"Песнь летящей стрелы"
29 апреля 2024
Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

17 апреля 2024 12:45

"Удивительно вкусно, искристо и остро": какими топосами славится русское немое кино. Часть 3.

Третья (и заключительная) часть большой статьи о немом кинематографе: почему солнечный удар — это всегда про любовь, а Николай I — про запретную роль.

Кадр из к/ф "Умирающий лебедь" (1917)
Кадр из к/ф "Умирающий лебедь" (1917)

В русских кинолентах былых времён иногда не только "удивительно вкусно, искристо и остро", но и удивительно жарко. Конечно же, от любви. Или от страха. Или от того и другого вместе.

Кино всегда имеет литературную (в том числе сценарную) основу, а многовековая литература, в свою очередь, изобилует топосами. Нельзя не вспомнить кинематографический приём оживающего портрета, который появляется в экранизации повести "Портрет" Н. В. Гоголя (1915) как реакция на соответствующий образ в тексте.



Тем не менее, приём портрета впоследствии перестаёт ассоциироваться исключительно с Гоголем и приобретает самостоятельное значение в двухсерийном фильме "Сатана ликующий" (1917), где картина с изображением сатаны вызывает порыв страсти целомудренного пастора к сестре его покойной жены.

 
Интересен, пожалуй, и тот факт, что именно в российском кинематографе формируется топос, который окажется незаменимым в инструментарии кинорежиссёров последующих эпох. Если в литературе мотивы южной истории с её томной любовью и летним зноем твёрдо связаны с рассказами А. П. Чехова и И. А. Бунина, то в кинематографе похожую нишу занимают фильмы 1917 года — "За счастьем" и "Умирающий лебедь".



В южный кинематографический топос входят белые одежды, изобилие палящего солнца и — главное! — совершенно особое, сияющее освещение героини, которое подчёркивает её хрупкость, женственность: образ счастья стремительно находит средства своего выражения в кинематографическом языке.


 
Черты того же топоса можно встретить и в фильме, не связанном с югом: "Крейцерова соната" (1914), — но там, в отличие от кинолент "За счастьем" и "Умирающий лебедь", топос не разработан систематически, не пронизывает всё произведение.
 


Там, где есть совпадения, всегда есть и исключения из правил. Касается это, прежде всего, императорского топоса. Послереволюционный фильм "Отец Сергий" (1918) беспрецедентен в том плане, что в нём есть актёр, играющий роль императора Николая I. Для сравнения, в фильме "Трёхсотлетие царствования дома Романовых" (1913) есть эпизод с современниками императора, где Николая I изображает бюст, несмотря на то, что в предшествующих эпизодах роли монархов (Пётр I, Екатерина II, Павел I) сыграны актёрами. Петру I и вовсе посвящён отдельный фильм "Пётр Великий" (1910). Значительна роль Екатерины II в фильме "Княжна Тараканова" (1910). Но образ Николая I вплоть до 1918 года будто бы находился вне императорского топоса. Возможно, это связано с тем, что сам Николай I во времена своего правления, в 1837 году, наложил запрет на представление царей династии Романовых актёрами на театральной сцене. Как видно, дольше всего он длился в отношении его самого.

 
Ещё один пример — топос дворовый: в "Немых свидетелях" (1914) есть совершенно особый эпизод, где поначалу прислуга степенно проводит время на кухне барского дома, и где затем неожиданно появляется хозяин-фат, вокруг которого все тут же начинают хлопотать. В дореволюционных фильмах редко показывается изнанка жизни в столь яркой форме. Благодаря киноленте "Немые свидетели" прислуга обретает своё лицо, а спустя несколько лет и вовсе попадает в фокус всеобщего внимания в фильме с говорящим названием "Горничная Дженни" (1917), где обыгрываются социальные предрассудки. Барон не может соединить свою жизнь с прислугой, но может — с обнищавшей графиней, коей и оказывается скрывавшая своё происхождение горничная.

 
Именно совпадения и несовпадения позволяют прочувствовать раннее российское кино как некое единое явление, которое имеет свою логику развития. Из устаревших топосов возникают обновлённые, и в этом вечном цикле переосмысления простирается вся жизнь кинематографа.
 
В сущности, именно так ветви раскидистого дерева одним своим видом напоминают хитросплетённые корни.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Песнь летящей стрелы"
Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть