Всадник Апокалипсиса во льдах: почему "Нечто" Джона Карпентера стало культовым?
3 июля 2020
От "золотого века" до"эпохи ремейков": как хорроры стали "низкосортным" жанром?
3 июля 2020
Страх по-итальянски: какими были хорроры в Италии 80-х
3 июля 2020
Провинциальная усадьба Остерманов
2 июля 2020

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Мифология художника Юрия Трубина

В селе Деулино, расположенном на окраине Национального парка "Мещёра", скрывается вернисаж современного искусства, которому бы позавидовали столицы.

Юрий Трубин. Все фото в статье Е. Сафроновой.
Юрий Трубин. Все фото в статье Е. Сафроновой.

Ехали мы, никого не трогали, по селу Деулину, хотели завернуть в лес и на лоне природы тихо в семейном кругу отдохнуть от самоизоляции. Слева по борту как будто вспыхнул светофор, и я инстинктивно нажала на тормоз. Это был не светофор, а два огромных желтых глаза сказочного чудовища, замурованного в деревянную стену и злобно глядевшего наружу. Вокруг чудища теснился хоровод ему подобных существ – словно все духи леса ожили, сошлись на одну поляну и опять застыли. До полнолуния или до Вальпургиевой ночи.



Ехать дальше не было никакой возможности. Мы припарковались и пошли бродить по лабиринту чудовищ.

- Люди! – окликнул откуда-то поблизости хрипловатый голос Минотавра. – Сюда идите!

Мы забоялись, завертели головами. Отовсюду на нас пялились деревянные очи, но все лица казались мертвыми.

- Сюда!  - повторил хозяин лабиринта.

- А где вы? – спросила я.

- Здесь! – объяснил он.

Идя на голос, мы вышли к солидному навесу, под которым за огромным  как будто бы прилавком стоял седой человек в окладистой бороде. Перед ним сидя отдыхала задумчивая корова (?) с шестью рогами и красным клоунским носом.



Познакомились. Оказывается, лесная дорога привела нас прямо к мастерской художников Трубиных. А перед нами собственной персоной находился родоначальник мастерской и династии – Юрий Александрович Трубин, автор всего деревянного богатства, образующего вернисаж, украшающий обочину сельской улицы. То, что мне показалось прилавком, было на деле гигантским рабочим столом.

Двор мастерской служит вместилищем полномасштабных деревянных изваяний – среди них, например, есть драккар викингов едва ли не в натуральную величину, копия пиратской шхуны на цепях между столбов, то есть стволов сосен, и домики в архитектурных стилях разных народов. Но туда хозяин нас не пустил: карантин. Предложил приехать в благополучные времена. А пока – познакомиться с обитателями сказочного царства, живущими за воротами усадьбы. Мы с радостью согласились, тем более, что Трубин удостоил нас экскурса в историю места. Его манера разговаривать не менее колоритна, чем эстетика резьбы по дереву. Юрий Александрович начал с себя.



- У меня два высших образования: военное и экономическое. Рязанское автомобильное училище и Академия тыла и транспорта в Ленинграде. Потом я 23 года работал в Министерстве обороны на Фрунзенской набережной, 22. А еще семь лет – у Зураба Церетели.

- Да ну?! И как это было?

- Церетели сделает из глины какую-нибудь чушку и дает ученикам: ну вы же поняли? Доделывайте!.. У меня учеников нет. У нас есть усадьба художников Трубиных. Раньше была творческая группа "Творюки", состоящая из меня, моего сына Андрея, и жены моего сына. Может, слышали?..



Я действительно слышала о творческой группе "Творюки" и даже видела на выставках эскизов в Рязани некоторые макеты памятников. Запомнилась композиция "Журавли" – мощные птицы, взлетающие из-за колючей проволоки. Этот памятник узникам концлагерей всех времен и народов "Творюки" предлагали установить на площади Свободы в Рязани вместо изжившей себя морально и физически металлической стелы с орденом наверху, памятника хрущевской эпохи. К сожалению, монумент "Журавли" в жизнь не воплотился. А потом приказала долго жить и фирма "Творюки", возникшая на основе творческой группы.  



- Сейчас существует художник Андрей Трубин, мой сын, и мастерская художников Трубиных.

- Внутренние противоречия погубили группу?

- Из ста браков, которые зарождаются на этой земле, восемьдесят разваливаются, - философски ответил Юрий Александрович. – А уж что говорить о творческих людях? Я никогда со своим сыном не работаю. И он не может со мной работать. Мы слишком большие диктаторы.



Несмотря на то, что работают Трубины по отдельности, Юрий Александрович безмерно гордится сыном.

- Перед вами стоит – уже начинайте аплодировать – самый гениальный житель этой планеты, - объявил он, приосанившись. - Но главное не это, а то, что у меня абсолютно гениальный сын. Вам кажется, я хвастаюсь? Но я же художник! Для художника скромность – это прямая дорога в безызвестность!



В доказательство Трубин показал каталог работ Андрея Трубина. Тот занимается монументальным искусством и дизайнерскими проектами, как интерьерными, так и натурными. Работал, например, над оформлением развлекательного комплекса "В некотором царстве" близ Рязани. Очень многие предметы сказочного антуража, вроде царской кареты, царского же терема и короны для главной башни родились именно здесь, в лесной мастерской. Также Андрей Трубин придумал нестандартные декоративные элементы для сети столичных ресторанов "Рахат-лукум", рязанского автомагазина "Мир колеса", ресторана-гостиницы "Конюшенный двор", кафе в ближайшем райцентре Спас-Клепики и многих других объектов. Юрий Александрович тоже работает над заказами, частными и корпоративными. Но в свободное время, для отдохновения, создает шедевры деревянной скульптуры, которые уже снискали славу. Пораженные гости оставляют посты в сети. Фото в интернете запечатлели корабли, драконы, причудливые постройки на территории усадьбы. Обычно выставка резьбы по дереву работает как вернисаж опен-эйр бесперебойно. Привычка идти за новыми впечатлениями у народа сохранилась даже сейчас. Каждые пять минут Юрий Александрович прерывал беседу зычным окликом:

- Люди! Карантин у нас! – и предлагал гостям вернуться, когда ограничения будут сняты.



- "Для себя" я никогда не старался сделать что-то такое, что бы понравилось людям. Людям нравится отстой, - безапелляционно заявил Юрий Александрович. – Поэтому они ездят по миру и смотрят всякое. А зачем ездить далеко?..

- Сколько лет существует усадьба художников Трубиных?

- Вчера после программы "Время" я послушал обращение президента к нации, расчувствовался: ну надо же что-то для страны сделать!.. Вот и…

- А если серьезно?

- Я работаю для себя, если у меня остается свободное время. Это продолжается недолго, лет 5-6. Когда пройдет карантин, приезжайте, мы с вами посмотрим 10-15 абсолютно безумных скульптур, каких никто никогда не делал, аналогов нет. Думаю, что в России не будет другого места, где стоит столько безумных скульптур. Художники же не вполне нормальные люди, - самокритично признался "Творюк".



Юрий Александрович резок на язык, но его высказывания отчасти справедливы. "Насельники" его усадьбы и окрестной поляны – персонажи мифологии. Но не славянской, не скандинавской, не кельтской, не японской, хотя в отдельных чертах похожи. Здесь правит бал собственная мифология Юрия Трубина. Некоторых своих креатур он нам любезно представил. Если рассказывать обо всех, говорит автор, мы бы задержались на три дня. Похоже на то, ибо помимо "хэнд-мейда", на поляне Трубина собраны настоящие старинные вещи – утварь, инструменты крестьянского быта, собранные по соседним деревням. В их числе, скажем, люлька на боку которой четко вырезано: "1890 год". Чтобы 130-летней зыбке не было пусто и одиноко, художник сделал для нее жильца – вроде бы обычная девочка, только великовозрастная и с рожками. Это не случайность: женскую природу он видит демонической.



- Подойдите сюда, - позвал он нас к парочке странных существ: головы дракона (но с льняными косами), лапы Бабы-Яги (у большого в когтях вилы, у маленького – пара коньков), фигуры антропоморфны. - Растолкуйте эту ситуацию. Мне всегда очень интересно слушать мнения! Правда, у женщин мозгов нет. Но если вы занимаетесь журналистикой, у вас должен быть как минимум острый ум: не тупо на вещи смотреть, а делать какие-то выводы.

Увы – я тут же посрамила профессию, предположив, что два дракончика собрались на рыбалку.



- Композиция называется "С мамой в школу"! – торжествующе объявил Трубин. Мы так и сели – если бы было куда.

- Посмотрите. Вот так на этой земле в семь утра выглядит любая женщина, которая не выспалась, но ей надо вести ребенка в уродский детский сад или идиотскую школу. И она его за это терпеть не может! А вот так в семь утра выглядит любой ребенок. Ему хочется спать, на коньках кататься, рыбку ловить – что угодно, но ему не хочется в школу!..

Когда я показала фото скульптурной группы "С мамой в школу" знакомой родительнице третьеклассного чада, она признала: это точный внутренний портрет.



Вторая композиция, к которой подвел нас Юрий Александрович, на первый взгляд выглядела невиннее. В люльке (определенно этот предмет важен для Трубина) качался лысоватый мужичок в холстине и лаптях, с выражением лица несколько инфантильным, которое дополняли сачок и "букет" из бабочек в одной руке.

- Каждый мужчина, сколько бы ему ни исполнилось лет, остается ребенком,  - пояснил Трубин. – Посмотрите на левую руку. Это – его мысли о женщинах. Он держит сачок, хочет в него поймать вот такую бабочку. А на правой руке – то, что получает в реальности! - в голосе художника нарастал трагизм. Мы посмотрели на игрушечную лошадку в правой руке. Коняшка как коняшка… Но я попыталась подстроиться под образ мыслей нашего хозяина.

- Загнанная лошадь?

- Кобыла! – торжествующе уточнил Трубин.

- В бижутерии – вся искусственная. Но с ключами. Она у него отобрала все?

- Вы все-таки умная девушка. Композиция называется "Супружеская жизнь".



К институту брака у Трубина отношение не самое почтительное. Это нам доказал третий перформанс: маленький атласный башмачок с новой подошвой, но стертым, потускневшим верхом. Это то, во что превращается хрустальная туфелька после нескольких лет замужества. Ну, и обилие Бабок Ёжек среди деревянных изваяний о чем-то да говорит… За пристрастие художника к этому образу лесной вернисаж журналисты прозвали "Музей Бабы Яги". Юрию Александровичу, кажется, это не очень нравится. Думаю, потому, что упрощение. Ведь тут собрались и деревянные львы, и кот с витражными глазами, и жар-птица, сияющая на просвет, и Кощей Бессмертный. Не говоря уже о тех существах, что классификации не поддаются. Безусловно, когда мы в следующий раз приедем в усадьбу художников Трубиных, Юрий Александрович нам о них расскажет.


- Так как мне, - спросила я на прощанье, - представить в репортаже вашу усадьбу? Как музей? Как мастерскую?

- Вы бы назвали попроще: место, куда хочется вернуться, - посоветовал Юрий Александрович.  
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Всадник Апокалипсиса во льдах: почему "Нечто" Джона Карпентера стало культовым?
От "золотого века" до"эпохи ремейков": как хорроры стали "низкосортным" жанром?
Страх по-итальянски: какими были хорроры в Италии 80-х

В Москве

Слово сильнее заразы: как в разгар пандемии прошёл книжный фестиваль "Красная площадь"
Ольга Волкова: "Москва меня баловала"
Маленькие герои большой войны
Новости музеев ВСЕ НОВОСТИ МУЗЕЕВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть