"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
18 апреля 2024
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."
18 апреля 2024
Василий Каменский: поэт, футурист и авиатор
17 апреля 2024
"Мизантроп и я". Жан-Батист Мольер. РАМТ, Маленькая сцена. Режиссер Екатерина Половцева.
17 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Булат Ханов: "Общеобразовательная школа всегда служит интересам господствующего класса"

"Ревизор.ru" взял интервью у одного из финалистов "Нацбеста-2020".

Автор: Ревизор.ru
Булат Ханов. Все фото - с личной страницы писателя ВК.
Булат Ханов. Все фото - с личной страницы писателя ВК.

Булат Ханов – один из самых заметных отечественный писателей молодого, постперестроечного поколения. Он родился в 1991 году – можно сказать, ровесник демократической России.

В 2013 году Булат Ханов окончил Казанский федеральный университет по специальности "Филология. Русский язык и литература в межнациональном общении". В 2014 году у молодого прозаика состоялась первая заметная публикация – рассказ "Эпическая сила" в петербургской антологии "Письма не нашего времени". В 2016 году наш герой защитил кандидатскую диссертацию. Преподавал русский язык и литературу в средней школе. Публиковался в "толстых" литературных журналах "Дружба народов" и "Октябрь", в межавторском сборнике рассказов "Птичий рынок". В 2018 году Булат Ханов стал лауреатом премии "Лицей" в прозаической номинации. Был он и победителем международной литературной премии "Звездный билет", которую учредил в Казани ее, возможно, самый знаменитый уроженец – Василий Павлович Аксенов. Казань – родной город Булата Ханова.

Спонтанная речь на вручении премии "Лицей".

В прошлом году в издательстве "Эксмо" вышел роман Ханова "Гнев". А весной 2020 года в короткий список премии "Национальный бестселлер" вошел другой роман Булата Ханова – "Непостоянные величины". Роман не такой "новый" – он был впервые опубликован в "Дружбе народов" три года назад. Но сейчас, с попаданием в шорт-лист "Нацбеста", книга привлекает большее внимание. Это заслуженно – роман посвящен современной российской школе – рядовой, "средней", в провинции, а такую тематику, к сожалению, редко поднимают сегодняшние литераторы. Этот факт определил дискурс интервью "Ревизора.ru" c Булатом Хановым.

Булат, прежде всего, поздравляем с попаданием в шорт-лист "Нацбеста". Это не первая премия в вашей литературной биографии, были "Лицей" и "Звездный билет". Есть ли разница в ощущениях автора при получении тех премий и нынешнем пребывании на финишной прямой?

Спасибо за поздравление!
Честно говоря, не заостряю внимания на собственных ощущениях от получения премий или выхода книг. Работа над текстом – это не в пример более яркое эмоциональное событие. Если делать акцент на публикациях и наградах, а не на сюжетах и идеях, то менеджмент от литературы в конечном счете станет важнее самой литературы.

На "Нацбест" вы выходите с "Непостоянными величинами". Не могу не задать несколько вопросов по этой книге. Постараемся не "спойлерить", чтобы как можно больше человек захотело ее прочесть, не касаться сюжета. Но! Это книга о школе, а о школьной жизни сейчас мало пишут, по крайней мере, в сравнении с советским периодом. Что вас подвигло на создание романа?

Причин, как всегда, несколько. Это и работа учителем русского языка и литературы в общеобразовательной школы, и интерес к вопросам образования, и благодатный материал для осмысления.


Интригующее фото: Булат Ханов и одна из его литературных наград. 

Как вы относились к школе как ученик? Как стали относиться к ней, придя работать учителем? Наверное, в романе отражены ваши психологические трансформации?

Не скрою, учиться я не любил и школу тоже не любил. Когда приступил к преподаванию, теплыми чувствами тоже не проникся. Школа как учреждение вообще мало кого способна растрогать и в себя влюбить. Частные радости в ней есть. Кто-то с ностальгией вспоминает кабинет музыки, кто-то – дежурства в столовой, кто-то – догонялки на переменах. Лично мне доставляло удовольствие преподавать русский язык и развивать в детях нестандартное мышление. Это не отменяет того, что в целом школа – это удручающее казенное заведение, настоящая тюрьма духа.

Любопытно, что вы – казанец, а главный герой вашего романа – молодой учитель, приехавший в Казань из Москвы и рассматривающий ее "новыми" глазами, вникающий в дух и букву города. Это писательский эксперимент с "остранением"?

Мне скучно писать о себе и пересказывать бытовые эпизоды. Я с большой настороженностью отношусь к авторам, что не любят и не умеют фантазировать. Что-то испытать, что-то подслушать, что-то подглядеть, приправить вымыслом – такой состав прозы устраивает меня куда больше.

С какой книгой чаще всего рецензенты сравнивают "Непостоянные величины" – с "Географ глобус пропил" Иванова (даже в аннотации он упомянут?). С "Учителем Дымовым"? С каким-нибудь советским прообразом? А вы сами как думаете?

Есть прекрасная рецензия Ольги Лебедушкиной, которая как раз сопоставила книгу с "Географом…". Есть отличная статья Елены Васильевой, которая проводит параллели между "Непостоянными величинами" и романом Ольги Брейнингер "В Советском Союзе не было аддерола". Обе книги о миллениалах, в центре обеих находится социальный эксперимент. Неожиданный угол зрения.



Какие основные проблемы современной школы видите вы – не только как писатель, но и как педагог? Есть ли у них пути и в принципе возможность решения?

Французский марксист Луи Альтюссер отнес школу к числу идеологических аппаратов, и спорить с классиком мысли оснований нет. Нужно исходить из того, что общеобразовательная школа всегда служит интересам господствующего класса и что ее основная задача – это не научить решать уравнения или находить на карте Австралию, а воспитать правильного гражданина, который встроится в действующую систему и будет воспроизводить ее по мере возможностей и способностей. Конкретно сейчас школа нацелена на выпуск безынициативных взрослеющих субъектов с обрывочными знаниями и раздвоенностью в голове. С одной стороны, школа учит писать слащавые сочинения о добре, истине и красоте. С другой, она же прививает базовые навыки цинизма: лицемерную вежливость, умение лгать не краснея и выживать в стае. Это идеальный клиент для правящей буржуазной элиты.

Как советский ученик скажу, что и тогдашняя школа занималась ровно тем же самым с той же степенью амбивалентности… И, кстати, о советском наследии. Ваша кандидатская диссертация называется "Советский дискурс в современной русской прозе". Можно ли вкратце описать, в чем состоит это культурное или лингвистическое наследие, привести примеры?

Ох, думаю, вкратце пересказывать кандидатскую – занятие неблагодарное. Скажем так, советская тематика постоянно появляется в современных книгах, бесконечные семейные саги и однообразные разоблачения тоталитаризма, та самая пресловутая критика справа, уже порядком достали. Но есть и другая линия осмысления советского прошлого, представленная в романах Владимира Шарова, Михаила Елизарова, Александра Терехова, где Советский Союз подвергается ревизии как гигантский проект. Вот эта линия и оказывается в центре внимания диссертации.



Хорошо, а теперь – о знаковом явлении современности. В соцсети "ВК" вы довольно часто пишете посты о событиях своей жизни, культурного поля и т.п. Как по-вашему, для писателя соцсети – благо, зло, рабочий инструмент?..

Активным самопродвижением я не занимаюсь, так что точно не инструмент. Также стараюсь мыслить вне манихейских категорий и смотреть на вещи диалектически, поэтому предположу, что соцсети – это одно из спорных достижений эпохи Просвещения. Каждый, у кого есть Интернет, получил возможность высказаться и поведать городу и миру нечто исключительное. Что из этого вышло, всякий волен судить самостоятельно.

На вашей странице "ВК" я нашла упоминание о романе-буриме "#12Войнаимирвотдельновзятойшколе", кстати, выдвинутом на премию "Ревизор" в номинации "Инновационный проект". Расскажите о нем подробнее: как возникла идея, как сложилась команда, случайно ли темой романа-буриме тоже стала школа? Планируете ли издание романа отдельной книгой или какое-то иное его продвижение?

На эти вопросы лучше ответят Анастасия Скорондаева и Анна Хрусталева, кураторы проекта, а также его вдохновитель и автор первой главы Денис Драгунский. Скажу лишь, что был рад присоединиться к писательской команде и поддержать веселую хулиганскую затею!

Десять лет назад я тоже участвовала в романе-буриме "Шестнадцать карт". Многие говорили, что такие игры от литературы – несерьезны. Какова ваша точка зрения на коллективное творчество?

Наверное, такие критики считают, что литература – это исключительно серьезные произведения о судьбах родины и основах бытия. Лично я держусь мнения, что игре в литературе самое место. Если коллективные работы окажутся востребованными, то значит, что они исторически уместны и актуальны.

"Книжный сентябрь 2019 года".

Желаю востребованности коллективной работе, в которой вы "отметились"! И, наконец, то важное, о чем я не спросила, а вам обязательно хочется рассказать? И ваши творческие планы?

Скоро у меня выходит новая книга – "Развлечения для птиц с подрезанными крыльями". Это мой любимый роман (из своих, разумеется) – в нем нашлось место и драме, и веселью, и порядку, и здоровой анархии.

Спасибо за интервью!
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
Александр Тарасов: "Пушкин наше, но не всё".
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть