Александр Демьяненко вошел в историю мирового кино ролью Шурика в трех кинокомедиях Леонида Гайдая: "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика" и "Иван Васильевич меняет профессию". Демьяненко не был артистом одной роли, он много снимался и играл в театре – но образ Шурика оказался наиболее удачным.
Александр Демьяненко родился 30 мая страшного 1937 года в Свердловске. В жизни он тоже был немного "Шуриком" – интеллигентным юношей, в котором эмоции преобладали над рассудком. Тягу к актерской профессии мальчик почувствовал в себе еще в детстве. Был эпизод, когда приёмная комиссия МХАТа приехала в Свердловск набирать студентов. Александр Демьяненко пошел на прослушивания, но так разволновался, что не произвел на экзаменаторов впечатления… О творческом пути Александра Демьяненко "Ревизор.ru" уже
рассказывал. Ему все же удалось окончить ГИТИС. Большую часть своей артистической жизни актер провел в Ленинграде.
Еще до "Шурика" существовала опасность, что Демьяненко останется заложником образа, сформированного режиссерами в его дебютных картинах – "Ветер" и "Карьера Димы Горина". Щуплый мальчик из "приличной семьи", оказавшись в непривычных условиях, требующих жесткости и выносливости, совершает подвиг… Такой "комсомольский" посыл был присущ советскому кино.
Кадр из фильма "Карьера Димы Горина". Фото: sheksna.all-rf.com
В 1960-х годах Демьяненко снялся в двух детективах, вышедших на "Ленфильме": "Порожний рейс" 1962 года (журналист помогает распутать экономические махинации) и "Государственный преступник" (молодой следователь "вычисляет" военного преступника). В этих картинах Александр Сергеевич изображал принципиально другие типажи. Положа руку на сердце, многие ли помнят сегодня эти картины с "брутальным" Демьяненко?.. Кстати, он участвовал и в первой экранизации "Угрюм-реки" Вячеслава Шишкова, осуществленной Свердловской киностудией. Там он изображал комичного и лживого приказчика Илью Сохатых. В массовом сознании первая "Угрюм-река" – это "фильм с Епифанцевым и Чурсиной". Большинство, кажется, даже не в курсе, что в нем задействован еще и Демьяненко.
А вот плод сотрудничества Александра Демьяненко с Леонидом Гайдаем никому представлять не надо. Чего широкие слои населения не знают о Шурике – это то, что на роль пробовались более сорока актеров, включая Виталия Соломина и Евгения Жарикова. То, что он первоначально звался Владик, но режиссер в разгар съемок с участием Демьяненко последовал чьему-то совету переименовать героя. Так Александр Демьяненко вошел в кино под своим собственным именем. Недаром оно "приросло" к персонажу. И еще один любопытный факт. Демьяненко от природы был черноволосым. Растрепанная белокурая шевелюра Шурика – результат многократного перекрашивания. Процесс был крайне болезненным и в целом неприятным. О нем с огорчением рассказывал позже сам актер – ему всю кожу на голове сожгли варварскими кинематографическими красками. Но нельзя не признать, что светлый цвет волос лучше подходит образу Шурика…
Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию". Фото: Яндекс.Дзен
Шурик был ярким типажом 1960-х годов – студент-технарь, честный, принципиальный, ответственный, стремящийся узнавать новое и приносить пользу стране: ведь он активно занимается общественной работой и даже собирает фольклор, что, казалось бы, очень далеко от политеха… В основной деятельности он тоже совершает прорыв – изобретает машину времени и забрасывает в социалистическую Москву царя Ивана Грозного. С одной стороны, очень жаль, что Леонид Гайдай остановил "приключения Шурика" на юмористической фантастике "Иван Васильевич меняет профессию". С другой стороны, если вдуматься, понятно, что в более поздние эпохи этому наивному идеалисту делать было уже нечего… Кинематограф 1970-х даже в комедиях становился все более саркастичным, а его персонажи – все менее возвышенными.
О 1980-х уже и говорить нечего. В конце 1980-х на большие экраны вышел фильм "Где находится нофелет?", в котором Владимир Меньшов сыграл в своем роде "постаревшего Шурика" – талантливого инженера, поглощенного своей работой, а в частной жизни застенчивого настолько, что его на пятом десятке приходится буквально "женить". Сразу после выхода фильма кинокритики отметили инфантильность образа Паши. О Шурике говорили совсем в других категориях: обаяние, искрометность, доброта… А студентам Шурику и Лиде (которых сыграли вполне уже взрослые Александр Демьяненко и Наталья Селезнева) поставили памятники возле вузов в нескольких городах России. По сути, милашка Шурик был типичным героем своего времени. Да, он не перешел в следующие эпохи – но как образ "шестидесятничества" стал бессмертным.
Кадр из фильма "Сказки старого волшебника". Фото: fishki.net
Меж тем актер Демьяненко не зацикливался на образе Шурика. Он много занимался дубляжом, с 1984 года до последних дней был артистом петербургского Театра комедии имени Н. П. Акимова, сотрудничал с телевидением в редком жанре телевизионного моноспектакля (в том числе детективного, по произведениям Ф. Дюрренматта и Ж. Сименона). В 1968 году на ленинградском телевидении Александр Сергеевич в качестве кинорежиссёра поставил короткометражку "Святая ложь"по одноименному рассказу Александра Куприна, трогательному и пронзительному. В 1980-х годах фильмы с участием Александра Демьяненко выходили вообще "косяком". Назову, к примеру, двухсерийный телефильм "Сказки старого волшебника" 1984 года – осовремененная музыкальная версия сказок Шарля Перро, где Александр Сергеевич сыграл Людоеда. Фильмография Демьяненко насчитывает почти 350 работ!.. Как же так вышло, что "на слуху" в основном Шурик?.. Наверное, потому, что это была лучшая роль замечательного артиста.