Мировая война. Из рукописи писательницы Анастасии Алексеевны Вербицкой.
24 апреля 2024
Испанские страсти. Спектакль "Севильский цирюльник".
24 апреля 2024
БАМ отмечает 50 лет
23 апреля 2024
Шекспир в контексте
23 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

24 октября 2019 13:12

ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет выставку "Князья Юсуповы и Цветаевский музей"

Мероприятие приурочено к 100-летию Государственного музея-усадьбы "Архангельское".

Автор: Ревизор.ru
ГМИИ им. А.С. Пушкина. Музей Фото: m.vogue.ru
ГМИИ им. А.С. Пушкина. Музей Фото: m.vogue.ru

С 29 октября 2019 года по 12 января 2020 года в главном здании ГМИИ им. А. С. Пушкина (зал 25) будет проходить камерная выставка под названием "Князья Юсуповы и Цветаевский музей", посвященная 100-летию Государственного музея-усадьбы "Архангельское".

Напомним, уникальный дворцовый и архитектурно-парковый ансамбль "Архангельское" был его владельцами, князьями Юсуповыми, превращен в музейный комплекс, вместилище знаменитой художественной коллекции. 23 октября 1918 года декретом "О национализации имений Архангельское, Останкино и Кусково" усадьба перешла в собственность государства. 1 мая 1919 года музей в усадьбе Архангельское был открыт для посетителей.

Выставку "Князья Юсуповы и Цветаевский музей" совместно организуют Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина и Государственный музей-усадьба "Архангельское" при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Как пояснила для прессы куратор выставки Любовь Савинская, ведущий научный сотрудник отдела искусства старых мастеров, камерная экспозиция призвана рассказать о значительном вкладе, который внесли в создание Музея изящных искусств при Московском университете (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина) известные благотворители – князья Зинаида и Феликс Юсуповы.

Князья Юсуповы. Фото: very-old-life.livejournal.com

Выставка будет составлена из материалов из собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина, музея-усадьбы "Архангельское", Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева, Государственного исторического музея и Российского государственного архива древних актов. В нее войдут документы о ходе работы по обустройству музея (фотографии, эскизы, открытки, письма) и копии древних фресок, созданные художником Федором Петровичем Рейманом в 1900 году при поддержке меценатов. Впервые будут экспонироваться два чертежа-эскиза Р.И. Клейна, письмо Ф.Ф. Юсупова к И.В. Цветаеву, письмо И.В. Цветаева к З.Н. Юсуповой, диплом Комитета по устройству Музея изящных искусств, выданный члену-учредителю княгине З.Н. Юсуповой.

Идея создания общедоступного художественного музея в Москве, где, в отличие от Петербурга, до середины XIX века не существовало общедоступного художественного собрания, "витала в воздухе" на протяжении этого столетия. О создании Музея античного искусства при Московском университете с 1893 года мечтал профессор кафедры истории и теории искусств Московского университета, филолог-латинист, историк искусства Иван Владимирович Цветаев, отец великой русской поэтессы.

В 1862 году открылся Московский публичный и Румянцевский музей – первый общедоступный культурный, научный и художественный центр в Москве. В то же время при Московском университете формировался Кабинет изящных искусств. К 1890-м годам в двух его комнатах в здании на Большой Никитской улице располагалось собрание слепков со скульптуры и рельефов, нумизматическая коллекция и собрание греческих ваз. С ростом количества экспонатов появилась потребность в новых экспозиционных пространствах. В связи с этим профессор Цветаев опубликовал ряд статей в защиту идеи строительства нового Музея античного искусства при Московском университете. Вскоре он выпустил брошюру "Комитет для устройства в Москве Музея античного искусства при Императорском Московском университете".

Организация Комитета по устройству Музея изящных искусств, объединившего заинтересованных людей, положила начало созданию нового музея. В Комитет вошли профессоры Московского университета, художники, архитекторы, богатые коммерсанты и дворяне и даже члены императорской семьи. Они оказывали университету содействие в строительстве музейного здания, комплектовании коллекций, помогали материально.

Будущий музей виделся Цветаеву публичным просветительским центром Москвы и музеем мировой скульптуры. По результатам конкурса проектов будущего здания музея архитектором был назначен Роман Клейн, разработавший проект в модном в ту эпоху стиле неоклассицистической эклектики, под стать классическому содержанию музейного собрания.

Музей изящных искусств сооружался на частные пожертвования. Князь и княгиня Юсуповы владельцы крупного фамильного состояния, коллекционеры и меценаты, были среди виднейших жертвователей. Они входили в число членов-учредителей Комитета по устройству Музея изящных искусств. В 1898–1900 годах князь Феликс Юсупов финансировал работы художника Федора Реймана по копированию раннехристианских фресок в римских катакомбах, а княгиня Зинаида Юсупова оплатила изготовление одного из самых известных экспонатов музея – слепка конной статуи кондотьера Коллеони, исполненной Андреа Верроккьо. Княжеская чета также полностью оплатила строительство Римского зала музея в 1902–1906 годах. Римский зал, самый архитектурно сложный и нарядно декорированный, был сооружен по проекту Романа Клейна и оформлен Игнатием Нивинским. Размещенная в зале римская скульптура IV–I веков до н. э. и само пространство создавали гармоничное единство. При открытии музея в 1912 году этот зал получил имя знаменитого предка Зинаиды Николаевны, князя Николая Борисовича Юсупова-старшего – основателя семейного художественного собрания.

Римский зал. Фото: test.ijcc-russia.ru

Музей изящных искусств воплотил в общественном сознании идею "эстетического музея". Архитектура и экспозиционное решение залов объединили весь опыт музейной практики XIX века.

Владея к началу ХХ века крупнейшим в России частным художественным собранием, сами Юсуповы вынашивали идею создания частных публичных музеев в петербургском дворце на Мойке и в подмосковной усадьбе Архангельское. После революции 1917 года и национализации многие картины, рисунки, альбомы с гравюрами из коллекции князей Юсуповых поступили в Музей изящных искусств. С 1937 года он называется Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В настоящее время многие юсуповские картины находятся в постоянной экспозиции Пушкинского музея. На время проведения выставки они будут отмечены специальной маркировкой.
Поделиться:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Ирина Герасимова: "Главная задача конкурса "Партитура" – открыть новые имена"
Мировая война. Из рукописи писательницы Анастасии Алексеевны Вербицкой.
Испанские страсти. Спектакль "Севильский цирюльник".

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музеев ВСЕ НОВОСТИ МУЗЕЕВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть