По итогам семинаров участники публикуются в литературном издании Союза писателей Москвы – журнале "Кольцо А". Им посвящаются специальные номера. Также произведения семинаристов публикуютсяв сборниках молодых писателей. В мае 2019 года будет выпущено трехтомное издание – том поэзии, том прозы и том драматургии – на средства Фонда президентских грантов, чтобы "Путь в литературу" продолжился. В издание войдут прежде всего работы этого сезона, но определенное место в нем займут и произведения участников прошлых лет.
Участники семинаров на их закрытии.
Авторы, наилучшим образом проявившие себя в ходе работы семинаров, получают приглашение вступить в Союз писателей Москвы. Так писательская организация регулярно пополняется "свежей кровью".
Изначально проект был рассчитан именно на молодых и талантливых людей. Возрастная планка для участников может варьироваться в зависимости от творческой специализации, но в целом привлекаются люди не старше 40 лет.
По формату мероприятие напоминает семинары в Литературном институте им. А. М. Горького. Только здесь семинаристы имеют возможность услышать мнение не одного, а сразу трех наставников, и сами учатся подробно разбирать тексты, свои и чужие, под их руководством. Трехдневный срок делает эти семинары более насыщенными и интенсивными.
Занятия семинара драматургии ведут Александр Железцов и Анна Гейжан.
Практика семинаров достаточно давняя – первое совещание молодых писателей состоялось в 1999 году с подачи первого секретаря Союза писателей Москвы – известной поэтессы Риммы Казаковой. Римма Федоровна любила приводить слова своего учителя Михаила Светлова: не благодарите нас, помогите тем, кто идет за вами. Семинары пользовались успехом, и после смерти Риммы Федоровны в 2008 году их продолжил новый глава союза – Евгений Сидоров.
За такой солидный срок место проведения семинаров несколько раз менялось. В первые годы они устраивались в писательском поселке Переделкино, а занятия проходили только по прозе, поэзии и драматургии. Потом выездные семинары прекратились. Более 10 лет семинары организовывали на различных площадках Москвы. И вот благодаря Фонду президентских грантов стал возможен выезд на семинар в подмосковный парк-отель "Ершово". Положительный эффект выездных занятий, дающих участникам шанс полного погружения в литературную работу, а также возможность пригласить интересных авторов издалека, отметили все ведущие семинаров. Должно быть, и сказочно красивые пейзажи территории парка-отеля (это бывшая историческая усадьба Олсуфьевых, главный дом которой сохранился) способствовали вдохновению.
В 2011 году добавили семинар критики, а несколькими годами позже – семинар кинодраматургии.
Координатор Элина Сухова.
Координаторы Совещания молодых писателей 2018 года Виктория Лебедева и Элина Сухова вынесли на своих плечах огромную организационную работу, об объемах которой пребывающие в зимней сказке творческие личности даже не догадывались. За это координаторам искренняя благодарность!
Координатор Виктория Лебедева встречает участников на вокзале в Звенигороде.
В этом году состав ведущих был таким: Евгений Попов, Дмитрий Данилов, ассистент-рецензент Дарья Бобылева (семинар прозы № 1), Анатолий Курчаткин, Илья Кочергин, ассистент-рецензент Виктория Лебедева (семинар прозы № 2), Олег Хлебников, Александр Переверзин, ассистент-рецензент Элина Сухова (семинар поэзии), Александр Железцов, Родион Белецкий, ассистент-рецензент Анна Гейжан (семинар драматургии), Ольга Михайлова, Елена Исаева, ассистент-рецензент Юлия Зубкина (семинар кинодраматургии), Дмитрий Бак (директор Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля), Валерия Пустовая, ассистент-рецензент Елена Сафронова (семинар критики).
В свое время были семинаристами практически все ассистенты-рецензенты, а еще некоторые нынешние руководители семинаров – скажем, Александр Переверзин, Елена Исаева.
Семинар поэзии в полном составе.
Всего в семинарах в этом году приняли участие 69 человек из Беларуси, Краснодарского края, Екатеринбурга, Ярославля, Смоленска, Нижнего Новгорода, Калининграда, Выборга, Орла, Белгорода, Санкт-Петербурга, Сочи...
Желающих было гораздо больше. Но ассистенты отобрали профессионально пишущих авторов, готовых вдумчиво работать с чужими текстами. Работы рассылаются участникам семинара загодя для изучения и замечаний.
Списки подходящих кандидатов ассистенты передавали руководителям семинаров, которые выбрали лучших из лучших. На закрытии все мастера отметили качество работ участников.
Дмитрий Бак ведет занятия семинара критики.
Но до закрытия прошло целых три дня плодотворной работы и погружения пребывающих в поре становления писателей в литературную среду.
13 декабря участники познакомились с их будущими мастерами. В киноконцертном зале парк-отеля "Ершово" прошло торжественное открытие семинаров, которое посетил руководитель проекта, первый секретарь Союза писателей Москвы Евгений Юрьевич Сидоров. Это легенда отечественной культуры: литературный критик, литературовед, эссеист, профессор Литературного института имени А. М. Горького, государственный деятель, он был Чрезвычайным и Полномочным Послом, постоянным представителем России при ЮНЕСКО в Париже, а в 1990-х годах дважды являлся министром культуры.
"Глядя на ваши лица, светлые и не затуманенные разными интригами, поисками средств к существованию, неразделенной любовью, думаешь, может, и правда все будет хорошо", - сказал в начале приветственной речи Евгений Юрьевич. Закончил он пожеланием: "На ваших лицах написана судьба. У меня к вам огромная просьба: постарайтесь не испортить это выражение!"
Евгений Сидоров произносит речь на открытии семинаров.
Также во время открытия был устроен творческий вечер руководителей семинаров.
Занятиями остались довольны и наставники, и семинаристы. Как заявил на закрытии мероприятия Дмитрий Бак, подводя итог работы своего семинара, приехало много критиков, с которыми можно было вести диалог на равных, а не наставлять и обучать.
"Обсуждения были не мучительные, а радостные, и нам не приходилось подвирать об уровне участников", - сказал наставник семинара прозы Евгений Попов.
Семинар прозы Евгения Попова, Дмитрия Данилова и Дарьи Бобылевой.
Руководитель семинара поэзии, самого многочисленного, в котором работало 16 человек, Олег Хлебников указал на то, что стихотворцы подобрались все непохожие ни друг на друга, ни на классиков: "Было время, когда все писали под Бродского – а сейчас этого нет!" – с удовлетворением отметил поэт. Олег Хлебников сказал, что многие его подопечные получат рекомендации в Союз писателей Москвы.
Анатолий Курчаткин немного развеял благостность впечатлений, которыми руководители семинаров делились во время церемонии закрытия. Писатель сказал, что иные молодые прозаики робели и пытались отделываться от обсуждений товарищей словами "понравилось" или "не понравилось". Пришлось наложить на эти формулировки запрет, и тогда работа пошла.
Те, кому предназначены семинары.
Семинары рассматривали не только теоретические вопросы литературного творчества и давали практические рекомендации, но и переживали множество соприкосновений с жизнью. Литература давно уже не находится в "башне из слоновой кости": сейчас на нее возложена особая гуманитарная и просветительская миссия. В обсуждениях семинара критики то и дело всплывала тема поиска "настоящей литературы", определения ее критериев, возможности постановки ориентиров, которые критики, по примеру "неистового Виссариона", могут предложить сегодняшним писателям. Предмет, задачи и сама нужность литературной критики сегодня вызывали горячие диспуты. Молодые критики доработали определение Самуила Маршака: "Литература без критики подобна улице без фонарей", - в сторону снижения пафоса. Решили, что литература без критики – это человеческий организм без селезенки. Отсутствие этого органа, может быть, и не смертельно, но тело уже не функционирует здорово и полноценно.
Кстати, мы выбрали талисманом своего семинара милую мягкую игрушку – котика. Чтобы никто не думал, что критики разгуливают с топорами, подобно Раскольникову.
Талисман семинара критики. Фото Елены Пестеревой.
А участники семинаров прозы, поэзии, драматургии и сценарного дела искали "настоящее искусство" в собственных трудах и открывали новые смыслы. Руководитель семинара кинодраматургии Ольга Михайлова похвалилась, что в оставшееся от обсуждений свободное время кинодраматурги разобрали "Оду греческой вазе" английского поэта-романтика Джона Китса с точки зрения сценарного мастерства. С наследием Китса были знакомы все участники, что также свидетельствовало о высоком уровне их подготовки.
Занятия семинара кинодраматургии ведут Ольга Михайлова и Елена Исаева.
Пребывание на семинарах строилось по пословице "Дело время – потехе час". Семинары заканчивались в 18.00 – но не творческая деятельность. 14 декабря после обучающей программы провели слэм "Поэты против прозаиков" в двух турах. В первом туре авторы читали свои произведения, держась в строгих рамках трех минут, а жюри из числа участников семинара критики ставило им оценки. Во втором туре шло соревнование импровизаций: за пятнадцать минут поэтам следовало написать стихотворение, в котором содержались бы строки "Движемся ходко - дошли до подбородка". Их наугад выбрал Дмитрий Бак из книги детских стихов Анастасии Орловой. А прозаики за то же время писали рассказ-буриме, начинающийся с фразы: "Что, мячик в туалет закатился? – поинтересовалась Ольга", - а заканчивающийся утверждением "Сайентологи зарабатывают на промывании мозгов! – сказал я". Обе фразы – цитаты из книг современной прозы, которые отыскались у зрителей с собой. Зал дружно "болел".
Судейская команда слэма.
В командном зачете слэма "Поэты против прозаиков" победила команда прозаиков. В индивидуальном же зачете I место заняла поэт Полина Корицкая с эстетичными стихами "18+", вызвавшими восторги в зале.
На II месте оказалась поэт Соня Александрова. Ее импровизация была задорным, точно пионерская речевка, воспоминанием из детства, как семья ехала домой из "закупочной" экспедиции в город:
Были мы в универсаме,
Видели стеллаж с трусами.
Взяли мы селёдку, спички
И бегом до электрички.
Электричка чух-чух-чух,
Рыбой пахнет русский дух.
Мы спустились на перрон —
Как хорош родной район!
Движемся ходко,
Дошли до "Подбородка"!
"Подбородок Ильича" —
Наш посёлок это.
Рядом — "Троцкого свеча",
"Феликса заветы".
Тащит дедушка сдавать
Куль цветного лома.
Скоро бухнусь на кровать.
Добрели до дома.
Папа пробует селёдку,
Мама меряет колготки.
Жизнь народа горяча
В "Подбородке Ильича"!
Соня Александрова пишет стихи для слэма.
III место по достоинству заняла Элина Сухова, блистательно выступившая за команду прозы. Лучшие импровизации из второго тура уже опубликованы на
сайте Ежегодных семинаров.
15 декабря замышлялся баттл участников семинаров кинодраматургии и драматургии. Задания для него были придуманы заранее и разосланы еще до заезда. Из сценаристов, увы, не сподобился никто, и баттл превратился в капустник драматургов. Те великолепно справились. Наибольшее впечатление на собравшихся произвела пьеса, в которой все слова начинались на букву "п"(и была одна вставка на "с"), что нисколько не мешало содержательности.
"Капустник" драматургов.
Так, то серьезно, то шутливо, то в острых дискуссиях, а то в творческом единодушии восемнадцатые Ежегодные семинары молодых писателей добрались до своего финала. Остается только еще раз поблагодарить Фонд президентских грантов за содействие, а организаторов за их титанический труд – и выразить надежду на то, что закрытие семинаров было никак не точкой и даже не восклицательным знаком, а запятой, после которой летопись успешно продолжится.