Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

15 апреля 2024 12:58

"Удивительно вкусно, искристо и остро": какими топосами славится русское немое кино. Часть 1.

Первая часть большой статьи о немом кинематографе: сколько в фильмах страдали, воображали себя древними греками и пили шампанское.

Кадр из к/ф "Грёзы" (1915). Все коллажи составлены автором.
Кадр из к/ф "Грёзы" (1915). Все коллажи составлены автором.

Когда смотришь на вековое дерево, невольно задумываешься: какие же у него, должно быть, глубокие корни. В литературе таковыми корнями являются топосы. Под "общими местами" (так слово буквально переводится с древнегреческого) учёные подразумевают устойчивые образы и мотивы, позволяющие объединять те или иные произведения на основе типологического сходства. Подобным образом можно объединить и немые фильмы дореволюционной России, а также некоторые фильмы ранней советской эпохи, в которых всё, как говорится в знаковом стихотворении Игоря Северянина, "удивительно вкусно, искристо и остро": может быть, без ананасов, но точно с шампанским.

Откуда в немом кинематографе возникают топосы — и какие из них являются наиболее характерными? Разберёмся, ориентируясь на киноленты 1910—1920-х годов.
 
В рассматриваемый период кинематограф только зарождается и оформляется, проходя определённые этапы становления: начиная с приобретения отдельно взятым торговым домом окупаемых декораций и/или реквизита, которые можно было бы потенциально использовать в нескольких фильмах, — и заканчивая выбором сюжетов, которые преимущественно сводятся к единой драматургической структуре.


 
Во многих фильмах той эпохи мы сталкиваемся с событийным рядом, неразрывно связанным с темой несчастья, что позволяет, в частности, выявить целую череду типических сцен-"страданий", где, как правило, двое выясняют отношения. Например, в фильме "Дети века" (1915), в сцене ссоры, женщина заламывает руки, плачет, демонстративно закрывает ладонями лицо, настойчиво отталкивает мужчину, и тот поворачивается к ней спиной, безнадёжно хватаясь за голову… При этом все описанные действия происходят в течение всего лишь десяти секунд экранного времени. Порой страдание столь экспрессивно, что достойно крупного плана, как в фильме "Жизнь за жизнь" (1916), когда вдова Хромова успокаивает захлёбывающуюся в рыданиях дочь Мусю.
 
И, конечно, любой уважающий себя режиссёр доведёт киногероя до… смерти. Мотивировкой гибели может служить не только любовь ("Миражи", 1916, реж. Пётр Чардынин), но и искусство ("Умирающий лебедь", 1917, реж. Евгений Бауэр), и потустороннее зло ("Сатана ликующий", 1917, реж. Яков Протазанов; тут приходится верить восстановленной надписи, поскольку финал кинокартины не сохранился: "…мать Сандро, стремясь оградить от греха душу сына, проникает в картинную галерею, сжигает опасную картину и умирает. Сандро, освобождённый от злых чар, соединяет с Ингой свою судьбу").
 
Равносильная смерти заключительная нота — ослепление ("За счастьем", 1917; реж. Евгений Бауэр), безумие ("Пиковая дама", 1916; реж. Яков Протазанов). Мотив несчастья навязчив, повторяется из фильма в фильм, но именно он словно бы даёт тот накал страстей, в котором нуждается немой кинематограф: иными способами попросту не компенсируешь его немоту. Поцелуи в подобных фильмах всегда страстные, словно бы в последний раз (таковой представляется одна из сцен фильма "Дети века"). Заданный, избитый финал динамичен только лишь за счёт выразительности эмоции.
 
Пластике действующих лиц присущ излом. Показательно, что и театральные представления, периодически включаемые в фильмы с целью осуществления приёма "сцены на сцене" (точнее — "театра в кинотеатре"), не лишены манерности. В фильме "Грёзы" (1915), в эпизоде с фрагментом оперы Мейербера "Роберт-Дьявол", мы видим мистическое действо, насыщенное мортальными мотивами: дьявол проходит через кладбище, и покинувшие свои гробы покойницы грациозно исполняют перед зрителями диковинный танец. Вспоминается эпизод из чеховской "Чайки", где Аркадина, насмехающаяся над образом "дьявола, отцом вечной материи" в спектакле Треплева, характеризует постановку сына как "что-то декадентское". Нередок и восточный флёр — как в танцах из фильма "Сумерки женской души" (1913) и "Дитя большого города" (1914).

 
Хотя было бы несправедливо умолчать, что в Серебряный век существовал интерес к эстетике отнюдь не только модерна, но и классицизма. Об этом свидетельствует фильм "Жизнь за жизнь" (1916), где влюблённые князь Бартинский и Ната Хромова фантазируют, будто "любили друг друга", как то указано в интертитрах, "много веков тому назад". Ваза с экзотическими растениями, колонны, античные одеяния: в эпизоде любви грека и гречанки есть все необходимые классицистические приметы, даже если возлюбленный — не бог света с обложки литературного журнала "Аполлон", оформленной в том же ключе. Отсылка к Древней Греции значима для восприятия финала кинокартины через призму трагедий классиков, где первостепенны вопросы довлеющего рока и в то же время ответственности за свои поступки: вдова Хромова, родная мать Муси и приёмная мать Наты, застреливает князя Бартинского, мужа Муси, за порочную связь с Натой — тоже замужней женщиной. Но в дореволюционных фильмах античное начало прослеживается на уровне сюжета, тогда как визуализация, прежде всего, связана именно с модерном.

 
Действие в большинстве фильмов эпохи разворачивается в богемной обстановке. Дом непременно богатый, с роскошными входными дверьми из дерева со стеклянными вставками в духе модерна, с парадной лестницей, и гости такого дома могут позволить себе приехать на автомобиле ("Дитя большого города", 1914).

 
В богатом доме — прислуга, которая встречает каждого гостя — и держит мнение о нём при себе ("Немые свидетели", 1914).

 
Интерьеры — помпезные. С дверными и оконными проёмами à la russe — и в то же время со строгим письменным столом, как то подобает деловому человеку ("Грёзы", 1915; "Дети века", 1915); непременно с камином, за которым можно вальяжно читать ("Грёзы", 1915; "После смерти", 1915); с резной мебелью ("За счастьем", 1917) и с удобными креслами ("Жизнь за жизнь", 1916).

 
Растения — экзотические, даже если действие происходит не на юге ("Дитя большого города", 1914; "Крейцерова соната", 1914).


 
Хозяева не обходятся ни дня без алкоголя: что на светских раутах (например, в честь помолвки — в "Подайте, Христа ради, ей", 1916), что на свиданиях ("Дети века", 1915), что в домашней обстановке ("Тысяча вторая хитрость", 1915).

 
Довольно быстро, однако, кинематографические приёмы становились избитыми. О втором дыхании и о различиях между русским и западным кинематографом той поры — в следующей части статьи.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть