Он был уникальным философом-рассказчиком, киноповествователем, сентенции и моралите которого (а всякий его фильм буквально изобиловал ими) никак не раздражали и не вызывали досадного утомления, а, напротив, возбуждали мысль. То какой-то уж совершенно отчетливой (а бывало и грубой) парадоксальностью, то запрятанной под сотней покровов иронией (корни которой росли чуть ли не из античности), то вполне себе модным психоанализом (но в отношении целого социума), а то…просто утонченной поэзией (не зря он не только снимал кино, но еще и писал стихи).
Дитя Пармы на берегах ТибраРожденный в старинной и невероятно клерикальной Парме, воспетой бесконечно влюбленным в Италию писателем Стендалем в его славном романе, профессорский сын Бернардо детство и юность свои посвятил, впрочем, никак не религии, а изучению кино. А еще постигал нечто совсем религии противоположное – теорию коммунизма и сексуальную теорию Фрейда.
…Впрочем, и в Парме-то этого всего уже давным-давно не было. Зато в Римском университете, где обучался Бертолуччи, эти идеи витали в воздухе. Любознательный Бернардо не успел переступить порога университетской аудитории, как уже свел знакомство с самым известным на тот момент римлянином – сеньором Пазолини. Надо ли говорить, кем был в ту пору Пьер Паоло Пазолини? Европейским enfant terrible и властителем дум просвещенной молодежи, первым скандалистом планеты и знаменитым кинорежиссером, что наряду с "Евангелием по Матфею" (эдаким "левым" манифестом на библейскую тему) снял и нечто совсем противоположное - "Сало, или 120 дней Содома", где от Библии осталось лишь одно слово – Содом. Вместе с Пазолини молодой режиссер снимает картину "Аккатоне", после чего, прочно встав на рельсы собственной фантазии и драматургии, начинает творить уже в одиночку. Успех не заставил себя долго ждать.
Бернардо Бертолуччи и Пьер Паоло Пазолини на съёмках "Аккатоне" Фото: pinterest.com Соблазнил Брандо, показал гениталии…Снимавшийся очень мало и исключительно у себя на родине великий Марлон Брандо принимает приглашение Бертолуччи сняться в картине "Последнее танго в Париже", которая стала не только настоящим манифестом царившей тогда сексуальной революции, но и ее апогеем. Добавить после Бертолуччи воистину было уже нечего, и сама революция довольно быстро пошла на спад. В СССР фильм был категорически запрещен и оказался – наряду с "Эммануэль" Жюста Жэкина – в числе первых картин-видеокассет, которые ввозили в Советский Союз счастливые обладатели первых видеомагнитофонов.
Обладая чрезвычайно тонким и свойственным, пожалуй, лишь ему одному даром понимания кинематографической поэтики, Бертолуччи первым столь органично соединил две темы: социальное и интимное. Он исследовал (зачастую так пронзительно!) их взаимосвязь, при этом умея говорить с публикой об "этом" по-умному, пусть даже порой и более чем откровенно, но и всегда философски-деликатно.
Марлон Брандо и Бернардо Бертолуччи на съёмках "Последнего танго в Париже". Фото: reddit.com …и добрался до эпоса Наверное, самым известным и, осмелимся сказать, лучим фильмом Бернардо Бертолуччи стал знаменитый "Конформист", снятый по роману соотечественника-современника Альберто Моравиа. Еще не эпос, но уже первый шаг к нему, с Жаном- Луи Трентиньяном и Стефанией Сандрелли в главных ролях.
Эпос случится позже, когда режиссер решит снять картину про императора Пу И – последнего китайского монарха. Фильм так и назывался - "Последний император" - и вышел на экраны в 1987-ом году, спустя 20 лет после смерти властителя. Картина весьма отличалась от предыдущих картин итальянского режиссера куда более высоким градусом повествовательности и "широкодоступности" и получила не только 9 "Оскаров" и прекрасную критику, но и собрала огромную кассу. Ну а сеньор Бертолуччи уже окончательно перебрался в пантеон главных мировых небожителей кино и занял там одно из самых видных мест.
Фото: kinopoisk.ru Ускользающая - сквозь время - жизньБертолуччи всегда снимал мало. А после "Последнего императора", в ранге первой звезды и в венце победителя, он хотел и вовсе "отойти от дел". Но…
Он не был бы настоящим буддистом (а в последние годы своей жизни Бертолуччи в той или иной мере относил себя к последователям этого религиозного течения), если бы не снял картину о…"живом Будде". То есть о его очередной реинкарнации в лице Далай-ламы. Именно глава всех буддистов мира и стал первым зрителем очень длинной, скрупулезно (и при участии настоящих буддистских монахов) снятой, драмы про детство "Будды 20-го века". Натурные планы снимались, разумеется, не в Китае, изгнавшем Далай-ламу из своих пределов, а в соседнем Непале. Роль "главного буддиста" весьма удачно – по мнению самого Далай-ламы - сыграл Киану Ривз. И хотя картина не имела успеха "Последнего императора", все же она не осталась незамеченной.
Как и последний фильм Бертолуччи "Ускользающая красота" - пространное философское эссе о мимолетности жизни, в котором режиссер снял не только молодую Лив Тайлер, но и 80-летнего Жана Марэ, для которого роль старого садовника месье Гийома стала последней.
На съёмках "Ускользающей красоты" Фото: lostfilm.infoДоволен ли он остался Бертолуччи своей жизнью? Доволен ли осуществленной миссией? Во всяком случае никто иной не сумел с такой фантастической легкостью переходить из одного времени 20 века в другое. Застав лишь его вторую половину, Бертолуччи более чем выпукло и выразительно представил на суд зрителя и первую. Такова была эпоха глазами Бертолуччи, которая ушла вместе с ним.