Олег Стриженов. Фото: kino-teatr.ru
Олег Стриженов родился 10 августа 1929 года в дальневосточном Благовещенске в семье офицера, прошедшего Гражданскую войну, а в дальнейшем воевавшего на фронтах Великой Отечественной, и учительницы, бывшей "смолянки". Судя по всему, аристократизм Олега Александровича – потомственный. Красотой и "породистостью" отличался и родной брат Олега Глеб Стриженов (1925—1985). Вместе с ними в семье рос единоутробный брат Борис Стриженов, будущий летчик, которому суждено было погибнуть под Сталинградом.
Кадр из фильма "Мексиканец". Фото из открытых источников.
С 1935 года семья Стриженовых жила в Москве. Олег Александрович вспоминал, что жизнь была прекрасна, пока не началась война. 22 июня застало подростка в подмосковном пионерском лагере, откуда ребят вернули домой в июле "ровно к первой бомбёжке", как говорил артист. Военные будни для Олега слились в сплошную черную полосу: ежедневные бомбежки, свист падающих бомб, грохот взрывов, голод, карточки, очереди, мороз и буржуйка как средоточие жизни. Семиклассником Олег пошел работать помощником механика в Научно-исследовательский кинофотоинститут, а в 16 лет попал на трудовой фронт — строил Павелецкий вокзал и прокладывал железную дорогу для электричек, прямо как Павка Корчагин, которого ему не довелось сыграть в актерском амплуа. Олег Стриженов блистательно изобразил других революционеров – Артура Бертона (Овода из одноименного романа Этель Лилиан Войнич) и Фелипе Риверу – бунтаря из рассказа Джека Лондона "Мексиканец". Удачнейшими фильмами в творчестве Олега Стриженова специалисты считают ленты "Овод", "Сорок первый" (специальный приз X Каннского кинофестиваля 1957 года), "Белые ночи" (признан Британским киноинститутом одним из лучших фильмов 1960 года), "Звезда пленительного счастья" и "Приступить к ликвидации".
Олег Стриженов в фильме "Овод". Фото из открытых источников.
После войны Олег Александрович поступил на художественно-бутафорский факультет Московского театрально-художественного училища, во время учебы подрабатывал рисованием плакатов, а потом… "заразился" театром и решил стать не бутафором, а артистом. Старший брат Глеб посоветовал ему поступить в "Щуку". Олег послушался, в 1949 году отнес туда документы на актёрский факультет и поступил с первого раза. Училище юноша закончил в 1953 году и стал актёром Государственного русского драматического театра Эстонской ССР в Таллине (сегодня Русский театр Эстонии). Этой сцене Олег служил в течение всего одного сезона. Но короткий таллиннский период оказался для него судьбоносным. Кто-то из киногруппы фильма "Овод" посетил спектакль "Без вины виноватые" в Русском драматической театре города Таллина и увидел в нем Стриженова. Его рекомендовали на роль главного героя. Постановщик фильма Александр Файнциммер решительно отклонил кандидатуру по фотографии. Однако затем он отсмотрел множество проб, не нашел ни одного подходящего артиста и вызвал из Таллина Олега Стриженова. Дальнейшие события показали, что его Овод получился идеальным. Журнал "Советский экран" в 1957 году признавал:
"Стриженову удалось не только внешне воспроизвести облик Артура-Овода, но и, что самое важное, зажить мыслями и чувствами своего героя, усвоить его манеру думать, чувствовать, действовать".
Кадр из фильма "Сорок первый". Фото из открытых источников.
"Овод" задал Стриженову направление. После замеченного и зрителями, и специалистами дебюта в этой героико-революционной драме на молодого артиста посыпались предложения интересные, но одноплановые. Фелипе Ривера в "Мексиканце" – тоже член подпольной организации, борющейся за независимость Мексики. К слову, Олег сыграл в этом фильме две роли – помимо центрального образа юного борца революции, зарабатывающего деньги на неё на боксерском ринге (всех восхищало, как артист дрался), он изобразил в эпизодах его пожилого отца. Фильм "Сорок первый" по одноименному рассказу Бориса Лавренева, страшной истории про "революционную мораль", которая заставляет женщину убить своего возлюбленного из-за классовых различий и противостояния гражданской позиции, в советском кинематографическом исполнении превратился тоже в героико-ревлюционный пафос. Только Стриженов был уже не революционером, а "беляком", поручиком Говорухой-Отроком. "Красную" снайпершу Марютку играла Изольда Извицкая. На пробах с этим дуэтом конкурировала пара Юрия Яковлева – Светланы Харитоновой, режиссер Григорий Чухрай выбрал нашего героя и не прогадал. Впоследствии киновед Исаак Шнейдерман напишет:
"Идеальное совпадение внешних данных и нервной организации актёра с требованиями роли — счастливый фундамент образа, созданного талантливым, умным трудом. Стриженов постиг душу роли. Располагая урезанным, "спрессованным" текстом, не вместившим ряда важных тем, он восполнил потери и нужное досказал без слов, всей правдой существования на экране". Недаром эту ленту высоко оценили в Каннах, преподнеся ей специальную премию с формулировкой "За оригинальный сценарий, гуманизм и высокую поэтичность". Французская публика окрестила Олега Стриженова "советским Жераром Филипом". Справедливо: Жерар Филип – один из красивейших актеров-мужчин в мире.
Кадр из фильма "Капитанская дочка". Фото из открытых источников.
Череда подобных лент составила Стриженову репутацию одного из самых романтических героев советского кинематографа. Укрепили это мнение роли купца и путешественника Афанасия Никитина в советско-индийском фильме "Хождение за три моря", Петруши Гринева в экранизации пушкинской "Капитанской дочки", декабриста Павла Бестужева в фильме "Северная повесть" на основе повести Константина Паустовского (впрочем, за последний образ Стриженова разбранили, сочтя, что он работал не в полную силу). Также запомнились публике герои Стриженова в фильмах "Белые ночи", "Оптимистическая трагедия", "Третья молодость", "Неподсуден" и, конечно же, экзотичном для советского кино почти что боевике "Приступить к ликвидации" по роману Эдуарда Хруцкого "Четвёртый эшелон", где Олег Александрович воплотил в жизнь образ милиционера.
Третья жена Олега Стриженова, Лионелла, бывшая Пырьева, рассказывала, что именно она убедила супруга сняться в этой роли. Олег Александрович отнекивался:
"Какой же из меня мент?!" Я ему предложила: "А ты покажи, каким должен быть милиционер". И он действительно своей ролью в этом фильме создал своеобразный эталон человека в погонах". Совпало: в год выхода на экраны "Приступить к ликвидации" была учреждена премия МВД, и Олегу Стриженову эту награду преподнесли первым.
Кадр из фильма "Приступить к ликвидации". Фото из открытых источников.
Из "героического" ряда как-то выбивается роль Олега Александровича в комедийной фантастике "Его звали Роберт" 1967 года. Точнее, у него там сразу две роли: учёного Сергея Сергеевича и человекоподобного робота Роберта, который носит облик своего создателя. Предполагалось, что робота запустят в дали Вселенной, чтобы не подвергать риску живых людей. Но до начала космической экспедиции Роберт оказался втянут во множество то комических, а то опасных приключений, в итоге у него "снесло крышу", и механизм пришлось пустить на регенерацию, а в полет готовить человека. Фильм развивает типичную "шестидесятническую" советскую идею о силе, даже всемогуществе человека, но пафос этой мысли скрадывается ироническим построением сюжета. И все равно Олег Стриженов в обличье робота Роберта превосходен!..
Олег Стриженов в фильме "Его звали Роберт". Фото: kino-teatr.ru
В конце 1980-х годов Олег Стриженов ушел из кино. Тогда отечественный кинематограф проходил переломный период: в нем стало много "бытовухи", незамысловатых комедий, пошлости и анекдотов. Артист не видел для себя подходящего материала, а сниматься в плохом кино откровенно хотел. Только в начале "нулевых" Олег Александрович вернулся на экран и принял участие в создании сериала "Пять звёзд". К сожалению, сериальные роли по глубине, насыщенности эмоциями и раскрытию актерского мастерства редко могут конкурировать с работами в полных метрах. Поэтому Олег Стриженов навсегда останется для поклонников своего безусловного таланта, а также неотразимого шарма, поручиком Говорухой-Отроком и Петрушей Гриневым.
В субботу, 10 августа, телеканал "Россия-Культура" выпускает в эфир специальные показы в честь юбилея живой легенды. Так, в 16:10 зрители увидят документальный фильм из цикла "Острова", в котором мастера экрана будут говорить о творческой манере знаменитого коллеги: Вячеслав Шалевич, Сергей Безруков, Людмила Максакова, Ольга Сошникова. Там же будет рассказано о личной и семейной жизни артиста, на экране появятся жена Лионелла Стриженова, сын Александр Стриженов, невестка Екатерина Стриженова, внучки Анастасия и Александра и, в виде фото, правнуки, три отпрыска Анастасии. Сегодняшние документальные фильмы с участием Олега Стриженова показывают: он сохранил красоту и аристократизм и в старости.
Редакция "Ревизора.ru" поздравляет Олега Александровича с юбилеем, желает долгих лет счастливой и наполненной смыслом и интересом жизни, любви близких и обожания зрителей.