"Толковая стрелкотня"
21 мая 2025
ПФКИ объявил о старте юбилейного 15-го грантового конкурса
21 мая 2025
III Фестиваль электроакустической импровизации "Импросхема". Программа мероприятий.
21 мая 2025
Координационный комитет ПФКИ подвел итоги 14 "волны" грантовых конкурсов
21 мая 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Место встречи — "Флаги": молодая поэзия между традицией и экспериментом

Специально для "Ревизора.ru".

Все фото с официального сайта журнала Flagi.media
Все фото с официального сайта журнала Flagi.media

Журнал "Флаги", созданный в 2020 году сообществом молодых поэтов во главе с главным редактором Михаилом Бордуновским, быстро занял особое место на современной литературной сцене. Его неразрывная связь со студенческой и научной средой позволяет сохранять баланс между академизмом и живой литературной практикой, предоставляя площадку для диалога и творческих экспериментов молодого поколения авторов.

В 2023 году журнал и его главный редактор были отмечены Премией Андрея Белого в номинации "Литературные проекты и критика". Эта премия была учреждена в 1978 году редакцией ленинградского самиздатского журнала "Часы". Среди её основателей были видные фигуры ленинградского литературного "подполья", такие, как Борис Иванов, Борис Останин, Аркадий Драгомощенко и Виктор Кривулин. С момента основания премия присуждалась за новаторство и эксперимент в области русской поэзии, прозы и гуманитарных исследований. Особенностью премии стала её символическая материальная составляющая: один рубль, бутылка водки ("белая") и яблоко в качестве закуски, что отражало ироничный и неформальный дух независимого литературного сообщества той эпохи.

Журнал "Флаги" получил премию именно как проект, активно способствующий формированию новых литературных стратегий и переосмыслению роли поэзии в современном культурном контексте. За пять лет существования журнал успел выпустить двадцать номеров, каждый из которых отмечен поиском и экспериментами с формой и содержанием. Важной частью общей концепции издания стало и его визуальное оформление. Сайт журнала выдержан в строгом минимализме чёрно-белой палитры, что позволяет сконцентрировать внимание читателя на самом тексте, на глубине и тонкости поэтического слова. Такой подход создаёт ощущение эстетической чистоты и аскетизма, придавая дополнительную значимость каждому опубликованному произведению. Оформление сайта завораживает своей сдержанностью и является точной визуальной метафорой той поэзии, которую представляют "Флаги": поэзии, не нуждающейся в ярких визуальных эффектах, поэзии, ценность которой заключается в силе и убедительности слова.


Журнал Флаги номер 18 

Журнал "Флаги" появился в литературном пространстве неслучайно. Это проект, возникший из желания нового поколения русскоязычных авторов определить собственные эстетические и смысловые ориентиры. Если верить редактору издания Михаилу Бордуновскому, журнал был задуман как место встречи "неведомых друзей и подруг", тех, кто проходит сложными путями современности, чувствуя одиночество в бескрайних пространствах языка. Сама идея подобного диалога сквозь время и пространство звучит не только поэтично, но и чрезвычайно актуально в контексте распада привычных культурных связей.

Первое, на что стоит обратить внимание в работе "Флагов" — это их заявленная программность. Журнал последовательно отказывается от разделения на "традиционное и новаторское", "высокое и низкое", "социальное и метафизическое". В эпоху, когда культурное пространство переживает кризис идентичности и пересмотр традиций, такой подход выглядит убедительным и даже необходимым. Вместо упрощённых противопоставлений авторы стремятся найти особую форму речи, способную вместить сложность и противоречивость современного опыта. Это поиск языка, который смог бы отразить изменения, происходящие с нами прямо сейчас — языка поисковой поэзии.

Ещё одной ключевой идеей, которая заявлена в журнале и кажется крайне важной, является переосмысление роли русского языка в литературном процессе. "Флаги" заявляют о том, что язык сегодня — это не просто поле для лингвистических игр и эстетических решений, а пространство, в котором отражаются и политические, и социальные, и культурные конфликты. Для поколения авторов, выросших в условиях сакрализации русского языка как символа культурного превосходства и единства, это особенно болезненная, но необходимая тема. Поднимая такие вопросы, журнал прямо затрагивает проблему имперского наследия в русскоязычном литературном пространстве и ставит задачу деколонизации сознания.

Важно и то, что "Флаги" стремятся не просто фиксировать и описывать современность, но и переосмысливать наследие прошлых эпох — в частности, ленинградского андеграунда 1980-х годов и метареализма. Для молодых авторов, участвующих в проекте, эти направления становятся не просто традицией, но инструментами для осмысления собственного опыта и поиска новых форм выражения.

Один из наиболее показательных примеров работы журнала "Флаги" с текстами современных авторов можно увидеть в разборе стихотворений Анастасии Бугайчук, сделанном главным редактором Михаилом Бордуновским. Подход журнала к анализу поэзии демонстрирует глубокое и внимательное отношение к литературе, лишённое надуманности и излишней усложнённости, но при этом не теряющее своей академической серьёзности и критической глубины. Михаил Бордуновский отмечает стихотворения Бугайчук за их тонкий баланс между спонтанностью, почти случайностью поэтического высказывания, и осознанной усталостью, свойственной многим молодым авторам сегодня. Он пишет о поэзии Анастасии Бугайчук, подчёркивая её естественность, свободную от аффективной экспрессии и позёрства. Именно в этой скромности и отсутствии нарочитого драматизма он видит её особое очарование и силу воздействия на читателя:
 
"я говорю – нет никакого двойного дна,
всё до смешного просто.
стихи не приходят и не выжидают.
их можно вызвать как рвоту,
как наряд полиции или проститутку,
но и это не принесет облегчения –
скорее, неясное отвращение ко всему,
что ты полагал собою.
это и есть моя правда".


Журнал "Флаги" номер 19
 
В таких строках Бордуновский подчёркивает парадоксальную убедительность поэзии, которая рождается именно из нежелания убедить читателя в чём бы то ни было. Важно то, что высказывание не навязывается, оно предоставлено читателю максимально открытым, лишённым манипулятивных намерений, и именно этим достигает своего доверительного интонационного звучания. Продолжая свой анализ, Бордуновский обращает внимание на то, что стихотворения Бугайчук постоянно находятся в состоянии внутренней критической рефлексии: каждое серьёзное чувство или мысль тут же ставятся под сомнение самим автором, подвергаясь иронической переоценке и переосмыслению. Тексты поэтессы становятся одновременно выражением чувств и их деконструкцией, показывая читателю внутреннюю динамику и неоднозначность любого лирического жеста:
 
       "я рядом,
моя первая и единственная любовь
неважно хочешь ты этого или нет
всё равно ты не единственная
и даже, как выяснилось, не любовь"
 
Именно эта склонность к "самоснятию пафоса", по мнению редактора, становится ключевой для современной поэзии. Бордуновский указывает, что искреннее, но вместе с тем ироничное и усталое отношение автора к своему высказыванию не только соответствует духу времени, но и позволяет добиться особой убедительности и достоверности.
 
Заключая разбор, он подчёркивает, что лучшие тексты Бугайчук следуют формуле поэта Александры Цибули: "Я больше не думаю, что поэзия должна быть непрозрачной, она должна быть строгой и доверительной". Именно такую строгость и доверительность журнал "Флаги" считает необходимым ориентиром в современной литературе:
 
"потому что мне хочется выйти в ночной
золотистый воздух,
кланяться светофору,
различать, что говорят на том конце
пешеходного перехода.
мне нравится думать, что ты едешь в синем
автобусе
в сумерках и в себе,
как большая красивая птица.
ты и есть моя красивая птица,
и на этом пора закончить".
 
Подход к работе с текстом в журнале "Флаги" показывает внимательную, глубокую и живую рефлексию, которая делает современную поэзию доступной и эмоционально близкой читателю, не жертвуя при этом аналитической строгостью.


Журнал "Флаги" номер 20 

Особое значение имеет тот факт, что журнал "Флаги" возник именно в студенческой среде Литературного института имени Горького — месте, традиционно являющемся не только академической платформой, но и пространством живого литературного поиска. Эта генетическая связь с Литинститутом многое объясняет: стремление к переосмыслению традиций и глубокая рефлексия над ролью поэзии естественным образом сочетаются здесь с экспериментами молодых авторов, ещё не утративших свободы и гибкости студенческого мышления.

Редакция журнала заявляет важную цель — обратить внимание на региональные поэтические практики, пытаясь преодолеть устойчивые оппозиции центра и периферии. Сложившаяся в русской литературе иерархия подвергается сомнению, а сам процесс творческого взаимодействия авторов из разных городов и культурных контекстов приобретает принципиально новую ценность. Подобная ориентация выглядит своевременной и принципиально важной, поскольку способствует более широкой и разнообразной представленности современной поэзии.

Именно благодаря такому подходу журнал "Флаги" оказывается уникальным проектом в современной русскоязычной литературе. С одной стороны, он сохраняет глубокую связь с академической и студенческой традицией, а с другой — остаётся свободным пространством экспериментальной поисковой поэзии, живо реагирующей на вызовы времени и новые культурные контексты.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Толковая стрелкотня"
ПФКИ объявил о старте юбилейного 15-го грантового конкурса
III Фестиваль электроакустической импровизации "Импросхема". Программа мероприятий.

В Москве

Герой или подонок?
День воссоединения Крыма с Россией: как празднуют 11-ю годовщину
"Свет остается". О творческой встрече с поэтом Еленой Янушевской в Доме Лосева.
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть