезона сериала легла вся – за вычетом нескольких деталей – пьеса, и Уоллер-Бридж не знала, что делать с проектом дальше. BBC просили её написать сценарий и сыграть главную роль во втором сезоне, но сценаристка не могла придумать ничего хорошего для развития проекта. Написание первого эпизода заняло у Бридж пять месяцев – много для двадцатиминутного эпизода, но достаточно, учитывая, какого качества получился второй сезон.
 
Основной зацепкой для создания продолжения стала разработка приёма разговора с аудиторией – в одном из интервью Уоллер-Бридж признаётся, что не собиралась снимать второй сезон до тех пор, пока к ней в голову не пришла идея о развитии это приёма. Не хочется пересказывать содержательную сторону этого изменения – во многом это испортит остроту ощущения при просмотре – но следует отметить, что этот приём не столько позволил продолжению сериала развиться, сколько завершил историю Дряни как персонажа – тонко, нежно, чувственно и с небольшой ноткой грусти.
 
Фото: из открытых источников
 
Несмотря на появление нового романтического увлечения в лице Священника, которого сыграл Эндрю Скотт, известный нам ещё по роли Мориарти в сериале BBC "Шерлок", характер Дряни не изменился: она – всё та же современная женщина, справляющаяся с проблемами и пытающаяся держаться на плаву. "На самом деле, я создала эту историю только для того, чтобы Эндрю Скотт поцеловал меня", – шутит Уоллер-Бридж в одном из интервью. Эта романтическая линия не была ожидаемой: динамика персонажей настолько далека от классического развития отношений на телеэкранах, что удивляет каждым следующим поворотом на линии своего развития. В этом – очередная заслуга Бридж: сразу видится её умение создавать ярких персонажей, подобных которым мир до этого не видывал, тяга к созданию ситуаций, граничащих с абсурдом – или гениальным завершением лучших трагедий.
 
Второй сезон "Дряни" получился сильнее первого – во многом благодаря этой неожиданной динамике, которая привела в движение сразу все составляющие сериала: семейную линию, романтическую, дружескую. Это отметило и жюри престижной кинопремии "Золотой глобус": сериал получил награды сразу в двух номинациях – "лучший сериал" и "лучшая женская роль", обогнав множество не менее известных массовых сериалов.
 
Фото: из открытых источников
 
В чём же секрет "Дряни"? Безусловно, персонаж и представления его истории в разных формах искусства сделали Фиби Уоллер-Бридж одной из самых перспективных драматургов, сценаристок и шоураннеров современности. Видится, что правда здесь на поверхности: она представила зрителю искреннюю, чувствительную историю, в которой юмористическое и трагическое начала сливаются в единый непрерывный поток, поданный без претензии, но громко и без лишней скромности. "Дрянь" говорит о проблемах, с которыми, пусть и не в такой гипертрофированной форме, сталкивался каждый из нас – но каким языком! Изящная простота сочетается здесь с неподдельной искренностью, во всём выдержан баланс: при временами "пошлом" содержании оно, однако, не подаётся пошло, и трагедийное здесь не вычурно, не чрезмерно.
 
"Если я чему и научилась, так это тому, что ты получаешь гораздо больше свободы от аудитории, если можешь заставить её смеяться. Сила комедии поразительна для меня – как она может обезоружить аудиторию и оставить её открытой, чувствительной. Я хотела, чтобы драматическая история этой женщины запрыгнула в раскрытые, смеющиеся рты зрителей и нашла путь глубже – к сердцам смотрящих", – признаётся автор в завершении вступительной статьи к первому изданию пьесы. Сейчас можем точно сказать: её намерение осуществилось.
 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть