"Песнь летящей стрелы"
29 апреля 2024
Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Достоевский и Тургенев: ученик против учителя

Два русских классика плохо ладили, но при этом смогли создать роман нового типа

Фото: https://hystory.mediasole.ru/
Фото: https://hystory.mediasole.ru/

Но слава новатора, как это часто и бывает, досталась только одному из них. Достоевский – один из самых известных и почитаемых писателей не только в русской, но и в мировой литературе. Иван Тургенев проходит по разряду школьных классиков, которых вспоминают лишь по юбилейным поводам. При этом автор "Преступления и наказания" не стеснялся учиться у своего старшего товарища, несмотря на личную неприязнь.

Нашу культуру без Достоевского представить сложно. Ведь он показал национальный характер во всех его противоречиях, высотах и глубинах. При этом не стоит забывать и о чисто литературных успехах Фёдора Михайловича. Не зря он так популярен на Западе, где большинству читателей нет никакого дела до метаний загадочной русской души. Сегодня он — один из трёх главных классиков, наряду с Толстым и Чеховым. Достоевский считается автором романа нового типа, предтечей модернизма, тем самым гением, после которого стало нельзя писать, как раньше. В своей прозе он смог породнить беллетристику и философию, психологию и религиозные поиски, а политические манифесты соседствуют с сексуальными фантазиями. Его герои раскрываются не только как участники описываемых событий: писатель проникает в подсознание своих персонажей, а нередко сводит их с высшими силами. Все это и поставило русскую прозу в авангард мирового литературного — и даже культурного — процесса.


Фото: regnum.ru

Однако, говоря, и совершенно справедливо, о вкладе в этот успех Фёдора Михайловича, мы забываем о человеке, который первым ввел в русскую литературу большинство приёмов, которые затем прославили ее и были приписаны великим последователям — Толстому и Достоевскому. Это Иван Сергеевич Тургенев. Именно в его произведениях, впервые в мировой литературе появилась полифоничность, внутренние монологи и даже диалоги персонажей, тонкий психологизм, интерес к пограничным состояниям человеческой души, философские и религиозные искания героев. Именно Тургенев сократил действие в романах, за счет чего углубил их психологизм. В центре его прозы не события, а люди, их идейные поиски и напряженный духовный труд. Всё вызвало интерес к нему у ведущих европейских писателей.


Фото: npc-news.ru

Достоевский стартовал позже и с прозой Ивана Сергеевича был явно знаком. Все перечисленные выше приёмы и способы организации текста в его произведениях есть. Более того, он их не только старательно скопировал — вот уж кем, а эпигоном Тургенева Фёдор Михайлович точно не был, но и довел до большей эстетической цельности. При всём этом Достоевского можно считать литературным учеником Тургенева. И учеником не очень благодарным, что с гениями случается сплошь и рядом. Вообще Тургенев отличался поразительным умением вызывать неприятие у коллег по цеху. В первую очередь, российских: например, тот же Флобер в нем души не чаял. Автор "Отцов и детей" умудрился серьезно поссориться с Достоевским, двумя Толстыми, Львом Николаевичем и Алексеем Константиновичем, Некрасовым, Гончаровым. И это только фигуры первого ряда!


Фото: life.ru

В каждом отдельно взятом случае воспитанный и блестяще образованный аристократ Тургенев вроде бы прав. Лев Толстой в ссоре с ним выглядит просто бретёром, попавшем в приличное общество, Некрасова подводит нечистоплотность, связанная с карточными долгами, блестящий граф Алексей Константинович постоянно слышит от любимой женщины, что вот Тургенев большой писатель, а он нет, а подавшийся в цензоры Гончаров очевидно завидует успеху Ивана Сергеевича. Всю жизнь приятельствовал с автором "Отцов и детей" только мудрый Фет.

Рассказ о том, как поссорились Фёдор Михайлович и Иван Сергеевич, следует начать с их знакомства. Произошло оно в ноябре 1845 года. Оба будущих классика очень понравились друг другу. Восторженный Достоевский писал сестре: "На днях воротился из Парижа поэт Тургенев… Я едва ль не влюбился в него. Поэт, талант, аристократ, красавец, богач, умен, образован, 25 лет, — я не знаю, в чем природа отказала ему? Наконец: характер неистощимо прямой, прекрасный... ". Причем Достоевский воспринимает Тургенева как мэтра, стихи Ивана Сергеевича даже становятся эпиграфом к повести "Белые ночи".

Почти через пятнадцать лет, после каторги и солдатчины, Достоевский, издавая с братом Михаилом журнал, пишет Ивану Сергеевичу: "Нам Ваша повесть очень поможет в 1-й книге вновь начинающегося нашего журнала, обязанного пробивать дорогу". Но уже тогда в отношениях двух молодых еще писателей появилась трещина, и исходит она от Фёдора Михайловича. Ее причин вполне марксистская – классовая вражда: "…Тургеневу за его "Дворянское гнездо" сам Катков давал по 400 рублей с листа. За что же я-то, с моими нуждами, беру только 100 руб., а Тургенев, у которого 2000 душ, по 400?". На первый взгляд такая меркантильность необычна для уважаемого классика, однако Фёдор Михайлович был одним из первых, кто действительно зарабатывал литературой на жизнь, в которой были больная чахоткой жена и пагубная страсть к рулетке.


Фото: ruizdat.ru

После каторги отношения между писателями уже никогда не были такими тёплыми, как в 1840-х. Однако они состоят в переписке, сотрудничают, проза Тургенева печатается в журнале братьев Достоевских. В своей публицистике 1860-х Фёдор Михайлович ставит автора "Записок охотника" в один ряд с первыми русскими авторами. Активно хвалил он и творчество Тургенева, особенно почвенническое "Дворянское гнездо". Роковой для классиков стала встреча в Баден-Бадене.

Произошла она 28 июня 1867 года. Предыстория такова. Оба писателя по тем или иным причинам находились в серьезном кризисе. У Тургенева он был связан напрямую с творчеством, а именно со скандалами, сопровождающими роман "Дым" (1867), который дружно ругали критики всех мастей и направлений, а московское дворянство собирало подписи для исключения автора "грязного паскваля" из своих рядов. Если у барина Тургенева основные проблемы были литературно-философского характера, то Фёдор Михайлович страдал из-за причин бытовых, отчасти связанных со здоровьем и с личной жизнью. Он расстался с любовницей, денег не хватало, но были и другие обстоятельства.

Он тоже жил в Европе, в Баден-Баден его занесла пагубная страсть — рулетка. Визит к появившемуся там Тургеневу был делом чести: Достоевский был должен ему 50 талеров. Он пытался занести их еще 26 июня, но, как пишет А.Г.Сниткина: "Федя проиграл свои пятнадцать талеров и пошел домой". Через два дня ему удалось застать дома своего кредитора. Об их встрече мы знаем в основном из воспоминаний А.Г. Достоевской, тогда еще Сниткиной, т.е. из рассказа Фёдора Михайловича. Второй источник — письмо Достоевского А.Н. Майкову 28 августа 1867 года — практически дублирует информацию об инциденте.


Фото: za-za.net

Достоевский застал Тургенева в большом волнении касательно судьбы "Дыма" и непонимания на родине. Затем (все дальнейшее — напомним — версия Достоевского) Иван Сергеевич начал активно солидаризироваться с мнением своего персонажа Потугина, что "если бы провалилась Россия, то не было бы никакого ни убытка, ни волнения в человечестве".

Помимо того факта, что отождествление высказывание персонажа и автора не совсем дозволительный приём — иначе самого Достоевского можно считать идейным вдохновителем русского радикализма всех мастей — заметно, что Фёдор Михайлович явно не очень понял роман. Да и сам Потугин (какая говорящая фамилия!) выглядит скорее шаржем на западников середины позапрошлого века. К тому же заметим: в письме цитируется роман, а это означает, что Тургенев говорит цитатами из Тургенева. Дальше владелец Спасского-Лутовинова заявляет, что он больше и не русский и вообще атеист.

Все эти малоприятные размышления Достоевский с несвойственным ему в жизни юмором ("Нет у меня манер", отмечал он сам) легко парирует, на что Иван Сергеевич все больше злится. В конце концов, Фёдор Михайлович начал открыто оскорблять немцев, и на это Тургенев явно обиделся, так что тактичный посетитель перевёл разговор на другие темы и спешно ретировался, забыв про долг, который отдал лишь через десять лет.

Вскоре письмо Достоевского Майкову стало достоянием падкой до сенсаций литературной общественности, и по нему было составлено общественное мнение об этом, в общем-то, рядовом случае. Однако высказался на сей счет и Тургенев, который в частной переписке, конечно, всё отрицал, но, по обыкновению, к открытому конфликту готов не был. После выхода "Бесов" он высказался по баденской встрече более жестко: "Это была бы просто-напросто клевета — если бы Достоевский не был сумасшедшим — в чем я нисколько не сомневаюсь. Быть может, ему это все померещилось".

Через какое-то время писатели, не без посредничества Толстого, помирились, а их встреча в Баден-Бадене осталась в истории как довольно громкий литературный скандал. Однако и после примирения они лично близки не были, а личная неприязнь затмила их литературную близость.


Фото: museum.ru
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Песнь летящей стрелы"
Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть