Максим, с чего все началось?
История фотокниги "Писатели в объективе" началась сорок с лишним лет назад. Я напечатался в "Юности", поступил в литературную студию при этом журнале - "Зелёная лампа" (1976-80 гг.). Во время занятий снимал Левитанского, Окуджаву, Евтушенко, Битова... Уверен, что преподавателей, да и слушателей такого уровня, больше нет и не будет никогда.
У меня появилось довольно внушительное количество фотографий. Их напечатали в "Литературной учёбе" с 2014 по 16 гг. Но журнал закрылся и... один добрый человек, главный редактор издательства, посмотрел на всё это и сказал: "Есть кое-что интересное. Но пока это только сырое мясо. Нужен ещё повар, гарнир, приборы, посуда. ...Нужен текст. Без текста - это ерунда".
Что он имел в виду?
Текст. И все. Но какой?.. Я решил поместить под фотографиями - крупным шрифтом по центру - небольшой текст о писателе (то, что Межиров говорил о Евтушенко, Евтушенко - о Кудимовой, Бродский - о Рейне...)
К примеру, вот слово Юрия Трифонова: "Если, прочитав мою повесть, кто-то переведёт старушку через улицу, а сосед купит больному бутылку кефира, я буду доволен".
Минимум текста, большие поля, мелким шрифтом - биография. Вроде бы всё складно. Но кого за кем ставить? Поставил наобум и... другой добрый человек, главный редактор издательства, заметил: "Это полный сумбур. За Шкловским и перед Окуджавой идёт никому не известный герой. Нужна система. Допустим, сначала великие и умершие. Потом великие и живые. Потом известные, но те, кому 40-50. И в конце - молодые и те, кто не особенно известен". Так я и сделал.
Б.Окуджава. Фото: Максим Земнов
Альбом формировался по типу: классики и современники?
Было важно выработать своего рода принцип - связь поколений. Ведь когда более молодые авторы этого альбома понимали, что я снимал Шкловского, то реакция была примерно такая же, как если бы узнали, что я застал динозавров.
В.Шкловский. Фото: Максим Земнов
Расскажите о героях Вашего альбома?
Друзья книги считали, что писатели - да, герои, а критики - нет. Я заметил, что иных критиков интереснее читать, чем "писателей". К примеру, Валентина Курбатова. Но замечание моё осталось без внимания. Решили, что критики могут быть героями книги, только если они ещё и авторы художественных произведений.
Со временем друзья книги потеряли к ней интерес. Я своей волей сделал всех критиков героями книги (критики! Надеюсь, вы помните добро?).
Альбом уникальный хотя бы потому, что Вам удалось собрать воедино несколько поколений и классиков, и современников. Этим сейчас никто не занимается. И что, какое-то из издательств заинтересовал Ваш проект?
Книгу я издавал (впервые на старости лет за свой счёт). Один не очень добрый, но честный человек (зав. редакцией издательства, название которого мои уста не смеют произнести) сказал: "Такую книгу мы не будем печатать. Это не коммерческий проект"... Но книжку издали. На мой взгляд, неплохо. В твёрдом переплёте, с УФ-лаком на обложке... Мечтаю о продолжении. Нескольких героев уже снял, других нашёл в своём архиве.
Светлана Василенко. Фото: Максим Земнов
А кто были Ваши предшественники?
Кто снимал писателей? Лучший из живущих ныне портретистов В. Плотников, уникальный Ю. Рост, чьё блестящее совмещение фотографии и текста ещё никто не повторил... М.Наппельбаум. Его снимки Ахматовой, Чуковского, Пастернака я бы назвал произведениями искусства!
Но нужны ли сегодня портреты писателей? Да и сами писатели?
...И книги, газеты, журналы? Ответ не так очевиден. Но как без этого жить? Мне кажется, что всё будет выходить в электронном виде. Книги останутся. Особо ценные, букинистические и подарочные, изданные в одном экземпляре.
Идёт ломка эпох. Даже дети требуют в подарок не книжки или осликов, а наличные или последний айфон. "Книга - лучший подарок" - звучит, как издевательство. Книги (не все!) не выбрасывают, а стыдливо кладут рядом с бачками для мусора. Книжные магазины "сжимаются" чуть ли не вдвое, в маленьких городах их давно нет. В лучшем случае, книжный - это среднее между библиотекой и кафе (а, может, пончиковой или пельменной?)
З. Прилепин. Фото: Максим Земнов
Вспоминаю карикатуру из двух рисунков. Первый. Старые времена: хозяин раздвигает книги на полке, из-за них, крадучись достаёт бутылку... Рисунок второй. Новые времена: хозяин раздвигает бутылки на полках , достаёт и ...тайком читает единственную книжку. Мне кажется, это актуально.
По-моему, наступают времена, предсказанные Брэдбери в романе "451' по Фаренгейту".
Дошло до того, что и представить было немыслимо! Книга получает солидную премию, прекрасную прессу, критику, но ...не читателя. Доживает век, бедняжка, на складе, продаётся за бесценок.
Значит, книги уже ни к чему? Но есть те, кто считает: время читателей пока не ушло.
Так, может, альбом не нужен? Обойдемся сэлфи?
Среди писателей есть немало страстных фотографов: (Д. Лондон, Е. Евтушенко, А. Василевский ...). Я бы посмотрел на их реакцию, если бы Вы им предложили сэлфи!
А. Василевский. Фото: Максим Земнов
А все ли те, кто попал в Ваш альбом, я имею в виду современников, достойны звания писателя?
Руководитель семинара в "Лампе", Анатолий Злобин, говорил: для бессмертия в прозе достаточно одной страницы на машинке, Пример - "Красная шапочка". Мне кажется, что все мои герои заслуживают, уж если не любви, то внимания. А уж кто из них перейдет в разряд классиков, время покажет...
...И напоследок позволю себе процитировать то, что написал об этой книге П. Басинский ("Российская газета"): "
Это редкий, если не единственный случай (выделено
М.З.), когда в одном альбоме собраны лица русских писателей второй половины XX - начала XXI века".
П. Басинский. Фото: Максим Земнов