"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
18 апреля 2024
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."
18 апреля 2024
Василий Каменский: поэт, футурист и авиатор
17 апреля 2024
"Мизантроп и я". Жан-Батист Мольер. РАМТ, Маленькая сцена. Режиссер Екатерина Половцева.
17 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Поколение Z или потерянное детство: как современные дети учатся чувствовать в Интернете

Дар и проклятие XXI века

Фото: художественная студия для детей в Судаке
Фото: художественная студия для детей в Судаке

Мы живем в эпоху информации и виртуальная реальность давно стала неотъемлемой частью нашей жизни. Интернет – это, конечно, хорошо. Массы открытой информации, безлимитный доступ к книгам, видеоматериалам, энциклопедиям представляют собой практически неограниченную возможность для самообразования и познавания. Но наряду со всеми плюсами интернет-глубины таят в себе множество опасностей. И если взрослые пользователи сети вступают в этот кибер-мир уже имея сформированную основу психики и понятий о моральных принципах, то юные пользователи представляют собой чистый лист, который, увы, очень легко может стать грязным.

Наравне с информацией, влияющей позитивно, из глубин интернета льется  информация ошибочная и двуличная. Именно такая информация способствует выработке у детей неправильного представления о мире. Обилие интернет-рекламы приводит к появлению у детей желания получить ту или иную, часто совершенно ненужную, вещь. Открытый доступ к гигабайтам порно материалов – к ошибочному представлению о том, что такое секс и отношения. Не стоит забыть и о постепенном появлении интернет-зависимости, которая является такой же болезнью, как и зависимость от алкоголя или наркотических веществ. Но проблема здесь кроется гораздо глубже. Еще десять лет назад дети были "вынуждены" познавать мир самостоятельно, переживая каждую эмоцию на пути взросления в мире реальном, посредством живого общения, познавания и игры. Это, пожалуй, и есть детство. С появлением Сети получать эмоции и опыт стало легче, достаточно лишь сделать несколько кликов. Но каждый такой клик – это секунда реальной жизни, настоящего чувства и искренней эмоции.

Вопрос безопасности детей в Сети – это вопрос, в первую очередь, к родителям. Детей теперь необходимо воспитывать не только в мире реальном, но и в мире виртуальном.

Мы взяли интервью у Татьяны Храпач, руководителя художественной студии для детей и подростков в городе Судаке. Ее опыт работы с детьми на протяжении более 20-ти лет позволит нашему небольшому исследованию не быть голословным, а Судак представляет собой отдаленную от центра, независимую площадку для опытного изучения вопроса.

Фото: художественная студия для детей в Судаке

Как давно существует студия и как долго вы являетесь ее руководителем?

В прошлом, 2019 году, мы отметили 30-летие студии. Был юбилейный вечер, собрались выпускники и нынешние студийцы. Вспомнили предыдущего руководителя, который основал студию – Виктора Ивановича Шевченко. Я спустя десять лет ее подхватила и вот уже в течение 20 лет я руковожу этой студией.

Расскажи о том, что это вообще за студия и чем вы тут занимаетесь?

Изначально студия появилась не как дополнительное образование, а скорее, как образование социальное. На момент зарождения нужно было детей привлечь с улиц. Тогда дети мотались, отчасти были беспризорными и их нужно было увлечь-привлечь. Чтобы они занимались, научились общаться, научились командности… Этим студия и занималась, надо сказать – достаточно успешно. Дети, которые сюда попадали, здесь оставались, это было, если хотите, их клубом, или альма-матер… Попадая сюда, позже они связывали себя с профессиональной деятельностью, с искусством.

Какая основная цель студии на данный момент?
 
По-прежнему, цель студии – собирать детей. Понимаете, при нынешней загруженности они достаточно одиноки. Тем более, мы ориентированы на подростков. Но сейчас студия открыла двери и для самых маленьких. Сейчас задача студии – показать, что живое общение важно, необходимо и нельзя его заменить никаким искусственным интеллектом. У детей есть обратная связь – они, разговаривая, делая что-то, всегда получают ответ. Для меня важно также убрать шаблоны мышления, которые часто у детей возникают и в школе, и дома, и в интернете… Потихонечку в студии мы с этим работаем. Важно чтобы шаблон заменился на желание творчества. Тогда у ребенка появляются свои идеи, ему хочется создавать что-то новое. Мы не только рисуем, делаем и декоративные, и пластические работы. Любая идея найдет здесь свой материал.

Фото: художественная студия для детей в Судаке

Вы уже затронули главную тему – о влиянии открытого интернета на современных детей. И как вы считаете – есть ли разница между современным поколением и предыдущим поколением?

Понимаете, за тысячи лет человека не изменился. У него до сих пор одни и те же желания: любить и быть любимым, заботиться и чувствовать заботу на себе. У детей то же самое, они не изменились. Но изменились их ориентиры. Если раньше нас пугало что они под заборами стоят, и пьют там, то сейчас другое пугает… Сейчас привычка другая – смотреть в гаджеты. Еще будучи в детском кресле им ставят смотреть мультики и запихивают в рот еду. Это костыль, который они везде с собой таскают. Они могут смотреть какой-то фильм, сериал или видео в YouTube и при этом рисовать. Как будто без этого костыля очень сложно… Что самое неприятное – нынешние дети — это дети рекламы. Они все очень отзываются на рекламу. И потребности у них соответствующие. Испытывая духовный голод, необходимость в каком-то вдохновении, они испытывают еще и голод материальный. Современный дети еще и более рассеянные, они с первого раза никогда не слышат. Также меняется речь. Иногда, когда они разговаривают, я вообще ничего не понимаю.

Как современные интересы подростков отражаются на том, что они изображают – рисуют, лепят и т.д.?

Я уже сказала, что студия ориентирована на подростков. И они, подростки, находятся в постоянном поиске чувств. Идет не только физический рост, но и эмоциональное становление. Им необходимо пережить много чувств – от трагедии до эйфории. И они переживают. Чтобы почувствовать, они начинают рисовать какие-нибудь "страшилки", типа людей повешенных, порезанных, задавленных… Так они учатся переживать трагедию. Это конечно не выставочный материал, это выплески эмоции. Постепенно от одной эмоции он переходит к другой. У нас ставятся натюрморты, в которых дети должны выразить настроение, или состояние погоды, цветом ли, символом… У современных детей очень много героев из игр. Когда ты им даешь задание – они пытаются перенести на лист такого героя или графику из игры. Это конечно совсем не плохо: глаз видит, глаз схватывает, рука передает. Но хотелось бы более добрых героев… Эти герои слишком плоскостные, нет какого-то развития. Он вот такой и измениться не может.

Фото: художественная студия для детей в Судаке

Как вы считаете, есть ли плюсы у того, что сейчас информация настолько доступна? Я говорю именно про детей.

Это, конечно, очень хорошо, когда ты информирован. Имея информацию, ты вооружен – есть такая поговорка какая-то. Но такое количество информации на неокрепшее сознание – оно продавливает, настолько, что у ребенка реакция обратная – хочется отбросить. И происходит отторжение. Информация валится отовсюду и когда с ними разговаривает тот же учитель, они его не воспринимают. Интернет стал самым приоритетным источником информации. И когда говорит учитель, они его как бы перепроверяют. А учитель ведь действительно может не знать. И все, авторитет пошатнулся.

Каким, по-вашему, будет следующее поколение?

Мне кажется следующее поколение будет более чувствительным. Уже сейчас появляются дети слышащие, которым этот мир интересен, мир целиком, с его восходящим солнцем и заходящей луной, как цветы пахнут и все такое. Они, конечно, будут очень хорошо ориентироваться в техническом мире, но для души будут желать большего.

Вы считаете, что баланс между миром "техническим" и духовным выровняется?

Да, я практически уверена в этом.

Последний вопрос: какие у студии планы на будущее, хотите ли вы что-то изменить?

Думаю, что лучшие изменение – это когда тебя продолжают узнавать. Если сюда идут, значит здесь хорошо. И я хочу, чтобы это хорошо было всегда. Было постоянно. Чтобы они сюда прийти хотели и им было здесь интересно.

Для того, чтобы правильно воспитать и предупредить ребенка об опасностях интернет-пространства, взрослые пользователи сами должны видеть и осознавать эту опасность. Необходимо также четко понимать – знания и опыт, полученные человеком в детстве, будут в дальнейшем определять всю его жизнь.

Поговорите с ребенком, объясните ему что такое интернет, расскажите о его опасностях. Не стоит ждать, что ребенок сам со всем разберется, когда повзрослеет, начинайте с самого раннего возраста осознанности. Определите время, когда ребенок может пользоваться Сетью, сайты, которые он может посещать. Не пренебрегайте возможностью установить "родительский контроль". Расскажите, что такое конфиденциальность и анонимность, и о том, насколько обманчивы эти термины в Сети. Не стоит устанавливать над ребенком тотальный контроль и отслеживать каждый его шаг в Интернете – это лишь вызовет обратную реакцию. Здесь необходима тактичность, искренность и собственный пример – задача сложная, но выполнимая.

Фото: художественная студия для детей в Судаке

Дети, лишенные детства и реальных эмоций, это то же самое, что дети, лишенные глаза или возможности говорить. Исправить комплексы, зажимы или неверные представления о жизни во взрослом возрасте гораздо сложнее, чем предотвратить все это в детстве. То, каким будет следующее поколение – вопрос поколения предыдущего. Стоит помнить это, а также помнить то, что даже самая безобидная вещь может стать страшным оружием в руках неопытного и незнающего человека.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Подведены итоги конкурса молодежной журналистики от "Ревизора.ru"
Альбер Камю: человек, который сделал себя сам
Герои-антагонисты в русской литературе

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть