О первой книге фэнтези-эпопеи Алексея Ларина "Ошибка сказочника" – "Возвращение Бессмертного" – подробно рассказано
здесь. Поскольку два года назад "Ревизор.ru" уже "знакомил" своих читателей и с писателем Лариным, и с его художественным миром, и с ключевыми для истории персонажами этой вселенной, сейчас не будем повторяться, а перейдем сразу к второй книге повествования.
Автор сохраняет свой размах – во второй книге 987 страниц, а объем начальной части сочинения превышал тысячу страниц. Такие объемы говорят об интересе писателя к выбранной им теме, а это благодатно для творчества. Во-первых, автор отлично представляет себе не только то, что хочет сказать, но и то, о чём он рассказывает, фантастическую реальность. Мир саги Ларина продуман и простроен (доказательства дальше). Во-вторых, повествование автору не надоедает а, напротив, только больше его увлекает. Развиваются приключения героев, выстраиваются всё новые повороты сюжета. И, наконец, интерес создателя текста передается и его читателям.
Книга "Школа Бессмертного" делится на четыре полновесные части с иной роман размерами: "Новая реальность", "Начало", "Преодоление", "Иван-царевич" – и эпилог. Эпилог в несколько страниц лапидарен по сравнению с огромными частями, но очень важен и для подведения итогов происходящего во втором томе, и для "передачи эстафеты" следующим томам. До эпилога я дойду своим чередом.
На вопрос, что происходит во втором томе, ответить сложно. Классический тест на понимание прочитанного – передать сюжет и события одной фразой – как правило, не работает с фэнтези. И не только из-за всевозможных чудес или философий, не сводящихся к банальному пересказу (хотя и поэтому), но и из-за того, что всякий уважающий себя автор фантастических саг делает их чрезвычайно "многолюдными" и "многовекторными", и сюжетные линии пересекаются порой до бесконечности. Писатель Алексей Ларин явно относится к этой категории. Оба тома его "Ошибки сказочника" полны не то что людей и сказочных существ – народов, государств, земель и миров, и свести всё их взаимодействие к линейному описанию невозможно в принципе. Здесь и "игры престолов", и межгосударственные интриги и шпионаж, и династические браки, и захват новых территорий, и, наоборот, "реконквиста", и батальные сцены, и любовь, и внебрачные дети, и противоборство властителей, и противостояние колдунов, и потаенные мечты и стремления, и манипуляции друг другом, и семейные тайны, и внезапные смерти, и споры за короны, и, наконец, познание новых миров (тоже стремящееся к бесконечности, так как у каждого значимого персонажа есть своя зона непознанного, которую он в том или ином контексте открывает для себя). Как можно изложить всё это одним предложением и даже одним абзацем?.. А главное, нужно ли это делать, когда роман можно прочесть?.. Книга "Школа Бессмертного" доступна читателям в книжных магазинах и в
Сети.
Должна отметить, что, читая вторую книгу, убедилась в ошибочности некоторых прогнозов, сделанных в рецензии на первую. Например, я утверждала: "…<автор> отправляет в сказочный мир человека, вооруженного волшебной книгой: "Весь сказочный мир и его обитатели существуют благодаря этой Книге, в ней подробно описана и рассказана вся их жизнь, и обладатель Книги становится фактически безраздельным властителем этого мира". …В первом романе цикла волшебную книгу еще не переписали. …книга в руках мальчика, это дает ему преимущество перед спутниками из нашего мира". Я полагала, что ребенок из Волхова (настоящего города в Ленинградской области) Костя, попав в Кощеево царство и обретя Книгу, начнет сам править сказочным миром по своему разумению, а писатель счастливо избежит "закона Брэдбери" в своем тексте. Но все оказалось не так. Отрок Костя в начале второго тома похищен Хранителями, злейшими врагами Кощея, Книга всевластья уже не у него, она исчезла, у кого хранится, ведает только автор, но не его персонажи, и в романе назревает война миров, потому всяк ищет Книгу, чтобы использовать в свою пользу… Таким образом, и тема Книги, и ее власть над сюжетом Ларина уходят на дальний план. Книга становится не средством движения действия, а идефиксом, о котором все мечтают, но никто не видит. Но действующие лица уже не могут перестраивать сказочный мир по своему усмотрению и находить с помощью Книги выходы из сложных ситуаций. Почему? Думаю, потому, что сюжет книги Ларина должен продолжаться (смотри выше об интересе писателя к своему творению). В ней все происходит ради развития истории, а не ради спасения или возвращения в привычную жизнь тех или иных героев. Продолжение хитросплетений и есть основная задача автора.
Об этом ясно сказано в эпилоге, где Кощей Бессмертный беседует с неким "стариком" (полагаю, alter ego Ларина) о том, кто пишет Книгу:
"— Зачем ты вообще всё это начал? Вот зачем, скажи?
— Мне не нравился мир, который я видел. Мне захотелось придумать свой.
— Придумал?! Доволен?!
— Не то чтобы… Как оказалось, базовые законы человеческого бытия не переписать даже в сказке. Можно придумать волшебство, но не рецепт всеобщего счастья".
Счастливый мир – мир без возможности совершенствования, то есть без движения, а это гибель, выясняют собеседники, а с ними читатели. Движение первично, и поэтому конец, то есть финал книги, который планировал старик, уже несостоятелен: "Эту Книгу пишу теперь не я. Вы её сами пишете… У меня была идея, Бессмертный. Но ты же всё испортил. Ты привёл в движение такое количество вариантов, что теперь исход предсказать невозможно. Ни частный, ни общий. И на каждом новом витке мир становится всё сложнее, а вариантов всё больше", – признается автор. Мне видится в этих словах прозрачный намек, что, возможно, сочинение Ларина впредь будет строиться не по первоначальному плану. Но Бессмертный останется его сотворцом.
Во второй книге очевидно, что все больше персонажей вовлекаются в "Ошибку сказочника" не из фольклорных сказок, а из литературных. Это царь Салтан и его сын князь Гвидо – и их создатель Александр Пушкин; Финист (для современной аудитории герой не столько сказки, сколько романа Андрея Рубанова); домовенок Кузя. В сюжетных линиях заметны переклички с дилогией Рафаэля Сабатини о капитане Бладе, с "Питером Пэном" и с "Гостьей из будущего" Кира Булычева. Первоначальное намерение автора воссоздать чисто славянскую сказочную мифологию, по-видимому, претерпело трансформацию – и, думаю, это закономерно, когда "вариантов все больше", а текст фактически диктует сам себя автору.
Тот сюжетный ход второго тома, что "выдан" на уровне заголовка, важный, но не главенствующий. Да, в этой книге Кощей Бессмертный открыл свою школу, в которую "поступили" земные дети – Костик, Игорек, Олег и Яна. Все они неисповедимыми путями некогда попали из нашей реальности в параллельный мир и все по разным причинам захотели в нем задержаться. Что это за мир, Кощей наглядно поясняет им на одном из уроков. "Бессмертный сунул руку внутрь глобуса и вывернул его наизнанку, как вспоротый резиновый мяч. Ребята потрясённо охнули. В руках Бессмертного крутилась та же Земля — с той же скоростью и того же размера, но с совершенно другими очертаниями континентов, материков, морей и океанов". В школе Кощея пишут только золотыми перьями и не используют никаких гаджетов – явная насмешка над современной человеческой школой в любом уголке земного шара. Ученики осваивают правила устройства своего мироздания. Скажем, Первый, Второй и Третий законы Лонгира – а перстень Лонгир, инструмент воздействия на мир силой мысли, один из важнейших артефактов мира сего.
Наставник Кощей дает ученикам уникальные знания. Это не прикладные дисциплины, а непреходящая мудрость. Например, магия, которая, казалось бы, в этом необычном учебном заведении должна занимать первое место, является лишь средством постижения вещей, которые ценнее ворожбы.
"Колдовство — это особый метод воздействия человека на окружающий мир, - говорит учитель.
– В отличие от более привычных и распространённых методов научных изысканий, изобретений, внедрений и приложений ручного труда, колдовство позволяет воздействовать на мир, минуя почти все эти стадии — непосредственно силой мысли. Конечно, всё немного сложнее, но пока оставим это и вернёмся к нашему вопросу. А зачем вам всё это?". Конечная цель всего на свете оказывается – жить.
"Любое знание и умение ценится настолько, насколько оно помогает человеку выжить — это раз. И два — устроиться в этой жизни максимально удобно и безопасно по сравнению с прочими. Прочими людьми, обществами, видами". Таким образом, программа-максимум в Школе Бессмертного – даже не постижение смысла жизни (чем часто "грешат" фантасты), а сохранение и продление своего существования. Примером науки жить становится крыса, которую пустили плавать в ванну и извлекали на грани гибели. В первый раз зверек плавал 15 минут и утонул; во второй раз – 43 часа, почти два дня. Для ребят крыса становится символом того, насколько стОит бороться за жизнь. Забота о "превосходстве" жизни над смертью логична для Бессмертного, но несколько неожиданна для публики. Мы ведь привыкли от фантастических книг ожидать каких-то вычурных и ирреальных истин, а тут смысл лежит буквально под ногами. К слову, Костя – один из самых перспективных учащихся школы Бессмертного: он справляется с колдовскими заданиями смекалкой и знанием законов природы, а не магией. Сам мальчик этого стесняется, а Кощей, скорее, радуется особому таланту воспитанника…
Писатель Алексей Ларин. Фото из личного архива.
"Школа" Алексея Ларина – один из прорывов современной фантастики. Ранее "Ревизор.ru" фиксировал
мнение, что именно "школы", учебы для детей, в фантастическом жанре не так и много. Собственно, вся она была исчерпана Гарри Поттером и его русским "клоном" Таней Гроттер Дмитрия Емца. Куда популярнее были книги про магическую академию, и то в разрезе не получения знаний, а любовных историй и различных интриг. Ларин же возвращает тему школы к химически чистому литературному воплощению. В Год педагога и наставника это особенно актуально.
Напоследок надо сказать о том, что ко второй книге сформировался собственный стиль писателя Алексея Ларина. Из текста почти ушли канцеляризмы, за которые я пеняла автору в первой рецензии. И установились характерные черты того, как он прописывает сказочный мир. Это пространство становится все более простроенным благодаря множеству деталей. Очень значима для писателя еда – от царских пиров до перекусов в харчевнях. Он не только воспроизводит меню, но и смачно передает ощущения трапезничающих: "Костя и сам знал, что вкуснее. Он почти забыл вкус пиццы, чипсов, бургеров и лимонада и нисколько не жалел об этом. Всё, что он ел здесь, было свежее, натуральное, вкусное. Свежий хлеб, только час назад как из печи, свежая сметана, густой горячий борщ. В хрустальных кувшинах стоял квас. Костя потянулся к своему любимому, малиновому". Во дворце Кощея предметом его внимания становятся интерьеры и вещи. Забавный момент: для бывшей земной оперативницы Маргариты Кошкиной Бессмертный наколдовал золотой унитаз и биде, косметику, духи и даже смартфон – звонить по нему нельзя, но в игрушки сражаться – вполне. И даже дамские наряды писатель прорисовывает с любовью и знанием дела. Это не только церемониальные платья: "Сапоги эти были гордостью Маргариты. Получив от Ферзя свою первую зарплату, она справилась, где найти в городе лучшего сапожника, нашла его мастерскую на Торгу и заказала себе сапоги, выложив за них едва ли не всё жалованье. Сапоги были высокие, удобные, красивые, светло-серой кожи снаружи и с белым кроличьим мехом внутри. К вящему удовольствию Маргариты, их можно было натягивать на босу ногу, без всяких носков и портянок".
Может быть, деталей в книге многовато. Но благодаря им текст обретает колорит и убедительность, а писатель – узнаваемый слог, что хорошо, потому что впереди у него еще пять крупных романов.