Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

9 января 2024 19:01

Сто лет со дня рождения Сергея Параджанова

Как кинорежиссёр он считается родоначальником "новой советской волны".

Сергей Параджанов. Постановочная фотография "За решеткой". 1984 год. Фото: Юрий Мечитов / РГ.
Сергей Параджанов. Постановочная фотография "За решеткой". 1984 год. Фото: Юрий Мечитов / РГ.

Сегодня, 9 января 2024 года – ровно сто лет со дня рождения советского кинорежиссёра, сценариста, художника Сергея Иосифовича Параджанова (1924 – 1990). Именно он снял в 1960-х годах культовые фильмы "Тени забытых предков" и "Цвет граната", которые снискали ему славу одного из основателей "новой советской волны" в части "поэтического кинематографа".

Сергея Параджанова от рождения звали Саркис Овсепович Параджанян. Он родился в Тифлисе (нынешнем Тбилиси) в армянской семье, в которой был третьим ребенком и единственным сыном. Надо отметить, что отец мальчика торговал антиквариатом. Некоторые исследователи полагают, что взросление в такой обстановке сформировало эстетическое чутье и мировоззрение режиссера Параджанова.

Мальчик получал среднее образование в русской школе, где, при общих посредственных успехах, проявлял интерес к гуманитарным предметам, естествознанию и рисованию. Режиссер всю жизнь хорошо рисовал. Сергей Параджанов известен и как мастер изобразительных искусств: после него остались рисунки, коллажи, инсталляции, скульптуры, эскизы к кинофильмам, коллажи. Многие из этих работ хранятся теперь в Доме-музее Параджанова в Ереване.


Кадр из фильма "Тени забытых предков". Фото: cinepromo.ru

А ещё кинематографист умел делать кукол. Этому он научился, когда после школы работал на тбилисской фабрике "Советская игрушка". Недаром во многих картинах Параджанова фигурируют куклы. Также Сергея с детства привлекали музыка и пение. Недаром одно из его почти законченных образований было консерваторским. Во время войны Параджанов поступил в Тбилисскую консерваторию и брал параллельно уроки танцев. Этого хватило, чтобы участвовать в концертах в госпиталях. После Великой Отечественной войны Сергей Параджанов перевелся в Московскую консерваторию -  и тут его привлек кинематограф, и дальнейшая творческая биография пошла по данной стезе.

На режиссёрском факультете ВГИКа Параджанов состоял в мастерской Игоря Андреевича  Савченко и входил в группу тех учеников мэтра, при помощи кого тот снимал фильмы "Третий удар" и "Тарас Шевченко". По некоторым воспоминаниям, именно Параджанов предложил на роль Шевченко тогда ещё молодого актёра Сергея Бондарчука. К сожалению, в разгар работы над фильмом о "кобзаре" Савченко внезапно умер, и заканчивать картину пришлось его ученикам. В их числе также был Сергей Параджанов.

К сожалению, имя Сергея Иосифовича в культурной истории нашей страны связано не только с художественными прорывами, но и с политическими преследованиями. Первое "дело", в котором он оказался замешан, развернулось в 1948 году: обвинение главы Грузинского общества культурных связей Н. М. Микавы в идеологических отступлениях. В этом обществе состоял Параджанов. Политические обвинения смешивались с преследованием по обвинениям в нетрадиционных отношениях. Но тогда молодого кинематографиста, благодаря вмешательству крупных деятелей культуры, вскоре освободили из-под ареста.  Похожая ситуация повторилась в 1974 году, и тогда уже Параджанов был лишен свободы на четыре года. Что касается семейной жизни, то Параджанов был женат дважды: в первый раз на девушке из татарской семьи. Брак завершился трагически: как говорил сам Сергей Иосифович, его жену убили родственники за "вероотступничество". Во второй раз – на дочери советского дипломата. Тут уже супруги, как говорится, "не сошлись характерами".

Лучшими работами Сергея Параджанова считаются эпические кинополотна "Тени забытых предков" о жизни гуцульского села и истории влюбленных – тамошних "Ромео и Джульетты", и "Цвет граната" о прославленном армянском ашуге Саят-Нова, который замышлялся и начинался под таким названием. Однако вмешалась цензура, и фильм о Саят-Нове доснимал другой режиссер… Приходится признать, что Сергею Параджанову не раз запрещали снимать то, что он хотел, и так, как он хотел. Что усугубляло его недовольство культурной политикой в СССР. Параджанова не причисляют к открытым и непримиримым диссидентам; однако его биография в части отношений с властью складывалась, скажем так, сложно. Многие сценарии, написанные Параджановым, так и не были допущены к съемкам. Становится немного понятнее, почему он в 1984 году позировал на "нестандартной" фотографии, которую назвал однозначно: "За решеткой".


На съемках фильма "Саят-Нова". Фото: А. Кочар / РИА Новости / РГ

Поздний период творчества Сергея Параджанова начался в 1983 году, после отбывания наказания, и состоял в основном из романтических и исторических работ. Он создал фильмы "Легенда о Сурамской крепости", "Ашик-Кериб" на основе одноименного армянского сказания, превращенного в литературное произведение Михаилом Лермонтовым. Также он мечтал снять автобиографический фильм "Исповедь". Работа над ним началась в 1989 году. А год спустя Сергей Иосифович умер от рака легких, так же его "Исповедь" осталась незаконченной…

Критики находят в наследии Параджанова такие черты, как этнографичность, мистичность, изобразительная выразительность, живописность, пластика, образность, тонкий психологизм, ёмкая лаконичность, поэтичность. Режиссер был новатором и в техническом плане: он применял смену цветных и черно-белых эпизодов, экспериментировал с фильтрами и эффектами "соляризации" (освещения), и в целом создал действительно уникальный и поэтичный кинематографический язык, который никому еще не удалось повторить.

Сегодня, в день векового юбилея Сергея Параджанова, "РГ" посвятила ему материал "Я отомщу миру любовью". На большую часть статья состоит из высказываний мастера. Среди них есть мудрые слова: "Самое страшное – прозевать прекрасное".

К счастью, отечественный кинематограф все же не "прозевал" творчество режиссера.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть